29 марта 2024, пятница, 17:22
TelegramVK.comTwitterYouTubeЯндекс.ДзенОдноклассники

НОВОСТИ

СТАТЬИ

PRO SCIENCE

МЕДЛЕННОЕ ЧТЕНИЕ

ЛЕКЦИИ

АВТОРЫ

30 марта 2016, 21:39

РГГУ: право на прозрачность

Дискуссия ректора РГГУ со студентами и преподавателями была жесткой
Дискуссия ректора РГГУ со студентами и преподавателями была жесткой
Фото Н. Деминой

30 марта 2016 года в жизни Российского государственного гуманитарного университета случилось важное событие. Коллектив РГГУ – его студенты и преподаватели – не только отстояли своих emeritus профессоров, но и свое право голоса. Проявив неравнодушие, настояв на встрече с ректором, они доказали, что к их мнению нужно прислушиваться и их точку зрения надо уважать.

На следующий день после потока противоречивой информации, когда профессоров-консультантов РГГУ то увольняли, то якобы «это даже не обсуждалось», в университете прошла серия пикетов. Её начал доцент РГГУ, философ Андрей Олейников, пришедший в 11 утра к зданию университета с плакатом «Сокращайте проректоров, а не профессоров!». Днем пикетирование продолжили студенты, причем у одной из них начальник охраны и режима РГГУ В. Шишов вырвал плакат с поразившей всех грубостью цитатой из ответов проректора Александра Безбородова «Их судьба рассматривается» и вопросом студентов «Кем?».

«А кто вам разрешил стоять здесь с пикетом?» – ругался глава охраны.

«Конституция!» – отвечали ему студенты. Тот стал угрожать вызовом полиции. Полицию, впрочем, так и не вызвал.

Даже сама встреча во внутреннем дворе РГГУ показала, что если новый ректор университета Евгений Ивахненко способен на открытый диалог со студентами и преподавателями, то его замы предпочитают решать многие вопросы силой и грубостью. За спиной ректора они то воспитывали и даже угрожали слишком активному студенту, то учили как себя вести недавнюю выпускницу вуза. «Зайдите ко мне в кабинет, и я вам там объясню, как надо разговаривать с ректором», – громко повторял зам Ивахненко (как потом выяснилось бывший генерал) женщине, задавшей ректору нелицеприятные вопросы. Какой стиль управления возобладает в РГГУ – покажет время.  

В 13.30, время "Х" для собрания, внутренний двор РГГУ был совершенно пуст, лишь одна девушка из Института филологии и истории РГГУ (далее ИФИ), встревоженная происходящим, сидела и стучала по кнопкам мобильного. И я было решила, что никакого митинга не будет, что виртуальный пар фейсбучных дискуссий всегда жарче реального.

Тем более, что за пару часов, проведенных в стенах вуза, я убедилась, что многим студентам события, происходящие с профессорами, кажутся чем-то совершенно неинтересным. «Нет. я не знаю, будет ли собрание или нет. Вроде же отложили… Я не увлекаюсь активизмом», – сказала мне одна девушка-будущий переводчик. – «И мне кажется, что все эти разговоры об увольнениях – это всё придумано СМИ». Все её мысли были в собственных проблемах и проходившей студенческой конференции. Несколько случайным образом опрошенных студентов также не знали, будет ли собрание или нет, и им это было неинтересно. 

Однако событие произошло. Когда лекции и занятия стали заканчиваться, постепенно двор наполнился студентами и преподавателями. Последних было около 20, а студентов более 100. Они держали плакаты «Почему новости из 6 корпуса в 7-ой через Ригу идут быстрее, чем через коридор?» (имелось ввиду, что об увольнении профессоров в РГГУ узнали не от администрации вуза, а от «Медузы»), «Culpa Lata Dolo Proxima Est – Грубая небрежность очень близка к умыслу», «Прозрачность», «Здесь что-то не так», «Мы всё объясним» – «Мы ждем», «Cui Bono?» и «Уберите руки от науки».

Иоанн Демидов

Александра Рэдулеску 

До начала собрания я взяла несколько видеокомментариев у студентов с плакатами. 

