Полiт.ua Государственная сеть Государственные люди Войти
20 апреля 2018, пятница, 04:18
Facebook Twitter VK.com Telegram

НОВОСТИ

СТАТЬИ

АВТОРЫ

ЛЕКЦИИ

PRO SCIENCE

СКОЛКОВО

РЕГИОНЫ

Троллейбус: уходящая натура

Кадр из фильма "Приключения желтого чемоданчика"
Кадр из фильма "Приключения желтого чемоданчика"

Последние события, связанные с заявлением московского Департамента транспорта о ликвидации части троллейбусной сети вызвали бурную полемику. В нее включились вполне добросовестные и вполне компетентные специалисты по городскому электрическому транспорту. К ней присоединились столь же добросовестные общественники, хорошо помнящие историю беспощадной войны с трамваями, который вел прежний градоначальник1. Не упустили своего и общественники-маргиналы, имеющие весьма смутное представление о предмете спора2.

Свой комментарий – скромный вклад в эту дискуссию – мы начнем с констатации. Решение о снятии контактной сети на ряде улиц в центре города – вопрос частный и сугубо тактический. В стратегическом плане судьба троллейбусов в Москве, увы, предрешена. Причем дальнейшее развитие событий совершенно не зависит от того, будет, или не будет выполнено данное тактическое решение.

Суть дела в том, что наземный транспорт, работающий непосредственно на улицах города и привязанный к контактной сети, не имеет перспектив к сохранению в системе городского пассажирского транспорта ближайшего будущего.

Сегодня в интеллектуальном обороте урбанистов и транспортников развитых стран мира возобладала идеология sustainablemobility, предполагающая, в частности, подавление спроса на маятниковые автомобильные поездки и, одновременно, приоритетное развитие качественного и высокопроизводительного общественного транспорта. Ключевым промоутером соответствующей транспортной политики был и остается Международный союз общественного транспорта (МСОТ, UITP). Эта политика медленно, но верно принималась на вооружение городскими администрация: в каких-то городах еще на рубеже 1970-1980-ых годов, где-то – в последние 10-15 лет, где-то и вовсе в самые последние годы. Эта политика породила стабильный спрос на качественный подвижной состав и, соответственно, активное предложение новой техники со стороны ведущих игроков мирового рынка транспортного машиностроения. Основные тренды в этом процессе к настоящему времени определились вполне четко.

Первый из них – вагоны для рельсового транспорта, как «тяжелого» (электропоезда в смешанном «город-пригород» сообщении – чрезвычайно «модный» вид транспорта), так и «легкого» (системы LRT – своего рода гибриды трамвая и скоростного трамвая – успешно работают сегодня более чем в сотне городов мира).

Второй – автобусы всех передовых модификаций: дизельные автобусы экологического класса Евро-5 и Евро-6; транспортные средства с двигателями на компримированном или сжиженном газе, «гибриды» различного типа (газодизельные, электро-дизельные, электро-газовые); наконец, электробусы с подзарядкой на конечных станциях или даже в более «долгоиграющих» вариантах.

В обоих обозначенных сегментах идет жесткая конкуренция производителей, в которой участвуют многие ведущие игроки вагоно- и автомобилестроительного рынка. Соответственно, вся эта техника, кардинально превосходит прежние образцы по энергоэффективности, комфорту перевозки, скорости и удобству входа/выхода, эксплуатационной надежности, дизайнерским достоинствам и, разумеется, адаптации к возможностям маломобильных горожан.

К сожалению, этот процесс в очень небольшой мере затронул троллейбусный сектор: к настоящему времени порядка 70% всего мирового парка троллейбусов по-прежнему сосредоточено в городах бывшего СССР. Увы, городские менеджеры и транспортные планировщики развитых стран мира, как правило, не считают этот вид транспорта конкурентоспособным и перспективным.

От троллейбусов отказались, к примеру, в Бельгии – на родине Алана Флауша, нынешнего президента МСОТ; их почти не осталось во Франции – на родине Пьера Леконта, многолетнего предыдущего президента МСОТ.

