Полiт.ua Государственная сеть Государственные люди Войти
20 августа 2017, воскресенье, 14:44
Facebook Twitter LiveJournal VK.com RSS

НОВОСТИ

СТАТЬИ

АВТОРЫ

ЛЕКЦИИ

PRO SCIENCE

СКОЛКОВО

РЕГИОНЫ

Иллюзия неба

Фото: Atos International
Фото: Atos International

Ту-154 мог упасть в Черное море из-за потери пилотом ориентировки в пространстве в результате возникновения иллюзии. Такой вывод, по данным газеты «Коммерсантъ», следует из исследования 3D-модели полета, созданной на основании расшифровки данных «черных ящиков».

Напомним, принадлежащий Минобороны России самолет Ту-154 с 92 людьми на борту, среди которых были артисты ансамбля имени Александрова и врач Елизавета Глинка, рухнул в море вскоре после взлета с сочинского аэропорта «Адлер». Катастрофа случилась 25 декабря 2016 года. На момент аварии причины ее были неочевидны, выдвигались различные версии – от отказа техники и обстрела самолета с земли до теракта или ошибки пилота.

Источники издания утверждают, что после расшифровки информации с самописцев стало ясно: примерно минуту самолет взлетал как обычно, а затем, оставаясь под управлением пилота, начал снижаться, ударился о воду, разломился на части и затонул. На основании этих данных эксперты сделали вывод, что причиной действий пилота могла стать оптическая иллюзия, возникающая ночью над морем.

 
Поисковые работы на месте крушения самолёта Ту-154 в районе Сочи

Оптическая иллюзия действительно могла спровоцировать пилота действовать так, что произошла авария, считает Олег Смирнов, член Общественного совета Росавиации, заслуженный пилот СССР. В беседе с «Полит.ру» он подтвердил, что причиной падения самолета могла стать ошибка восприятия у командира экипажа в случае, если он пытался управлять самолетом, ориентируясь не только по приборам.

«Предположение, которое сегодня приобрело особую актуальность и было высказано в газете «Коммерсантъ», звучало уже в день катастрофы. Говорилось, что одной из возможных причин происшедшего могла стать потеря пространственной ориентировки экипажем на взлете самолета. Почему это считалось возможным? Дело в том, что аэродром в Сочи является сложным по определению.

Я застал еще времена, когда заход на посадку на этот аэродром производился со стороны гор. Однако после целого ряда столкновений самолетов с этими горами такие заходы были отменены, и уже многие десятилетия в Сочи самолеты взлетают только на море и садятся только с моря. Никаких гор – по сути, теперь самолеты там работают с одним посадочным и взлетным курсом. Но взлет с этого аэродрома все же имеет важные особенности и в силу них сложен.

 
Взлет из аэропорта Сочи

На любом приморском аэродроме существует нюансы, которые летчикам необходимо учитывать. Там высок риск потери пространственной ориентировки, а это та причина, по которой за сто лет существования гражданской авиации во всем произошло очень много авиакатастроф. Конечно, такое случается не только в приморских аэропортах, но в том числе и там, и тому есть причина.

Надо сказать, что авиакатастрофы такого сорта в Сочи уже были. В 1967 году упал в море самолет Ил-18 со ста пассажирами – в той же самой точке, где и упал в декабре 2016 года Ту-154. Происходили и другие катастрофы: уже в наше время армянский Airbus с большим количеством людей на борту тоже упал в море в той же самой точке. Это, правда, случилось не на взлете, а при заходе на посадку, но в тот момент, когда самолет выполнял уход на второй круг – а это, по сути, те же действия, что выполняются при взлете.

Хочу напомнить, о чем я говорил еще в день катастрофы Ту-154 под Сочи, основываясь на собственном опыте. Я вспомнил, что когда прилетел в Сочи из Казахстана на Ил-18, на взлете с сочинского я поймал себя на том, что мозг мой бастует. Взлет производился в два часа ночи: была отличная погода, гладкое море, безоблачное небо – и вдруг я поймал себя на том, что звезды вижу и вверху, и внизу. Ровно такие же звезды. Вот это и есть ловушка приморских аэропортов, эти иллюзии и могут привести к катастрофе.

В такой ситуации есть только один выход – пилотировать самолет строго по приборам, абсолютно исключая опору на какие-то визуальные составляющие, будь то горизонт, звезды или что бы то ни было еще. Только пилотирование по приборам дает возможность вести полет при существовании иллюзий. Зная это, я, когда случилась катастрофа с Ту-154, одним из первых высказал такую версию: что командир корабля по каким-то причинам не смог перейти на приборное пилотирование и поддался иллюзиям.

