Полет без подзарядки

Сегодня интернет всколыхнула новость о том, что с 1 апреля 2016 года вводится запрет на перевозку в самолетах вторичных – то есть перезаряжаемых – литий-ионных аккумуляторных батарей. Такое решение приняла Международная организация гражданской авиации (ИКАО, International Civil Aviation Organization) с учетом пожарной опасности указанного типа аккумуляторов. Для их транспортировки нужна огнестойкая упаковка, а она, считают специалисты, в промышленных масштабах появится не раньше 2018 года – тогда и запрет может быть снят.

«Интрига» заключается в том, что большинство СМИ не уточнили, каких именно батарей коснется запрет, и у читателей сложилось впечатление, будто рядовым пассажирам нельзя будет брать на борт или сдавать в багаж аккумуляторы от смартфонов, ноутбуков или фотоаппаратов (в этих устройствах также используются литий-ионные аккумуляторы).

Однако, как выяснилось, ИКАО имела в виду аккумуляторы большой емкости – такие ставятся в автомобилях, мотоциклах, электрических скутерах и на некоторых типах дронов. Кроме того, запрет коснется оптовых партий литий-ионных аккумуляторов любой емкости. То есть с точки зрения рядового авиапассажира никаких изменений не ожидается.

Эксперты утверждают, что отдельные литий-ионные аккумуляторные батареи не опасны, а вот крупная партия в одном транспортировочном контейнере может представлять собой угрозу: если один из них случайно замкнет или загорится из-за перезарядки или нарушения целостности, огонь распространится на все остальные аккумуляторы, и на борту самолета возникнет крупный пожар.

В самой ИКАО уточнили, что до 1 апреля 2016 года продолжит действовать специальное положение А51 Технических инструкций по безопасной перевозке опасных грузов по воздуху (оно было принято ради «эксплуатационной гибкости» пассажирских самолетов и позволяет перевозить литий-ионные батареи общей массой не более 35 килограммов). Эти аккумуляторы используются на самих пассажирских самолетах, поэтому – практически в порядке исключения – ИКАО разрешала провозить их в багаже авиалайнеров.

А вот с апреля перевозить такие аккумуляторы большой емкости или в большом количестве смогут только грузовые самолеты, но никак не пассажирские.

Некоторые авиакомпании уже достаточно давно в частном порядке установили такой запрет для своих воздушных судов, у отдельных перевозчиков существуют ограничения предельной мощности или веса помещаемых в багаж аккумуляторов.

Соответственно, для пассажиров авиалайнеров по сути ничего не меняется: они по-прежнему могут сдавать литий-ионные аккумуляторы в багаж, но при условии, что эти батареи установлены (или интегрированы) в электронное устройство, имеют емкость менее160 Wh и вместе с устройством весят не более пяти килограммов. Эти нюансы, как правило, в принципе неактуальны, поскольку мало кто сдает в багаж свои ноутбуки, фотоаппараты и прочие гаджеты. Отдельные – запасные – батареи указанного типа в багаже провозить нельзя.

В ручной клади пассажир имеет право брать на борт литий-ионные батареи емкостью менее 100 Wh каждая, причем как внутри электронных устройств, так и отдельно (но во втором случае – либо в отдельном пластиковом пакете, либо с заклеенными изолентой контактами). Батареи стандарта Power-Link, которые присоединяются друг к другу, для перевозки в салоне самолета придется разъединить и упаковать по отдельности.

Теоретически пассажир имеет право помещать в ручную кладь неограниченное количество литий-ионных батарей указанной мощности, но на практике ему могут разрешить оставить только три штуки, а остальные попросят распределить между попутчиками.

Кроме того, категорически не рекомендуется брать на борт «самопальные» батареи с визуальными признаками доработки или переделки, поскольку на предполетном контроле часто просят показать аккмулятор и, естественно, не разрешат везти «нештатный» вариант.