Троллейбусов не осталось, или почти не осталось во всех прочих развитых странах, задающих последние полвека главные «модные» тренды в общественном транспорте: в Австрии, Германии, Нидерландах, Японии… К примеру, в Германии – бесспорном мировом лидере по части общественного транспорта – троллейбусы когда-то использовались в 80 городах, включая крупнейшие; сегодня они сохранился в трех, причем совсем небольших.

Ряд авторитетных специалистов, так или иначе связанных с троллейбусным комитетом МСОТ, сохраняют убежденность в скором ренессансе этого вида городского транспорта. Они апеллируют к высоким экологическим и технико-экономическим достоинствам троллейбусов, а также к новым возможностям, связанным с увеличением автономного хода. При всем уважении к коллегам, мы не можем разделить их оптимизма: прогресс в троллейбусном сегменте, увы, никогда не поспеет за вагонными и автобусными инновациями, за которыми стоят масштабные инвестиции и конструкторский потенциал лидеров мирового вагоно- и автостроения. К примеру, выход на массовый выпуск электробусов, способных конкурировать с традиционным дизельным автобусом по цене жизненного цикла и удобству эксплуатации — вопрос ближайших нескольких лет. Понятно, что появление таких транспортных средств уже окончательно закроет вопрос о перспективах традиционных троллейбусов, привязанных к подвесной контактной сети.

Вернемся теперь в родные пенаты. Кризис троллейбуса начался в России еще в 1990-ые годы и с тех пор не заканчивался. Флагман советской троллейбусной индустрии – ЗиУ (завод им. Урицкого) был рассчитан на ежегодный многотысячный выпуск троллейбусов и плановые поставки продукции в города СССР и братские зарубежные страны. Мотивы массового использования троллейбусов были далеки от современных реалий: искусственно низкие цены на электроэнергию для предприятий коммунального хозяйства3; характерный для плановой экономики хронический дефицит городских автобусов большой вместимости; обеспечение занятости женской рабочей силы и т.п.

ТролЗа – приемник Зиу – изначально нес на себе неподъемный груз избыточных площадей и производственных активов (рассчитанных на объем выпуска, заведомо нереальный в современных условиях!), устаревшего оборудования, архаического модельного ряда. Несмотря на все старания владельцев и менеджмента, завод закономерным образом попал в порочную спираль: «стагнация спроса – отсутствие инвестиций на обновление производственных мощностей и модельного ряда – дальнейшая стагнация спроса…».

С аналогичной проблемой столкнулись в свое время производители автобусов и вагонов. Некоторые из них (к примеру, ЛиАЗ) сумели из этой спирали выйти, наладив производство вполне современных городских автобусов большой и особо большой вместимости. Системные проблемы отечественного пассажирского вагоностроения все еще остаются нерешенными, однако наши ведущие вагоностроители, по крайней мере, имеют в производстве вполне достойные по европейским меркам новые образцы транспортных средств. И тем, и другим есть на кого ориентироваться в мире; в практическом плане среди этих ориентиров – MAN, Bombardier, Alstom

Ситуация с производством троллейбусов куда как менее оптимистичная: в 2014 году валовое производство троллейбусов в России составило 152 единицы, данные за 2015 год еще не попали на сайт Росстата, ожидаемый показатель – порядка 100 единиц. Вся эта продукция, начиная с нынешних модификаций старинных моделей ЗиУ-9 (1966 г.рожд.) и ЗиУ-10 (1986 г.рожд.) и кончая новыми низкопольными «Слободами» и «Мегаполисами», на Hi-Tech транспортного машиностроения явно не тянет.

Да какой уж там Hi-Tech... По итогам 2015 годы в МОСГОРТРАНСЕ был проведен анализ сравнительной трудоемкости эксплуатации и ремонта автобусов и троллейбусов. Это предприятие обладает самым большим в мире парком автобусов (около 6,5 тысяч единиц) и троллейбусов (порядка 1500 единиц). Анализ, сделанныйна этой огромной выборке показывает, что – в разительном отличии от «книжных данных» – троллейбусы радикально проигрывают автобусам по трудоемкости эксплуатации и ремонта.