Когда ректор Евгений Ивахненко вышел к собравшимся, то студент 4 курса Иоанн Демидов громко озвучил петицию, которую меньше чем за сутки подписало более полутора тысяч человек:

"Утром 29 марта 2016 г., после звонков представителей администрации вуза ряду преподавателей, нам стало известно о приказе об увольнении ведущих профессоров РГГУ, среди которых были Юрий Владимирович Манн (авторитетный исследователь творчества Гоголя), Нина Сергеевна Павлова (ведущий германист), Вадим Моисеевич Гаевский (театральный и литературный критик, заслуженный деятель искусств), Николай Алексеевич Федоров (автор учебника латыни, по которому учатся несколько поколений студентов), Владимир Антонович Дыбо (специалист по сравнительной исторической грамматике и акцентологии), Александр Юрьевич Милитарев (один из ведущих исследователей в области сравнительно-исторического языкознания)", – читал Иоанн. 

Затем петиция была вручена Евгению Ивахненко. Ученый народ сразу взял ректора в оборот, не веря ему на слово, перебивая, вставляя свои реплики, требуя письменных подтверждений, публикации сказанных им обещаний на сайте РГГУ и в СМИ. Звучали обидные реплики в сторону и проректоров, и бывшего ректора, ныне президента Ефима Пивовара. Студенты и преподаватели предлагали экономить не на пожилых профессорах, составляющих гордость университета, а на бюрократах. Сокращать именно их или их зарплаты.

Ивахненко сразу же признал, что у вуза финансовые проблемы и надо привести расходы в соответствии с доходами, что без оптимизации не обойтись. Студенты и преподаватели стали требовать отчета, какая именно оптимизация пройдет в вузе. Объединят ли ИФИ с Институтом масс-медиа, какие кафедры сократят? 

Объясняя произошедшее накануне, новоиспеченный ректор сказал, что приказа об увольнении ведущих профессоров не было, что сотрудники отдела кадров поспешили позвонить людям, что пока увольнять никого не будут, но их дальнейшая работа в вузе будет решаться индивидуально. «Я этот список посмотрел и сказал, что надо еще разобраться. Почему из кадров людям позвонили, мне не ясно. Я этот список не подписывал… Но мы не можем содержать всю группу профессоров-консультантов. Мы должны разговаривать с каждым. С каждым будем говорить и если кто-то согласится и скажет, что да, мы понимаем положение университета…»

Видеозапись большей части встречи Е. Ивахненко с коллективом РГГУ

«15 ставок. Николай Алексеевич Федоров, который работает на нашей кафедре, получает 30 тыс. рублей в месяц. Умножьте 15 на 30, 450 тыс. рублей в месяц экономии. Скажите, сколько получает в месяц президент РГГУ Пивовар?» – спросил Борис Никольский, доцент Института восточных культур и античности, очень жестко и активно ведший себя на собрании.

«Ему еще не назначена зарплата», – ответил ректор.

«450 тыс. в месяц», – засмеялись люди.

«Зарплату утверждает министерство. Почему вы считаете, что президент – ненужная фигура? Мы через несколько дней идем в Администрацию Президента, где будем просить дополнительного финансирования. Мы также решаем вопрос о выделении 300 млн рублей на ремонт. И эти вопросы тоже решаются президентом РГГУ», – стал перечислять Ивахненко.

Под нажимом общественности и услышав от выпускницы вуза, что министр Ливанов выступил против увольнений ведущих профессоров, Ивахненко пообещал оставить всех 15 профессоров-консультантов в покое. Он также сообщил о грядущих сокращениях – 40 человек, занимавшихся дистанционным образованием. «Мы производим очень много оптимизаций в рамках учебного процесса. Объединяем кафедры. Да, без этого не обойтись».

Ректор высказался за закрытие малых групп (менее 12-15 чел).

«Но тогда нельзя будет студентов учить редким языкам», – сказал Борис Никольский.

«Работайте лучше, тогда можно будет учить студентов», – ответил ему Безбородов. Эта реплика проректора вызвала возмущенные крики «Позор». 

«Буду стараться завоевать ваше расположение», – пошутил Никольский.

«Не бывает так, чтобы всем сестрам по серьгам. Любая реорганизация требует [непопулярных мер]. Я был в ИВКА и в ИВГИ, встречался с людьми, и мне кажется, что мы добились определенного взаимопонимания. Не то, что мы готовы давить. Вы можете как угодно иронизировать, а университет надо спасать. И не думайте, что, выслушав все мнения и реализовав их, мы спасем университет. Мы наоборот можем его утопить».

