29 марта 2024, пятница, 02:38
TelegramVK.comTwitterYouTubeЯндекс.ДзенОдноклассники

НОВОСТИ

СТАТЬИ

PRO SCIENCE

МЕДЛЕННОЕ ЧТЕНИЕ

ЛЕКЦИИ

АВТОРЫ

16 апреля 2016, 12:08

Опасный пролет

Сергей Лавров и Джон Керри
Сергей Лавров и Джон Керри
Фото mid.ru

Госсекретарь США Джон Керри выразил «решительный протест» в связи с маневрами российских бомбардировщиков Су-24 в «небезопасной» близости от эсминца США «Дональд Кук» в Балтийском море, сообщает пресс-служба Госдепа. Этот эпизод глава американского внешнеполитического ведомства обсудил по телефону со своим российским коллегой Сергеем Лавровым вчера вечером. По словам самого Лаврова, Москва уже дала исчерпывающие разъяснения этого инцидента по линии Министерства обороны.

12 апреля российские бомбардировщики Су-24 пролетели над кораблем ВМС США «Дональд Кук» в то время, когда на борту судна к тренировочному полету готовился польский вертолет. По данным Reuters, самолеты более 20 раз облетели эсминец, снижаясь до высоты 30 метров и ниже. Первый раз бомбардировщики пролетели над кораблем 11 апреля. На видео, опубликованном Пентагоном, слышно, как один из моряков кричит, что бомбардировщик нарушил уровень надстройки корабля. Помимо этого, к американскому эсминцу приблизился российский палубный вертолет Ка-27, с которого велась фотосъемка.

В Вашингтоне действия российской авиации называют непрофессиональными, безрассудными и провокационными. По словам Керри, эсминец вполне мог сбить бомбардировщики, пилоты на предупреждения экипажа не реагировали. Американские военные говорят, что поведение бомбардировщиков было похоже на имитацию атаки, но российская сторона это отрицает. Официальный представитель Минобороны, генерал-майор Игорь Конашенков утверждает, что самолеты совершали учебные полеты на безопасном расстоянии от эсминца, который проводил учения в международных водах Балтики и находился в 70 километрах от российской военно-морской базы.

«Обнаружив корабль в зоне визуальной видимости, российские летчики совершили отворот от него с соблюдением всех мер безопасности», - заявил представитель Минобороны. По его словам, все полеты российских ВКС выполняются в соответствии с международными правилами использования воздушного пространства над нейтральными водами.

В Белом доме, комментируя этот инцидент, заметили, что действия российской авиации выходят за рамки международных норм и не соответствуют правилам военных, которые действуют вблизи друг от друга в международных водах и международном воздушном пространстве. «Подобные действия могут вызвать ошибку в расчетах и привести к инциденту с серьезными ранениями и гибелью», - сообщили в европейском командовании США (EUCOM).

Командир эсминца «Дональд Кук» Чарльз Хемптон также назвал действия российских ВКС непрофессиональными. В то же время он заметил, что команда судна была готова к подобным сценариям, а протест Вашингтона вызван не страхом, а вопросами безопасности. Отставной офицер ВМС США Рик Хоффман отмечает, что действия Су-24 без сомнения были провокационными, но реальной угрозы не представляли, поэтому говорить о применении оружия нет смысла, сообщает Navy Times.

Президент Института стратегических оценок Александр Коновалов напомнил, что капитан корабля самостоятельно оценивает ситуацию и принимает решение об атаке, в случае реальной угрозы.

«Если бы командир корабля подумал, что это действительно боевая атака, альтернатива выглядит так, что самолеты поразят его корабль, либо ему надо предпринимать какие-то ответные действия, то он мог принять решение. Особенно на нервном напряжении, в такой ситуации оно возникает неизбежно. Так что в этих случаях особенно опасно, сближаться не следует. Вряд ли кто-нибудь скажет, что еще бы на метр они спустились и это давало бы американцам юридическое право сбивать эти самолеты», — сказал Коновалов «Коммерсанту».

Инцидент с российскими бомбардировщиками будет обсуждаться на уровне послов на заседании Совета Россия-НАТО 20 апреля, сообщает «Интерфакс» со ссылкой на источник в МИД РФ. Собеседник агентства уточнил, что пока речь не идет о создании механизма предотвращения морских и авиационных инцидентов. В НАТО давно указывают на актуальность проблемы случайных инцидентов в море и воздухе. Разработать соответствующий меморандум советуют эксперты британского исследовательского центра ELN. Они считают, что стороны должны своевременно информировать друг друга о военных маневрах и учениях вблизи военных баз друг друга.

Россию и США уже связывает соглашение «О предотвращении инцидентов в открытом море и в воздушном пространстве над ним», который был подписан в 1972 года, то есть в самый разгар холодной войны. В нем говорится, что командиры экипажей самолетов должны проявлять «величайшую осторожность» при приближении к самолетам другой стороны и не должны допускать имитации атаки. По мнению экспертов, такие же договоренности необходимо распространить на весь Альянс, тем более в условиях увеличения военного присутствия в Восточной Европе. 

Редакция

Электронная почта: polit@polit.ru
VK.com Twitter Telegram YouTube Яндекс.Дзен Одноклассники
Свидетельство о регистрации средства массовой информации
Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством
Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и
средств массовой информации. Выходит с 21 февраля 1998 года.
При любом использовании материалов веб-сайта ссылка на Полит.ру обязательна.
При перепечатке в Интернете обязательна гиперссылка polit.ru.
Все права защищены и охраняются законом.
© Полит.ру, 1998–2024.