От Новой Гвинеи до Испании

Кинолекторий Московского международного фестиваля визуальной антропологии «Камера-посредник» продолжает знакомить ценителей документального кино с редкими фильмами из фондов фестиваля. Помимо кинокартин на экране, вас ждут встречи с режиссёрами, учёными Института этнологии и антропологии РАН, МГУ им. М. В. Ломоносова и увлечёнными кинематографом людьми на дискуссионной площадке лектория. «Полит.ру» выступает информационным партнером кинопоказов и лекций.

Программа кинолектория фестиваля визуальной антропологии (март - июнь 2016)

Прошедшие показы: 

24 марта 2016

 

СВАДЬБА УДАИ

43 мин., Россия, 2013

Режиссер Марина Бутовская

 

Удаи – датогская девушка. Она никогда не ходила в школу и жила в усадьбе своего деда в Манголе (Северная Танзания). Она с детства осваивала правила поведения и навыки, необходимые датогской женщине. Примерно в возрасте 14 лет Удаи прошла инициацию и ей выбили 2 нижних резца, как это положено в датогской традиции. Дедушка Удаи нашел ей достойного жениха, и когда обе стороны достигли соглашения, Удаи увезли к себе родственники будущего мужа в Пангани – другой регион Танзании за 400 км от родного дома… В фильме показана датогская свадьба, роль самой невесты, жениха и родственников со стороны каждого из новобрачных. Свадьба Удаи происходит строго в соответствии с традициями данной культуры, до настоящего времени не подвергшейся влиянию христианизации или исламизации. В течение трех дней каждая из участвующих сторон выполняет ритуалы, четко следуя предписанной нормами схеме.

Марина Бутовская – антрополог, специалист по этологии человека, африканист. Доктор биологических наук, профессор. Работает в Институте этнологии и антропологии им. Н.Н. Миклухо-Маклая РАН, преподает в РГГУ.

 

28 апреля 2016

ПРЕКРАСНАЯ ДИАНА

45 мин., Сербия, 2004

Режиссер Борис Митич

Это внимательный взгляд на цыганских беженцев, живущих в пригороде Белграда. Они зарабатывают на жизнь тем, что переделывают классические Ситроэны и Дианы в мусороперерабатывающие машины, которые используют для сбора картона, бутылок и металлолома. Эти современные лошади гораздо более эффективны, чем старые телеги, но что еще более важно, они символизируют свободу, надежду и стиль для своих хитроумных обладателей. Даже автомобильные аккумуляторы используются для выработки энергии – для освещения, работы телевизора и подзарядки мобильных телефонов! Можно сказать, сбываются мечты алхимиков! Но полиция почему-то не всегда находит эти странные транспортные средства забавными.

Борис Митич жил на нескольких континентах, занимался проблемами массовой коммуникации. Вернувшись в Белград, участвовал в войне, пять лет работал в международных СМИ, многое понял и решил посвятить дальнейшую жизнь своей семье, футболу и документальному кино.

Приглашенный эксперт Ксения Трофимова, религиовед, кандидат философских наук, младший научный сотрудник Института философии РАН. Автор работ по религиозным традициям цыган на Балканах.

26 мая 2016

ПАПА ЧИМБУ

54 мин., Австралия, Германия, Папуа-Новая Гвинея, 2007

В 1937 году молодой миссионер отец Джон Найлс прибыл в горы Папуа-Новой Гвинеи, где остался на последующие 54 года. Он жил с народом чимбу, изучая их язык, культуру, образ жизни и знакомя их со своим Богом и западной культурой. Он был не просто священником, но стал антропологом, политиком и племенным вождем. Используя архив Найлса, его фотографии, дневники и письма, а также ведя разговоры с теми, кто его знал, режиссер Верена Томас создала фильм-потрет этого уникального человека – ее двоюродного дедушки.

Верена Томас родилась в Германии, но сейчас живет в Сиднее, где получила степень магистра медиа-искусств. Работает в австралийской и международной кино и телеиндустрии как аниматор и редактор. «Папа Чимбу» был ее первым фильмом, сегодня она устраивает медиа-мастерские в провинции Чимбу, чтобы дать народу возможность рассказывать собственные истории.

Приглашенный эксперт Ольга Артемова, антрополог, ведущий специалист по народам Австралии и Океании, автор множества научных работ, написанных на материалах собственных экспедиций. Доктор исторических наук, профессор. Работает в Институте этнологии и антропологии им. Н.Н. Миклухо-Маклая РАН, преподает в РГГУ.

 

30 июня 2016

ПОТЕРЯННАЯ  ДЕРЕВНЯ 

52 мин., Испания, 2006

Режиссер Мануэль Хименес Нуньес

В негостеприимном месте, утонувшая в песках и окруженная тихим шепотом лесов, испанская деревня со всеми своим жителями ежедневно приносит обет образу Девы Марии. Защита, сохранение и почитание этого образа является смыслом жизни многих поколений. Режиссер стремится показать мощное переплетение чувств и страстей в этих прошедших сквозь столетия поразительных взаимоотношениях людей и божества. 

Мануэль Хименес Нуньес закончил университет Малаги (Испания) по специальности «визуальная коммуникация». Фильм «Потерянная деревня» был признан лучшим испанским фильмом на ежегодном международном фестивале документального кино в Мадриде.

Приглашенный эксперт Роман Игнатьев, антрополог, специализируется на истории и этнографии европейских стран, занимается полевыми исследованиями в Испании, Сербии и Македонии. Кандидат исторических наук. Работает в Институте этнологии и антропологии им. Н.Н. Миклухо-Маклая РАН.

 

Встречи проходят в свободном пространстве «Циферблат» в последний четверг каждого месяца, в 19.00. Адрес: м. Чистые Пруды, Тургеневская, Сретенский бульвар. ул. Покровка, 12.