19 марта 2024, вторник, 12:35
TelegramVK.comTwitterYouTubeЯндекс.ДзенОдноклассники

НОВОСТИ

СТАТЬИ

PRO SCIENCE

МЕДЛЕННОЕ ЧТЕНИЕ

ЛЕКЦИИ

АВТОРЫ

25 октября 2016, 14:33

«Молодец, Константин Аркадьевич»

Выступление Константина Райкина на  VII съезде Союза театральных деятелей России
Выступление Константина Райкина на VII съезде Союза театральных деятелей России

Людям искусства нужно объединиться для противодействия нападкам, которые происходят под предлогом «борьбы за нравственность». Сейчас они разобщены и позволяют себе клеветать и доносить друг на друга, заявил народный артист России, руководитель театра «Сатирикон» Константин Райкин 24 октября на Всероссийском театральном форуме.

Фактически, Райкин выступил как с критикой государственной политики в области культуры, полагая, что власть должна не вмешиваться в искусство, а помогать, создавать условия для творчества, так и с адресованным коллегам призывом к объединению усилий. Он напомнил о «цеховой солидарности», особенно, по его мнению, важной перед угрозой «посягательств на свободу творчества» и признаков пересмотра позиции государства по поводу запрета цензуры.

По оценке Райкина, можно говорить о том, что Россию хотят «вернуть обратно не просто во времена застоя, а еще в более давние времена – в сталинские времена», и потому творческих людям необходимо объединиться, чтобы не позволить «прогнуть искусство под интересы власти».

«Потому что словами о нравственности, Родине и народе, и патриотизме прикрываются, как правило, очень низкие цели. Не верю я этим группам возмущенных и обиженных людей, у которых, видите ли, религиозные чувства оскорблены. Не верю! Верю, что они проплачены. Так что — это группки мерзких людей, которые борются незаконными мерзкими путями за нравственность, видите ли», – объяснил артист.

По его мнению, никаким общественным организациям вообще не следует бороться за нравственность в искусстве. «Искусство имеет достаточно фильтров из режиссеров, художественных руководителей, критиков, души самого художника. Это носители нравственности. Не надо делать вид, что власть – это единственный носитель нравственности и морали. Это не так», – убежден он.

Отрывки из выступления Райкина (запись можно послушать на странице в социальной сети Facebook на странице Ассоциации театральных критиков, на сайте радиостанции «Эхо Москвы», а расшифровку – посмотреть на сайте «Медузы») широко разошлись в социальных сетях и вызвали значительный эмоциональный отклик.

 

Преобладающим тоном замечаний был тон сочувственный, одобрительный и даже восхищенный. Многие сравнивали Константина Райкина с его отцом, известным всей стране артистом Аркадием Райкиным. Напомним, в течение десятилетий Аркадия Райкина воспринимали не только как выдающегося артиста, но и как мастера сатиры, который, не идя на формальный конфликт с властями, способен был передать отношение к изображаемым персонажам и социальным явлениям без прямых высказываний.

«Конечно, и, слава Богу, достойный сын своего отца», – прокомментировал слова Райкина Даниил Кислов, главный редактор «Фергана.ру», на своей странице в Facebook. «Хорошо. Очень. Многие говорят: папа бы одобрил. И это важно», – написала Людмила Телень, заместитель директора Президентского центра Бориса Ельцина, приводя ссылку на речь Райкина.

Игорь Фатаев, частный предприниматель, выразил мнение: «Молодец, Константин Аркадьевич. Не только талантливый артист и режиссер, но и гражданин.» «Таких выступлений должно быть больше и чаще. А то действительно страшно становится», – отреагировала москвичка Александра Мартьянова. «Мы все это все знаем и понимаем, только на кухне. А здесь публично. Это важно», – пояснила она.

«Райкин молодец, озвучил, что времена страшные. А почему? Потому, что фильм Германа по роману Стругацких, написанный во времена СССР о фантастической планете, переживающей период Средних веков, как никогда актуален сейчас. Люди неумные не могут смириться со своей участью, им надо все превратить в себя. Чтобы все были такие же, как и они. И, кажется, у них это получается», – полагает Ольга Пальчевская, частный предприниматель.

«Прямо в сердце, в душу, в разум!!! Какая пламенная, честная речь! Ее надо выслушать и прочитать КАЖДОМУ!», – убеждена читательница группы Ассоциации театральных критиков Лилия Гусман. «Не только то, что он говорит, но и то, как! Иногда мне кажется, что ЭТОТ Русский язык на грани вымирания. #немногопессимизма», – обращает внимание на выступление Райкина Надежда Янкелевич, программный директор «Радио Маяк».

В то же время некоторые пользователи допускали, что причиной подобных высказываний стало в первую очередь отсутствие финансирования «Сатирикона». «Вы ошибаетесь. Его возмутило закрытие фотовыставки. А после закрытия спектакля просто прорвало. Деньги не при чем», – возражает на это москвичка Людмила Нецветаева.