Александр Безбородов (слева) и Евгений Ивахненко

«Вам нужен конфликт?», – спрашивал ректор у разгоряченных несправедливостью людей.

«Нам не нужен!».

«И нам не нужен!» – сказал Ивахненко.

«Мы хотим понять, как это вчера происходило. Это было отвратительно», – сказала одна преподавательница.

«Это была еще и моя ошибка. Я ситуацию до конца не просматривал. Я человек новый и не видел некоторых аспектов и нюансов. Более того, я даже перед этими людьми я готов извиниться. И это совершенно правильно». 

«Публично?»

«Нет, зачем публично».

«Евгений Николаевич, а можно ли сделать всё, о чем вы говорили прозрачным? Мне кажется, что половина недоразумений происходит из-за того, что мы не владеем информацией, в том числе и о финансах», – заметила доцент кафедры теоретической и исторической поэтики РГГУ Виктория Малкина.

«О финансах нет. Финансовая сфера не должна быть во всем открыта. Не бывает корпораций, где всё открыто. А информацию о зарплатах вы можете увидеть на сайте», – сказал Ивахненко.

«Мы – не корпорация», – бросили реплику из «зала».

«Современный университет – это корпорация, которая к тому же стремится стать транснациональной. Это даже не вопрос о терминах, вы просто не очень знакомы с современным академическим менеджментом». Эта реплика ректора была встречена с иронией, недовольными криками и хлопками.

«Мы хотим сделать так, чтобы вуз работал эффективно. Вот это корпоративный принцип! И это не потому, что мы хотим привести университет к бизнес-корпорации. Это уж точно нет, это не гипермаркет. Нужно эффективно управлять!» – заявил ректор РГГУ.

«А что такое эффективно в вашем понимании?», – спросила я.

«Эффективно значит так. Как-то свести доходы и расходы, чтобы не было кассовых разрывов. Это – первое условие. И второе – необходимо выполнить задачу, поставленную учредителем качественно готовить студентов, сохраняя научные школы, сохранять тот потенциал, что есть в РГГУ. Это вторая позиция. Да и еще семь показателей эффективности есть в мониторинге» (неужели, 29 марта руководство РГГУ тоже стремилось «сохранить» научные школы?).

«Вы противоречите сами себе, когда говорите об эффективности, упраздняя малые группы», – сказала ректору студентка 3-го курса.

«Дело в том, что мы учимся на кафедре классической филологии по учебнику латыни, который как раз писал в том числе и Федоров. Но у нас группы маленькие, это принципиально, и не бывает больших», – вторил ей студент, показывая Ивахненко обложку учебника с фотографией почти уволенного накануне латиниста Федорова.

«Если бы группы были по три человека, то эффективность бы вообще была ого-го», – ответил ему ректор.

«Но это значит, что придется закрыть всё, всю кафедру», – не унимался студент 1-го курса Антон.

«Смысл заключается вот в чем. Да это желательно [иметь малые группы], да это здорово, но если нет средств, то по крайней мере сейчас выстроить модель так, чтобы идти в сторону уменьшения групп».

«Подождите, это принципиальный вопрос. Всегда, во всех университетах России, где есть эта специальность, группы по 5 человек. ...Если вводится требование, что группа должна быть не менее 12 человек, то эту специальность в РГГУ можно упразднять», – заметил Борис Никольский.

На это проректор Безбородов сказал, что Ученый совет может принять решение о некоторых исключениях из правил. Ивахненко добавил, что в принципе можно использовать другую модель – модель индивидуальных учебных планов, чтобы сохранить редкие языки.

Разговор вновь и вновь касался планов оптимизации. От ректора требовали подробностей: когда, как и сколько. Евгений Ивахненко не выдержал и сказал: «Я могу вам как Жириновский пообещать. Каждому по ставке, каждой женщине – по мужчине, а мужчине – по бутылке водки. Так не бывает!». 

Евгений Ивахненко пытался убедить коллектив, что он всё делает во благо РГГУ

Постепенно разговор опять вернулся к истории о несостоявшихся увольнениях. Борис Никольский заявил, что администрация РГГУ во всем обвинила СМИ, хотя ректор должен нести ответственность за эту историю «от начала до конца».

«Даже если Вы решения не принимали, то почему при вашем управлении отдел кадров имеет неограниченную власть увольнять, звонить и говорить, что «вы уволены». Как такое может быть?» –  допытывался Никольский. Его поддержали собравшиеся. «Как такое может происходить в университете, которым вы руководите?».

