Встреча иерархов: итоги

Для многих англоязычных СМИ встреча между патриархом московским и всея Руси Кириллом и главой римско-католической церкви папой Франциском стала поводом лишний раз высказать неодобрение в адрес российского президента Владимира Путина, а также мимоходом поделиться с аудиторией своими спекуляциями на тему Русской православной церкви. Реже встречаются комментаторы, которые действительно пытаются проанализировать ситуацию и осмыслить связь между геополитикой и межцерковными отношениями.

Серьезное британское издание Financial Times начинает с того, что встреча иерархов была остро политической, что она состоялась по указке Путина и имела целью упрочить международное положение России. В частности, отмечается, что в итоговой декларации педалируются консервативные ценности, которые сейчас насаждаются в России (по всей видимости, на папу римского это влияние тоже распространилось). Также сообщается, что при Путине в России популярность православной церкви достигла небывалых высот и что это странно, потому что сам Путин из КГБ, а КГБ в свое время преследовал церковь.

Другая серьезная, но на этот раз американская газета Washington Post объясняет, что Россия была крайне заинтересована в этой встрече иерархов. Теперь российская сторона заручилась папской поддержкой по ряду вопросов, и критиковать действия России на международном уровне станет труднее. Еще один мотив для встречи на Кубе — это стремление патриарха Кирилла расширить влияние Русской православной церкви в латиноамериканском регионе.

BBC сообщает читателям, что на самом деле православных церквей в мире много, просто Русская православная церковь самая большая, а значит, и самая влиятельная. Также уточняется, что от встречи не стоит ожидать результатов в духе окончательного примирения между восточными и западными церквями.

Наконец, The Economist попытался прокомментировать контекст и содержание встречи. Церковная дипломатия, пишет автор, происходит в контексте, определяемом историей и текущими событиями. Идея встречи между русским православным и римско-католическим иерархами обсуждалась на протяжении двух последних десятилетий, однако Русская православная церковь систематически этому препятствовала, ссылаясь на продолжающиеся споры из-за церковного авторитета в постсоветском пространстве, особенно на Украине. Со своей стороны, папы Иоанн Павел II и Бенедикт XVI приветствовали такую перспективу. Наконец, уже при папе Франциске встреча состоялась, и основанием к ней послужили гонения на христиан на Ближнем Востоке.

Это основание определило тон и повестку встречи: обе стороны стремились подчеркнуть единодушие в тех областях, в которых оно и прежде имело место - либо за счет принадлежности к религии, противопоставляемой другим религиям (прежде всего, исламу, так как речь шла о Ближнем Востоке), либо за счет общих консервативно-традиционалистских установок, разделяемых в настоящий момент обеими церквями. Говоря о политической конкретике, обе церкви сходятся в поддержке режима Асада в Сирии, о чем патриарх Кирилл говорит более открыто, а католическая сторона более уклончиво, но консенсус так или иначе присутствует.

Самой напряженной частью встречи, отмечает автор, было обсуждение ситуации с церковью в Украине. Здесь уже между иерархами, очевидно, имел место жесткий торг. В Украине, объясняет автор, за 400 лет образовалось три главных религиозных органа восточного толка: грекокатолики (с восточной литургической традицией, но признающие папу римского); Украинская православная церковь, которая, при некоторой автономии, все же подчиняется Московскому патриархату; и непризнанный Киевский патриархат, который претендует на то, чтобы возглавить независимую национальную православную церковь.

Торг состоял в том, чтобы согласовать картину распределения церковных сил в Украине. В итоге пришли к тому, что существование грекокатоликов допустимо (это было уступкой римским католикам), но, с другой стороны, православные церкви Украины должны воздерживаться от противостояния и усугубления конфликта (что было уступкой Московскому патриархату). Еще одной уступкой Московскому патриархату была договоренность, что католики не должны вмешиваться в споры между православными церквями в Украине, то есть фактически определяющим в этих спорах будет линия Московского патриархата.