Другие спорят с самой сутью рассуждений артиста. «Так-то странно выглядит – денег дайте, а мы на ваши деньги будем делать что хотим и вас спрашивать не будем. А если спросите, куда деньги ушли, так нечего нашу свободу ограничивать. А свары в художественной среде были и будут всегда. Уж так они устроены, люди искусства. Ревнивы, ограничены своим мирком, считают что кормить их должен кто-то другой, а они существуют исключительно для самовыражения. Лучше не знать их в реальной жизни, ограничившись экранными или сценическими образами», – считает Елена Турбовская.

«Интересный дуализм, или как его, модное слово... амбивалентность, во! С одной стороны "не позволим цензуру!, нет наездам на свободу слова!", с другой "не будем выносить сор из избы, незачем выносить конфликты в СМИ, не дадим, понимаешь ли, врагам поводов, накипело – обсуди на кухне!". Не уж то призывает к негласной внутрицеховой цензуре?», – указывает на некоторые противоречия в доводах Райкина пользователь под именем Антон Хмель.

Не все согласны с тем, что подобные высказывания вообще стоило делать. «Говорить о нравственности после того, как что-то коснулось тебя самого, это не в духе самой нравственности. Да и сама речь больше напоминает "Если кто-то кое-где еще порой честно жить не хочет". Когда слушаешь такую песню, понимаешь, что ее исполнитель считает, что в целом все хорошо. А если все хорошо, то и лучшего желать не надо. Каждый сам решает, каким ему быть. Нет правды в цеховой солидарности. Но нет ее и выше. Для меня все это ясно, как простая гамма», – убежден, например, москвич Павел Алымов, выпускник МВТУ имени Баумана.

Некоторые усматривают в поступке Райкина не желание высказать свою гражданскую позицию, а стремление лишь произвести впечатление гражданского активиста, возникшее после того, как перестало хватать неких выделяемых, по их мнению, государством средств. Они расценили его высказывания как излишне пафосные и приписывают руководителю «Сатирикона» корыстные мотивы, связанные с финансовыми сложностями театра.

Напомним, о том, что «Сатирикон» оказался под угрозой закрытия из-за финансовых проблем, Константин Райкин заявил на пресс-конференции в информационном агентстве ТАСС 19 октября. По его словам, из-за ремонта здания театра «Сатирикон» уже долгое время вынужден тратить свои средства на аренду другого помещения и практически не может функционировать.

 
Константин Райкин в спектакле "Человек из ресторана"                         Театр "Сатирикон"

К ситуации многие отнеслись неоднозначно. Высказывались подозрения, что средства у театра отсутствуют, но наличествуют у самого Райкина – он якобы получает их от «Райкин-Плаза». Эти подозрения опровергались сообщениями о том, что строительство центра было согласовано под условием вложений в развитие театра, и что на эти-то деньги и проводится ремонт его здания. В то же время пользователи соцсетей напоминали, что многие театры вообще не получают финансирования, но как-то выходят из положения.

Предпринимательница Елена Лукутина из Москвы тогда заметила: «Очень много частных театров живут без госфинансирования и, ничего, собирают полные залы http://arendazala.com.ua/. Халява развращает. Пусть будут равные условия для всех.»

«Насколько я понимаю, театр – это кузница киноактеров. Так может ему не ходить куда-то тупо за деньгами, а начать думать о том, как зарабатывать деньги театру, поставляя свои кадры в кино? В футболе эта практика получила широкое распространение. Кино без актеров не кино. А отличное (малобюджетное, но прибыльное и главное смотрибельное) кино без отличных актеров тем более. Короче речь идет о том, чтобы поставить на широкую конвеерную линию производство кинофильмов с использованием "купленных" у театра актеров. 

А то, как я погляжу, в качестве киноактеров в последнее время кто только не выступает. Даже уже юмористы и певцы в киноактеры подались», – внес другое предложение политолог Артур Устян.

Теперь же, после выступления Райкина перед коллегами, пользователи соцсетей, отметившие, что он призвал защищать выставки и спектакли от групп «оскорбленных», грустно резюмировали: «Скоро останется без театра...»

«Затравят теперь, как Макаревича, – написал журналист Сергей Путилов. И тут же объяснил, почему считает, что сказать это для Райкина все же стоило. – Смелый поступок. Лично я снова воспрянул, что не все еще потеряно для этого поколения, страны. Пока есть такие, как Константин Райкин.»

Редакция

Электронная почта: polit@polit.ru
VK.com Twitter Telegram YouTube Яндекс.Дзен Одноклассники
Свидетельство о регистрации средства массовой информации
Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством
Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и
средств массовой информации. Выходит с 21 февраля 1998 года.
При любом использовании материалов веб-сайта ссылка на Полит.ру обязательна.
При перепечатке в Интернете обязательна гиперссылка polit.ru.
Все права защищены и охраняются законом.
© Полит.ру, 1998–2024.