Лекция Ильи Иткина о втором предложном падеже. Фоторепортаж

19 мая 2016 г. (четверг) в рамках проекта «Публичные лекции "Полит.ру"» с лекцией «Удивительная история второго предложного падежа» выступил лингвист, кандидат филологических наук, старший научный сотрудник Отдела языков народов Азии и Африки Института востоковедения РАН, доцент факультета гуманитарных наук НИУ-ВШЭ Илья Борисович Иткин.

Читайте репортаж Максима Руссо «В лесу и на снегу» и смотрите фоторепортаж Юлии Радиловской.

В древнерусском языке существовало гораздо больше склонений, сообщил Илья Иткин, объясняяя существование форм первого предложного падажа (с окончанием -е) и второго предложного (с окончанием - у). Второй предложный падеж также называется местный падеж и локатив.

Из четырех предлогов, присоединяющих слова в предложном падеже (в, на, при, о), формы второго предложного падежа встречаются только с предлогами «в» и «на». Причем для некоторых слов допустимо употребление второго предложного падежа только с одним из этих предлогов, а с другим невозможно. Можно сказать: «в лесу», но нельзя «на лесу».

Второй предложный падеж в современном русском языке встречаются приблизительно у 140 слов мужского рода второго склонения (в полку, во льду, на шкафу, в лесу, на берегу, в носу, на лбу, в бою) и около 25 слов женского рода третьего склонения (в крови́, в тени́, на мели́). Особеностью этих форм является то, что окончание всегда стоит под ударением.

Ударение – одна из самых нестабильных частей в русском языке, подчеркивает Илья Иткин.

Оказывается, не все существующие формы слов фиксируются словарями, а иногда даже словари дают рекомендации, которые не подтверждаются текстами.

С точки зрения словарей нельзя говорить «на третьем ряду», нужно – «в третьем ряду».

Используется второй предложный падеж в значении обстоятельства места (гулять в саду, жить в хлеву), времени (раз в году) или в некоторых метафорических конструкциях (говорить на ходу, пойти на поводу).

Есть существительные, для которых употребление первого и второго предложного падежа равновероятны, например, берег.

На употребление второго предложного падежа наложен ряд ограничений. Практически нет существительных мужского рода с основой на мягкий согласный, принимающих его окончания (нельзя сказать на коню, в огню, а можно только на коне и в огне). Исключения редки: пресечь/скупить на корню, несколько раз на дню, быть во хмелю.

Крайне редки также формы второго предложного падежа у неодносложных слов. Исключения имеют свое объяснение. Например, слова корень и ветер имеют беглый гласный в корне, поэтому, хотя в именительном падеже в них по два слога, в форме второго предложного основа их состоит из одного слога (ветер – на ветр-у, корень – на корн-ю).

У слова стол отсутсвует форма второго предложного падежа: мы не говорим «в столу» или «на столу», а только «в столе» и «на столе». Все дело в ударении. У слова стол в косвенных падежах ударение падает на окончание: стола́, столу́, столе́, столо́в, стола́м, стола́ми. А второй предложный падеж, как выясняется, возможен изначально только у тех слов, у которых в первом предложном падеже окончание падало на основу.

Следующая лекция в рамках проекта «Публичные лекции "Полит.ру"» – 26 мая (четверг). С лекцией на тему «Как сказал Омар Хаййам? (об истории русских переводов)» выступит российский иранист Наталья Юрьевна Чалисова.