 
Роман Волков

Сейчас, насколько я понимаю, расследование показывает, что это вполне могло произойти. Ведется оно грамотно, профессионально, методом исключения одной за другой версий, связанных с отказом техники и другими сходными ЧП. На настоящий момент благодаря расшифровке «черных ящиков» создана 3D-модель полета, которая показывает реальный ход событий. И модель показывает, что в течение 10 секунд после того, как самолет набрал высоту в 250 метров, он двигался вниз, оставаясь под управлением пилотов.

То есть, запись свидетельствует, что рули высоты были направлены вниз, и самолет, вместо того, чтобы продолжать набор высоты, снижался. Снижался в пилотируемом режиме, без потери скорости (поначалу не исключали ведь, что он потерял скорость, свалился в «штопор» и так далее, но оказалось, что нет) – до удара о водную поверхность.

Надо сказать, что класс расследования показан высочайший – МАК, Международный авиационный комитет помог расшифровать и совместить записи самописцев и создать 3D-модель полета. И результат 3D-моделирования продемонстрировал, что экипажем была потеряна пространственная ориентировка; что командир корабля по каким-то причинам оказался не в состоянии полностью перейти на приборное пилотирование и абстрагироваться от иллюзий, которые возникли в его мозгу относительно положения самолета; и, вместо того, чтобы продолжать набор высоты, начал снижаться.

Записи самописцев ясно показывают, что пилот совершил ошибку. Управляемое снижение говорит о том, что он попал в иллюзию – полагал, что набирает высоту и действовал в соответствии с этим представлением. Он не соотносил свои действия с показаниями приборов, которые давали представление о реальном положении самолета, что и привело к крушению», – сказал Олег Смирнов.

Добавим, что в Минобороны версию о возможной ошибке экипажа до сих пор категорически отвергали. Об опытности и прекрасном послужном списке членов разбившегося экипажа упоминалось во всех сообщениях ведомства на эту тему. Более того, как отмечает газета, во время прощания с командиром экипажа майором Волковым главнокомандующий воздушно-космическими силами РФ Виктор Бондарев подчеркнул, что подготовка того «соответствовала всем требованиям, которые предъявляются нашими законами к выполнению полетного задания».

Обсудите в соцсетях

Система Orphus
Loading...