«Ректор взял на себя всю ответственность за случившееся… Этого достаточно», – в защиту начальника вступился проректор Безбородов.

«Но он взял ее на себя только сегодня, а вчера весь день её с себя только складывал», – парировали ему.

«Если бы я подписал приказ, то да, это было бы всё [моя вина]. А так нет…», – отвечал ректор.

«А как быть со справкой из пресс-службы? Там говорилось, что вопрос об увольнениях даже не обсуждался, а теперь получается, что он обсуждался», – продолжали допытываться люди.

Вот такое объяснение случившемуся публиковала 29 марта 2016 года пресс-служба РГГУ: "Управление кадров РГГУ сообщает, что вопрос об увольнении ниже перечисленных работников: Манна Юрия Владимировича, Павловой Нины Сергеевны, Гаевского Вадима Моисеевича и Дыбо Владимира Антоновича не обсуждался руководством университета. Подпись: Начальник управления кадров И.Н. Назарова". 

«Он не обсуждался со мной в том смысле, что это такие-то люди. Какой-то список был». Ректор так и не смог пояснить ясно, как всё было. «Лейся песня без конца, начинаем с начала», – заметил Ивахненко, услышав очередную претензию по поводу недоуволенных профессоров.

«Можно сделать открытым план по оптимизации?», – спросила девушка.

«Это делается пошагово. Мы организуем несколько мероприятий… Приходите на Ученый совет, все заседания открыты… Все решения публикуются», – подчеркнул Евгений Ивахненко.

«Последнее решение не опубликовано», – тут же парировали участники встречи (речь идет о решениях последнего заседания Ученого совета, касавшегося проблем "оптимизации"). Ивахненко стал тихо спрашивать у Безбородова почему.

В заключение встречи ректор сказал под одобрение собравшихся, что «он – открыт, всё будем решать в диалоге, другой концепции у меня нет. Запираться и писать тайные бумаги я не буду».

Вечером на сайте РГГУ появилось следующее сообщение:

«Ректор РГГУ взял ситуацию с профессорами под особый контроль.

30 марта на территории Российского государственного гуманитарного университета  состоялась встреча ректора РГГУ Е.Н. Ивахненко с преподавателями и студентами. В ходе обмена мнениями руководству вуза была высказана просьба принести публичные извинения за звонки, полученные рядом профессоров Университета. В звонках, по словам отдельных преподавателей, содержалось предложение уволиться из РГГУ.

Ректор отметил, что подобные сведения, опубликованные накануне в некоторых СМИ, не соответствуют действительности, поскольку соответствующий приказ не готовился и не мог быть подписан. Тем не менее, Е.Н. Ивахненко берёт ситуацию под особый контроль и приносит профессорам, упомянутым в средствах массовой информации, искренние извинения».

И опять всю ответственность за произошедшее переложили на СМИ! Кажется, эта девушка, выпускница РГГУ (см. фото) с оригинальным прозрачным "плакатом" была совершенно права. Главным лозунгом, под которым стоит объединиться и студентам, и преподавателям РГГУ, является – «Прозрачность». Прозрачность решений. Прозрачность ответственности. Прозрачность оптимизации. Мы – журналисты и прежде всего живое неравнодушное университетское сообщество РГГУ – как раз пытались внести в эту историю (не)увольнениями прозрачность и теперь вам, читатель, решать, что же случилось 29 марта 2016 года.

Ольга Фельдберг

 

P.S.  А почти уволенные профессора РГГУ, которых удалось отстоять общественности, это – просто «уходящяя эпоха»... Об этом свидетельствует хотя бы этот пост в ФБ, опубликованный доцентом кафедры истории русской классической литературы ИФИ РГГУ Екатериной Самородницкой о реакции Ю.В. Манна на новость о (не)увольнении. 

 

Редакция

Электронная почта: polit@polit.ru
VK.com Twitter Telegram YouTube Яндекс.Дзен Одноклассники
Свидетельство о регистрации средства массовой информации
Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством
Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и
средств массовой информации. Выходит с 21 февраля 1998 года.
При любом использовании материалов веб-сайта ссылка на Полит.ру обязательна.
При перепечатке в Интернете обязательна гиперссылка polit.ru.
Все права защищены и охраняются законом.
© Полит.ру, 1998–2024.