14 декабря 2017, четверг, 11:41
Facebook Twitter LiveJournal VK.com RSS

Астро(дендро)хронология

В последние годы исследователи разрабатывают новый метод датирования для археологических находок, который они предлагают назвать астрохронологией. Видимо, более правильным названием было бы астродендрохронология, так как ключевую роль в этом методе играют древесные кольца деревьев.

Даже если до нас дошли письменные источники, содержащие сведения о хрониках древних царств, их часто бывает трудно привязать к конкретным датам нашего календаря. Древние надписи сообщают нам, например, сколько лет длилось правление того или иного фараона, но не указывают, в какой год до нашей эры он вступил на престол. В результате историки знают, в каком порядке сменяли друг друга древние правители, но не могут точно сказать, когда именно это происходило. В соотношении систем летоисчисления древних цивилизаций с современным календарем есть еще много нерешенных вопросов. Например, календарь майя охватывает более тысячелетия, но ни одно событие в нем ученые пока не смогли привязать к летоисчислению по григорианскому календарю с точностью до года. А для дописьменной эпохи мы не располагаем и такими сведениями.

События древнейшей истории ученые планируют сопоставлять с моментами необычно большой активности Солнца. Солнечные бури оставляют свой след в растительности нашей планеты, а следовательно за последние несколько тысячелетий такая летопись доступна благодаря сохранившимся образцам древесины. Один из создателей нового метода – сотрудник лаборатории археологии и истории искусства Оксфордского университета Майкл Ди (Michael Dee) – полагает, что солнечные бури помогут нам точно датировать сооружение пирамиды Хеопса в Гизе, крах цивилизации майя в Центральной Америке или же, например, прибытие викингов к берегам Гренландии.

Ранее годовые кольца деревьев уже использовались для дендрохронологии, в которой для конкретного региона выявляются закономерности чередования широких и узких колец годового прироста. Также уже давно существует радиоуглеродный метод датирования органических материалов. Он основан на определении соотношения между двумя изотопами углерода 14С и 12С в образцах. Радиоактивный изотоп 14С постоянно образуется в верхних слоях атмосферы под действием космических лучей. Он накапливается в живых организмах, а после их гибели изотоп начинает распадаться с известной ученым скоростью. Поэтому, определив соотношения изотопа 14С и стабильного изотопа 14С, например, в бревне из древнего могильника, ученые могут вычислить, когда примерно было срублено это дерево. Но у радиоуглеродного датирования есть существенные недостатки. Во-первых, это сравнительно дорогой метод, а во-вторых – недостаточно точный. Он дает датировки с точностью в 50 – 100 лет.

Теперь же ученые установили, что в годы особо сильных солнечных бурь уровень 14С в древесине значительно повышается, до 20 раз от обычного содержания, причем это происходит у всех деревьев планеты. В 2012 году японский ученый Фуса Мияке (Fusa Miyake) выявил такой аномально большой уровень 14С в годовых кольцах, соответствующих 775 году нашей эры. Недавно было обнаружено другое «событие Мияке», катастрофический вброс энергии космических лучей в земную атмосферу произошел в 994 году.

Теперь Майкл Ди и его соавтор Бенджамин Поуп (Benjamin Pope) предложили использовать подобные события при датировке исторических событий. В их статье, опубликованной журналом Proceedings of the Royal Society A, и предложен термин «астрохронология». По замыслу авторов, метод поможет привязать так называемые «плавающие хронологии» Древнего Египта или цивилизации майя к конкретным датам.

Аномальная солнечная активность хоть редко, но находит отражения в древних хрониках. Хронисты уделяли внимание таким явлениям, как полярные сияния, которые, как мы теперь знаем, вызваны повышенной солнечной активностью. Например, про 774 год Англо-саксонская хроника сообщает, что тогда был виден в небе пугающий красный крест. А солнечная буря 1859 года привела к появлению полярных сияний, которые наблюдались даже на Гавайях и островах Карибского моря.

Ученые намерены исследовать все доступные данные о содержании в годовых кольцах изотопа 14С и выявить все аномальные всплески его количества. Такие события должны отражаться в годовых кольцах всех деревьев. Более того, повышенное содержание 14С будет наблюдаться и в выросшем в этом году папирусе, который был использован древнеегипетскими писцами. И в волокнах льна, из которых была сделана одежда, найденная во время раскопок. Для подтверждения этого ученые удостоверили в повышении содержания данного изотопа в годовых кольцах 775 года деревьев из Германии, России, США и Новой Зеландии.