Реальные данные опровергают «книжные» представления о низкошумности троллейбусов: для всех наших ЗиУ-682, несмотря на качественный капитальный ремонт, произведенный на СВАРЗе, характерен, увы, высокий уровень шума.

Такая же ситуация с экологическими вредностями. Понятно, что здесь надо сравнивать не «паспортные» значения выхлопа троллейбуса (равные нулю) и автобуса (для «Евро-5» они чуть больше нуля), но суммарные значения выхлопа, генерируемые общим потоком транспортных средств, в котором присутствует соответственно, троллейбус или автобус. Исследования по поводу троллейбуса как точки турбулентности (и, соответственно, источника экстерналий) в транспортном потоке весьма активно проводились за рубежом в 1970-80-ые годы, как раз в то время, когда города Западной Европы отказывались от данного вида транспорта. Тогда выяснилось, что троллейбус, в силу динамики разгона и привязки к контактной сети, является, увы, весьма мощным генератором негативных экстерналий. В зарубежных городах этот вопрос давно не актуален (троллейбусы, как правило, больше не живут в мегаполисах!), отечественные замеры, к сожалению, никто не проводил. Надо бы их провести, к примеру, в точке входа троллейбуса в любой тоннель на Садовом кольце; вряд ли результаты будут отличны от европейских замеров 40-летней давности.

Заметим, кстати, что разговор об экологическом ущербе, связанном с заменой троллейбусов на автобусы, в условиях Москвы носит отчетливо демагогический характер.

Суть дела в следующем. В Москве эксплуатируется до 4 млн. легковых автомобилей и около 400 тысяч грузовиков. Из них примерно 20% приходится на автомобили экологического класса Евро-2 и ниже. Убрать этот автохлам из города невозможно: владельцами старых легковушек являются, как правило, небогатые пенсионеры, владельцами старых грузовиков – столь же небогатые представители сегмента самозанятости. Ни с теми, ни с другими не станет ссориться никакая городская власть. Совокупный годовой пробег автомобильного парка Москвы составляет порядка 50 млрд. км, из которого те же 20% приходятся на низшие экологические классы.

Совокупный годовой пробег автобусов Мосгортранса составляет порядка 0,4 млрд. км; примерно 80% всех этих автобусов имеют экологический класс Евро-5. Несложно вычислить, что вклад маршрутных автобусов в совокупное загрязнение столичного воздуха окисью углерода, оксидами азота и прочими нормируемыми вредностями находится в пределах статистической погрешности.

Заметим также, что нельзя рассматривать всерьез идею замены скромной по качеству продукции ТролЗы закупкой новейших троллейбусов по импорту. Во всем мире (за пределами бывшего СССР) эксплуатируется не более 7 тысяч троллейбусов. Соответственно, в мире нет достаточно массового спроса на эти транспортные средства и нет производителей, способных обеспечить программу простого воспроизводства парка московских троллейбусов за сколько-нибудь разумные деньги.

Так что, в стратегическом плане судьба троллейбусов в Москве в самом деле предрешена. Троллейбусный транспорт Москвы уйдет в историю в ближайшие 10-15 лет, причем совершенно независимо от воли и желания городских менеджеров, работников Мосгортранса, экспертов и активных общественников. В обозначенных выше условиях парк московских троллейбусов будет убывать сообразно динамике списаний, скорректированной на скромные цифры новых поставок. Соответственно, какие-то маршруты придется поэтапно закрывать, остатки стареющего подвижного состава – перераспределять между остатками маршрутной сети. Троллейбус будет уходить из центра города вполне независимо от ведущихся сегодня дискуссий.

Также понятно, что транспортные средства новых поколений, которые будут постепенно замещать списанные троллейбусы, заведомо не ухудшат экологическую обстановку в городе и условия перевозок пассажиров.

С учетом вышесказанного, запланированные мероприятия по частичному снятию контактной сети на ряде улиц центральной части города представляют собой первые и скромные по масштабам шаги в обозначенном (сугубо объективном!) процессе. Как говорится, nothingpersonal

Примечания

1В 1990-2000 гг. в Москве было ликвидировано более 30% трамвайной сети. Предпринималась даже попытка отдать под коммерческую застройку территорию знаменитого трамвайного депо им. Апакова.

