Партия под ударом

Политический и экономический кризис, гремящей по всей Бразилии пустыми кастрюлями, которые в Латинской Америки традиционно используются для выражения протеста, расширяется и углубляется все сильнее. Открываются новые подробности коррупционного скандала, в который теперь еще более плотно вовлечена президент Бразилии Дилма Русеф. В интервью популярному бразильскому журналу Veja сенатор Делсидио ду Амарал заявил, что Русеф не только знала о коррупционных схемах, связанных с государственной нефтегазовой компанией Petrobas, но и сама практиковала их после того, как сменила Луиса Инасиу Лулу да Силва на посту главы государства. Угроза импичмента для Русеф становится все более реальной.

По словам сенатора, Лула влиял на назначение директоров в Petrobas, за счет чего Партия трудящихся получала определенные рычаги давления на госкомпанию, которая финансировала предвыборные расходы партии. В период с 2003 по 2010 год совет директоров возглавляла Русеф, но она говорит, что ничего не знала о нарушениях. Амарал, который долгое время был одним из ближайших союзников президента, заявляет, что это ложь. По его словам, Русеф не только была в курсе коррупционных схем, но и продолжила их использовать после прихода к власти, благодаря чему именно Petrobas был бенефициаром ее избирательных компаний 2010 и 2014 годов.

Амарал является фигурантом расследования коррупционного скандала. В ноябре прошлого года он был арестован, а на этой неделе согласился сотрудничать со следствием в обмен на смягчение приговора. По его словам, Русеф пыталась приостановить расследование и была готова заплатить сенатору за его молчание. Представители президента уже распространили заявление, в котором отрицаются все обвинения, выдвинутые в ее адрес. В любом случае несомненно, что показания Амарала, достоверные они или ложные, сыграют свою роль уже сейчас, когда набирает обороты процедура импичмента в отношении Русеф. 

Результаты опроса, проведенного социологическим центром Datafolha, показали, что число бразильцев, которые поддерживают инициативу об импичменте, по сравнению с февралем выросло с 58% до 65%. Против отставки президента высказались 27% респондентов. В четверг нижняя палата парламента проголосовала за создание комиссии по импичменту Русеф. В состав комиссии войдут представители всех парламентских фракций, которые вынесут предварительное решение об уместности отстранения Русеф от должности. Затем решение комиссии должно пройти одобрений двух третей депутатов, окончательный вердикт вынесет сенат – верхняя палата парламента.

Процедура импичмента была запущена в декабре 2015 года по требованию оппозиционных партий, которые обвиняют Русеф в финансовых махинациях при распределении бюджета и нарушении налогового законодательства. Десятки депутатов парламента призывают ее уйти в отставку. С этим же требованием тысячи человек выходят на демонстрации по всей стране. В начале недели демонстрации против Русеф в Сан-Паулу и Рио-де-Жанейро собрали более миллиона человек.

Еще больше усугубило ситуацию решение Русеф назначить Лулу на пост главы президентской администрации, благодаря чему он мог бы уйти от судебного преследования через запасной выход. Это решение вряд ли можно назвать этичным, но что самое важное, в кризисный момент оно еще больше дискредитировало как саму Русеф, так и всю Партию трудящихся. Впрочем, не долго думая федеральный судья Бразилии заблокировал назначение экс-президента из-за риска навредить «свободному осуществлению судебной власти». Это значит, что Лула может быть арестован по решению первой судебной инстанции, в то время как дела действующих членов правительства рассматривает только Верховный суд.

Дриблинг Русеф вызвал новые протесты в стране. Стихийные демонстрации заблокировали движение на улицах Сан-Паулу и Рио-де-Жанейро. Возле президентского дворца во время приведения Лулы к присяге между его сторонниками и противниками произошли столкновения, полиции пришлось применить слезоточивый газ. Подогрела возмущение публикация следователем аудиозаписи разговора между Русеф и Лулой, в которой президент говорит лидеру Партии трудящихся о том, что направит ему документ о назначении, которым он сможет воспользоваться «в случае необходимости».

С другой стороны, следователь Сержио Моро, который в действительности является заклятым врагом Лулы, был обвинен в том, что методы работы, которые он использует как инструмент давления на экс-президента, прокладывают путь к концу демократического правового государства. В мгновение ока Моро из сотрудника правоохранительных органов превратился в политика, чья популярность стремительно растет. Особенно модной среди противников Партии трудящихся сейчас считается футболка с надписью «Мы верим в Моро».

Сам Лула не отказывается от участия в следственных действиях и отрицает всякую причастность к коррупции. Виновность его или Русеф пока не доказаны, но имя бывшего и нынешнего президентов уже оказалось запятнано этим делом, бразильским же левым, не связанным с Партией трудящихся, понадобится какое-то время, чтобы восстановить свою репутацию. Тем более, что репутация самой Партии трудящихся разрушается не только коррупционным скандалом, но и проблемами с социальной политикой и соблюдением прав человека, включая сокращения бюджетников, урезание соцобеспечения и пенсий, подавление инакомыслия, преследование общественных движений и брутальные разгоны демонстраций.