Адрес: https://polit.ru/article/2016/02/19/blogs/


19 февраля 2016, 17:00

ФБР: взломать айфон официально

Корпорация Apple получила приказ от ФБР включить в операционную систему своих устройств возможность для сторонних лиц дешифровывать пользовательские данные. Требование поступило в ходе следствия по стрельбе в Сан-Бернардино. Во вторник на сайте компании появилось пространное обращение возглавляющего ее Тима Кука к пользователям, где объяснялась ситуация, а также постулировалось намерение бороться за защиту частной пользовательской информации (в частности, обжаловать приказ в суде). Также там содержался призыв открыть общественную дискуссию на эту тему. Общественная дискуссия действительно состоялась в том смысле, что эта тема стала широко обсуждаемой, в том числе в СМИ.

Технически проблема в том, что, как утверждает Apple, сейчас пользовательская информация, содержащаяся в айфонах и прочих его устройствах, хранится в зашифрованном виде, и никто, кроме владельцев, не может ее использовать, потому что ключи, с помощью которых она расшифровывается, уникальны. Получить информацию, содержащуюся в айфоне можно только введя в этот айфон правильный пароль. Но число попыток ограничено, и если их исчерпать, то устройство блокируется. ФБР настаивает на том, чтобы компания изменила операционную систему, устанавливаемую на устройствах, таким образом, чтобы ее можно было легко взломать в случае следственной необходимости.

С юридической точки зрения, объясняет Washington Post, эта история о том, что ФБР хочет создать прецедент, в результате которого технологические компании будут обязаны помогать следствию получать зашифрованную частную информацию. Для ФБР, комментирует автор, это уступка в плане неприкосновенности частной жизни ради всеобщей безопасности. Для технологического сообщества это, в первую очередь, вопрос о том, что важнее: всеобщая безопасность или возможность тотального контроля над пользователями.

С технической точки зрения, оговаривает автор, ничто не мешает ФБР своими силами написать систему, практически идентичную iOS, но с поправкой на упрощенную дешифровку. Тогда эту систему можно будет устанавливать на нужное устройство и извлекать из него данные. Но такой проект требует больших финансовых ресурсов, поэтому ФБР проще потребовать этого от Apple. Строго говоря, такие альтернативные системы наверняка уже разработаны многими спецслужбами по всему миру.

Спецслужбы, скорее всего, используют эти разработки точечно. Но рано или поздно такие технологии с государственного уровня спускаются на пользовательский и становятся достоянием общественности. В данном случае они станут достоянием злоумышленников. В этом смысле от взлома не застрахован никто, независимо от исхода пререканий между ФБР и Apple. Тем не менее, автор поддерживает позицию Apple и призывает читателей последовать его примеру. Он мотивирует это тем, что вредно именно создание прецедента, переводящего разрушение защиты личных данных в статус официальной практики.

The Atlantic отмечает, что эта история могла бы стать для Apple блестящей PR-компанией. Один из ее отчетливых месседжей в том, что компания создала настолько мощную защиту системы, что даже федеральное правительство со всеми его деньгами, экспертами и суперкомпьютерами не может ее взломать. Но красота этого сюжета немного омрачается тем, что у ФБР на руках вполне легитимный ордер, которому компания обязана подчиниться. ФБР аргументирует необходимость такого шага тем, что защищенностью системы пользуются террористы. Американская общественность террористов боится, поэтому многие такое решение бы поддержали. В этом смысле согласие Apple на сотрудничество, вероятно, не вызвало бы у аудитории сильного неприятия.

Тем не менее, в Apple решили дальше продвигать тему неприкосновенности личных данных, которая уже долгое время была важной частью имиджа компании. Между тем, мнения среди граждан (речь в статье идет только о гражданах США) разделились. Часть считает сопротивление Apple в таком деле безответственностью. Другие считают, что гораздо опаснее риски, которыми чревато создание прецедента.