2К примеру, один из них, выступая на круглом столе в МГД, сообщил «городу и миру», что в дизельных автобусах воняет бензином. В этой связи вспомнилась история о том, как партийная дама образца 1980-х годов обвинила начальника питерских автобусов «коммуниста М.» в том, что «его Икарусы завоняли Невский проспект», из-за того, что «в предприятиях коммуниста М. плохо регулируют карбюраторы». Для читателей, далеких от транспортной техники, сообщим: в дизельном двигателе нет карбюратора как такового; дизельное топливо, которое используются в дизельных двигателях, в силу своего химического состава не может пахнуть бензином. Мы не знаем, приходилась ли эта недоученная дама родственницей нашему молодому герою, но нюхательная преемственность явно налицо.

3Троллейбусы относились к ведению Минжилкомхоза РСФСР и аналогичных ведомств других союзных республик.

Обсудите в соцсетях

Система Orphus
Loading...

Главные новости

19.04 21:23 МИД РФ допустил прекращение прямых перелетов в США
19.04 21:10 Мединский открыл ММКФ дифирамбом российскому кино
19.04 20:38 На экс-замглавы ФСИН завели дело о взятке
19.04 20:27 Посольство РФ призвало Британию снять цензуру по «делу Скрипаля»
19.04 20:05 Скворцова признала Россию неготовой к отказу от импортных лекарств
19.04 19:51 Сирия запросила у РФ инвестиции в строительство жилья
19.04 19:34 МВФ решил пересмотреть свою политику из-за ситуации в мире
19.04 19:15 Генсек НАТО отказался активировать устав о коллективной обороне из-за Скрипаля
19.04 19:08 Участники госзакупок изобрели «беспрецедентно наглое» нарушение
19.04 19:00 Блокировки Роскомнадзора добрались до «облака» Microsoft
19.04 18:46 Рауль Кастро пообещал Кубе новую конституцию
19.04 18:29 ФАС связала подорожание бензина с сельским хозяйством
19.04 18:05 Морякам «Норда» не дали покинуть Украину
19.04 17:38 Отец Виктора Цоя выиграл суд по договорам на песни «Кино»
19.04 17:26 Кабмин утвердил порядок хранения данных по «пакету Яровой»
19.04 17:17 ЦБ РФ предупредил о влиянии санкций на ключевую ставку
19.04 16:59 В Ереване задержаны сто демонстрантов
19.04 16:51 В Минкомсвязи опровергли проблемы из-за блокировки Telegram
19.04 16:36 Песков счел идею Порошенко об автокефалии подготовкой к расколу церкви
19.04 16:25 Глава Генштаба ВС встретился с командующим силами НАТО в Европе
19.04 16:21 Мигель Диас-Канель возглавил Кубу вместо Рауля Кастро
19.04 16:11 В «Роскосмосе» допустили новое соглашение по МКС с США
19.04 16:02 Первым кандидатом из «списка Титова» на возвращение в РФ может стать Дюльгеров
19.04 15:58 МИД РФ сообщил о европейском химоружии в Восточной Гуте
19.04 15:58 Учитель и школьник нашли серебро Харальда Синезубого
19.04 15:51 Ирак нанес удары по террористам на сирийской территории
19.04 15:45 Младшего брата экс-главы «Росгосстраха» арестовали по делу о растрате
19.04 15:19 Минстрой предложил заменить радиоточки в квартирах интернетом
19.04 14:56 Россия потребовала от США компенсацию за пошлины на сталь и алюминий
19.04 14:30 Создатель «Новичка» рассказал о двух отравлениях этим ядом
19.04 14:28 Синоптики пообещали столичному региону сугробы до 15 см
19.04 14:24 АП предложила Путину провести инаугурацию на площади
19.04 14:09 Кладбище под Ратушной площадью Копенгагена оказалось древнее города
19.04 13:53 В Кремле ответили на идею о «временной национализции» «Русала»
19.04 13:25 Кремль не поверил в дискредитацию Роскомнадзора
19.04 13:03 Рогозина попросили обанкротить единственного производителя БМП
19.04 12:58 Стоимость барреля нефти Brent впервые с 2014 года превысила 74 доллара
