Сирия: восстание Асада

В воскресенье стало известно о том, что силы сирийского правительства готовят операцию по перезахвату Алеппо при поддержке России. Большинство англоязычных СМИ сейчас если и реагируют на эти новости, то преимущественно в формате публикации материалов из информагентств (Reuters, AP). Особняком стоит Wall Street Journal, который подробно комментирует эти сообщения.

Сирийский режим, гласит один из материалов WSJ, воодушевленный боевыми успехами, теперь пытается добиться того, чтобы война завершилась, а президент Башар Асад при этом остался у власти. В этом его поддерживает Россия. В среду в Сирии состоятся парламентские выборы. На следующий день представители Асада поедут в Женеву на мирные переговоры, где они, собственно, будут воплощать план.

Такое политическое решение конфликта, комментирует автор, представляет собой поражение для оппозиции и противоречит плану, выработанному в декабре Советом безопасности ООН. Резолюция ООН предусматривала формирование временного правительства для постепенного перехода власти в Сирии и полного устранения нынешнего режима, возглавляемого Асадом. Асад, в свою очередь, принципиально отвергает идею временного правительства.

В соответствии с планом, режим Асада в ходе переговоров предложит сформировать расширенное правительство, в котором, конечно, будут преобладать сторонники Асада, но также будут входить и представители оппозиции. А затем под руководством правительства будет составлен проект новой конституции.

Кроме того, Дамаск и Москва теперь намерены совместно провести военную операцию по перезахвату Алеппо. Эта кампания, комментирует автор, имеет для России большое значение. Если Москва не поможет силам Асада в этой операции, то это может перечеркнуть всю стратегию, которую Россия воплощала с самого начала своего вступления в сирийский конфликт в сентябре 2015 г.

Сначала Россия пыталась надавить на Асада, чтобы он отнесся к мирным переговорам серьезно. Для этого в марте было объявлено о завершении операции и выводе российских вооруженных сил из Сирии. Это был сигнал о том, что своими силами Асад едва ли справится, а если он не будет вести себя осмотрительно, то Россия помогать ему не будет.

Но Россия, в свою очередь, совершенно не заинтересована в том, чтобы на место Асада пришел кто-то другой, потому что тогда она рискует потерять своего регионального партнера. Асад это понимает, поэтому на давление России реагировать не спешит. Также Асад понимает, что Запад заинтересован в скорейшем прекращении военных действий, потому что Европа страдает от миграционного кризиса.

Другой материал в WSJ напоминает, что с конца февраля в Сирии действует режим прекращения огня. Это, однако, не распространяется на группировки, признанные террористическими, к которым относятся «Исламское государство» и Фронт ан-Нусра как крыло «Аль-Каиды» (все организации признаны террористическими и запрещены в РФ). Фронт ан-Нусра, между тем, находится в союзнических отношениях с другими противниками режима Асада и недавно начал перезахват территорий возле Алеппо, которые до того заняли силы правительства при поддержке российской авиации. Таким образом, наступление на Алеппо формально не может считаться нарушением перемирия.

Также автор напоминает, что объявление о планах по захвату Алеппо появилось спустя месяц после того, как Россия начала вывод войск из Сирии, мотивируя это тем, что миссия завершена. Хотя там же присутствовала оговорка, что военно-воздушные силы России пока останутся в Сирии, чтобы Москва могла и дальше наносить удары по исламистам.