19.04 12:35 Экс-главу администрации Нижнего Новгорода объявили в розыск из-за взятки
19.04 12:34 ЦБ возобновил закупку валюты после обвала рубля
19.04 12:31 Нестандартные структуры ДНК станут наноконтейнерами для лекарств
19.04 12:10 Акции «Русала» подорожали из-за переговоров с китайцами
19.04 12:09 Кемеровский суд разрешил массовый митинг против Амана Тулеева
19.04 12:02 Apple зарегистрировала в РФ 11 «неопознанных» моделей iPhone
19.04 11:44 Клименко назвал одну из причин конфликта Роскомнадзора и Дурова
19.04 11:40 Минтранс разработал единые для России правила проезда в метро
19.04 11:26 Петербургский депутат предложил запретить беременным пить и курить
19.04 11:16 Moody’s сочло ущерб российской экономике от санкций незначительным
19.04 10:43 С Байконура запустили российский военный спутник «Благовест»
19.04 10:29 SpaceX начала поиск пригодных для жизни планет
19.04 10:08 Google закрыл возможность использовать свою сеть для обхода блокировок
Apple Bitcoin Boeing Facebook Google iPhone IT NATO PRO SCIENCE видео ProScience Театр Pussy Riot Twitter Абхазия аварии на железной дороге авиакатастрофа Австралия Австрия автопром администрация президента Азербайджан акции протеста Александр Лукашенко Александр Турчинов Алексей Кудрин Алексей Навальный Алексей Улюкаев алкоголь амнистия Анатолий Сердюков Ангела Меркель Антимайдан Антон Силуанов Аргентина Аркадий Дворкович Арктика Армения армия Арсений Яценюк археология астрономия атомная энергия аукционы Афганистан Аэрофлот баллистические ракеты банковский сектор банкротство Барак Обама Башар Асад Башкирия беженцы Белоруссия Белый дом Бельгия беспилотник беспорядки биатлон бизнес биология бокс болельщики «болотное дело» большой теннис Борис Немцов борьба с курением Бразилия Валентина Матвиенко вандализм Ватикан ВВП Великая Отечественная война Великобритания Венесуэла Верховная Рада Верховный суд взрыв взятка видеозаписи публичных лекций «Полит.ру» визовый режим Виктор Янукович вирусы Виталий Мутко «ВКонтакте» ВКС Владивосток Владимир Жириновский Владимир Маркин Владимир Мединский Владимир Путин ВМФ Внуково военная авиация Волгоград ВТБ Вторая мировая война вузы ВЦИОМ выборы выборы губернаторов выборы мэра Москвы Вячеслав Володин гаджеты газовая промышленность «Газпром» генетика Генпрокуратура Германия ГИБДД ГЛОНАСС Голливуд гомосексуализм госбюджет Госдеп Госдума госзакупки гражданская авиация Греция Гринпис Грузия гуманитарная помощь Дагестан Дальний Восток декларации чиновников деньги День Победы дети Дмитрий Медведев Дмитрий Песков Дмитрий Рогозин доллар Домодедово Дональд Трамп Донецк допинг дороги России драка ДТП Евгения Васильева евро Евровидение Еврокомиссия Евромайдан Евросоюз Египет ЕГЭ «Единая Россия» Екатеринбург ЕСПЧ естественные и точные науки ЖКХ журналисты Забайкальский край закон об «иностранных агентах» законотворчество здравоохранение в России землетрясение «Зенит» Израиль инвестиции Ингушетия Индия Индонезия инновации Интервью ученых интернет инфляция Ирак Ирак после войны Иран Иркутская область искусство ислам «Исламское государство» Испания история История человечества Италия Йемен Казань Казахстан казнь Калининград Камчатка Канада Кемерово Киев Ким Чен Ын кино Киргизия Китай климат Земли КНДР Книга. Знание Компьютеры, программное обеспечение Конституционный суд Конституция кораблекрушение коррупция Космодром Байконур космодром Восточный космос КПРФ кража Краснодарский край Красноярский край кредиты Кремль крушение вертолета Крым крымский кризис Ксения Собчак Куба культура Латвия ЛГБТ ЛДПР Левада-Центр легкая атлетика Ленинградская область лесные пожары Ливия лингвистика Литва литература Лондон Луганск Малайзия Мария Захарова МВД МВФ медиа медицина междисциплинарные исследования Мексика Мемория метро мигранты МИД России Минздрав Минкомсвязи Минкульт Минобороны Минобрнауки Минпромторг Минсельхоз Минтранспорта Минтруд Минфин Минэкономразвития Минэнерго Минюст «Мистраль» Михаил Саакашвили Михаил Ходорковский МКС мобильные приложения МОК Молдавия монархия Мосгорсуд Москва Московская область мошенничество музыка Мурманская область МЧС наводнение Надежда Савченко налоги нанотехнологии наркотики НАСА наука «Нафтогаз Украины» недвижимость некоммерческие организации некролог нефть Нигерия Нидерланды Нобелевская премия Новосибирск Новые технологии, инновации Новый год Норвегия Нью-Йорк «Оборонсервис» образование обрушение ОБСЕ общественный транспорт общество ограбление Одесса Олимпийские игры Ольга Голодец ООН ОПЕК оппозиция опросы оружие отставки-назначения офшор Павел Дуров Пакистан палеонтология Палестинская автономия Папа Римский Париж ПДД педофилия пенсионная реформа Пентагон Петр Порошенко пищевая промышленность погранвойска пожар полиция Польша похищение Почта России права человека правительство Право правозащитное движение православие «Правый сектор» преступления полицейских преступность Приморский край Продовольствие происшествия публичные лекции Рамзан Кадыров РАН Революция в Киргизии Реджеп Эрдоган рейтинги религия Республика Карелия Реформа армии РЖД ритейл Росавиация Роскомнадзор Роскосмос «Роснефть» Роспотребнадзор Россельхознадзор Российская академия наук Россия Ростов-на-Дону Ростовская область РПЦ рубль русские националисты РФС Санкт-Петербург санкции Саудовская Аравия Сахалин Сбербанк Свердловская область связь связь и телекоммуникации Севастополь сельское хозяйство сепаратизм Сербия Сергей Лавров Сергей Нарышкин Сергей Полонский Сергей Собянин Сергей Шойгу Сирия Сколково Славянск Следственный комитет следствие смартфоны СМИ Совбез ООН Совет по правам человека Совет Федерации сотовая связь социальные сети социология Сочи Сочи 2014 «Спартак» спецслужбы «Справедливая Россия» спутники СССР Ставропольский край стихийные бедствия Стихотворения на случай страхование стрельба строительство суды суицид Счетная палата США Таджикистан Таиланд тарифы Татарстан театр телевидение телефонный терроризм теракт терроризм технологии Трансаэро транспорт туризм Турция тюрьмы и колонии убийство уголовный кодекс УЕФА Узбекистан Украина фармакология ФАС ФБР Федеральная миграционная служба физика Филиппины Финляндия ФИФА фондовая биржа фоторепортаж Франсуа Олланд Франция ФСБ ФСИН ФСКН футбол Хабаровский край хакеры Харьков Хиллари Клинтон химическое оружие химия хоккей хулиганство цензура Центробанк ЦИК ЦРУ ЦСКА Челябинская область Чехия Чечня ЧМ-2018 Швейцария Швеция школа шоу-бизнес шпионаж Эбола эволюция Эдвард Сноуден экология экономика экономический кризис экстремизм Эстония этология Южная Корея ЮКОС Юлия Тимошенко ядерное оружие Якутия Яндекс Япония

Редакция

Электронная почта: politru.edit1@gmail.com
Адрес: 129090, г. Москва, Проспект Мира, дом 19, стр.1, пом.1, ком.5
Телефон: +7 495 980 1894.
Яндекс.Метрика
Свидетельство о регистрации средства массовой информации
Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003г. Выдано министерством
Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и
средств массовой информации. Выходит с 21 февраля 1998 года.
При любом использовании материалов веб-сайта ссылка на Полит.ру обязательна.
При перепечатке в Интернете обязательна гиперссылка polit.ru.
Все права защищены и охраняются законом.
© Полит.ру, 1998–2014.