Главные новости

14:10 Асад объявил о срыве подготовленного Западом переворота в Сирии
13:39 Суд не стал арестовать турбины по иску Siemens
13:21 В Красноярске введен режим ЧС из-за затопления улиц
12:50 На руднике «Мир» одобрили взрывные работы для поиска пропавших шахтеров
12:25 Имама мечети заподозрили в подготовке теракта в Барселоне
11:48 В Хабаровске в драке погиб чемпион мира по пауэрлифтингу
11:20 Под Белгородом убита семья предпринимателей
10:48 Австралийцы придумали план защиты от автомобильных атак террористов
10:41 Найден затопленный в 1945 году крейсер «Индианаполис»
10:07 Скончался актер и писатель Дик Грегори
10:01 Дело о резне в Сургуте будет рассматривать главное управление СК
09:54 Король Марокко помиловал 400 осужденных за терроризм
09:29 Погиб советник министра здравоохранения Ланской
09:19 После резни в Сургуте четверо находятся в тяжелом состоянии
09:09 Лидер левых в бундестаге ФРГ назвал санкции против РФ абсурдом
19.08 20:54 Красный Крест подсчитал число жертв среди населения за время войны в Донбассе
19.08 20:40 Путин поручил сократить число внеплановых проверок бизнеса
19.08 20:16 Собянин ответил на предложение перенести столицу России за Урал
19.08 20:00 «Локомотив» обыграл «Спартак» 4:3 в матче чемпионата России
19.08 19:42 150 млрд рублей из ФНБ пойдет на модернизацию БАМа и Транссиба
19.08 19:25 При сходе поезда с рельсов в Индии погибли более 20 человек
19.08 18:59 Веру Глаголеву похоронили на Троекуровском кладбище
19.08 18:51 На фестивале пива в Австрии из-за непогоды погибли и пострадали люди
19.08 18:32 Сели повредили 80 гектаров виноградников крымской «Массандры»
19.08 16:59 Скончался бывший главком ВВС России Петр Дейнекин
19.08 16:32 ИГ взяло ответственность за резню в Сургуте
19.08 16:27 Каспаров остался без призовых мест на турнире в Сент-Луисе
19.08 16:08 Учредительное собрание Венесуэлы решило само принимать законы
19.08 15:44 Устроивший теракте в Барселоне мог избежать смерти
19.08 15:10 В Ростовской области две пьяных женщины избили врачей скорой помощи
19.08 14:37 Стало известно имя нападавшего в Сургуте
19.08 14:17 В Сургуте эвакуировали три торговых центра
19.08 14:03 Полиция исключила теракт из основных версий нападения в Сургуте
19.08 13:41 Удальцов решил реанимировать «Левый фронт»
19.08 13:15 Дело о нападении в Сургуте будут расследовать под личным контролем Бастрыкина
19.08 13:06 Правительство Москвы привезет новинки на Международную книжную ярмарку в Пекине
19.08 13:01 На прощание с Верой Глаголевой решили пускать по кодовому слову
19.08 12:40 Глава Сургута сообщил о состоянии раненых при нападении мужчины с ножом
19.08 12:04 В Сургуте мужчина напал на прохожих с ножом
19.08 11:58 Россиян предупредили о гриппе в Индии
19.08 11:42 Теракт в Финляндии совершил 18-летний марокканец
19.08 11:30 Следователи спустя год решили проверить взлом Telegram соратника Навального
19.08 10:58 От Трампа ушел еще один советник
19.08 10:27 В Сиднее машина протаранила магазин
19.08 10:13 В Грозном прошла «акция покаяния» написавших письмо о помощи Чайке
19.08 09:49 Нападение с ножом на жителей финского Турку совершил иностранец
19.08 09:32 Уволенный Трампом советник возглавил ультраправое издание
19.08 09:09 Из-за схода селей в Крыму эвакуировали 76 человек
18.08 21:02 Путин назвал воссоединение Севастополя с РФ исторически справедливым
18.08 20:54 СМИ сообщили о смерти предполагаемого исполнителя теракта в Барселоне
Apple Boeing Facebook Google IT NATO PRO SCIENCE видео ProScience Театр Pussy Riot Twitter аварии на железной дороге авиакатастрофа Австралия Австрия автопром администрация президента Азербайджан акции протеста Александр Лукашенко Алексей Кудрин Алексей Навальный Алексей Улюкаев алкоголь амнистия Анатолий Сердюков Ангела Меркель Антимайдан Армения армия Арсений Яценюк археология астрономия атомная энергия аукционы Афганистан Аэрофлот баллистические ракеты банковский сектор банкротство Барак Обама Башар Асад Башкирия беженцы Белоруссия Белый дом Бельгия беспорядки бизнес биология ближневосточный конфликт бокс болельщики «болотное дело» большой теннис Борис Немцов Бразилия ВВП Великая Отечественная война Великобритания Венесуэла Верховная Рада Верховный суд взрыв взятка видеозаписи публичных лекций «Полит.ру» видео «Полит.ру» визовый режим Виктор Янукович вирусы Виталий Мутко «ВКонтакте» ВКС Владивосток Владимир Жириновский Владимир Маркин Владимир Мединский Владимир Путин ВМФ военная авиация Волгоград ВТБ Вторая мировая война вузы выборы выборы губернаторов выборы мэра Москвы газовая промышленность «Газпром» генетика Генпрокуратура Германия ГИБДД ГЛОНАСС Голливуд гомосексуализм госбюджет Госдеп Госдума госзакупки гражданская авиация Греция Гринпис Грузия гуманитарная помощь гуманитарные и социальные науки Дагестан Дальний Восток деньги День Победы дети Дмитрий Медведев Дмитрий Песков Дмитрий Рогозин доллар Домодедово Дональд Трамп Донецк допинг дороги России драка ДТП Евгения Васильева евро Евровидение Еврокомиссия Евромайдан Евросоюз Египет ЕГЭ «Единая Россия» Екатеринбург ЕСПЧ естественные и точные науки ЖКХ журналисты Забайкальский край закон об «иностранных агентах» законотворчество здравоохранение в России землетрясение «Зенит» Израиль Индия Индонезия инновации Интервью ученых интернет инфляция Ирак Ирак после войны Иран Иркутская область искусство ислам «Исламское государство» Испания история История человечества Италия Йемен Казань Казахстан казнь Калининград Камчатка Канада Киев кино Киргизия Китай Климат Земли, атмосферные явления КНДР Книга. Знание Компьютеры, программное обеспечение кораблекрушение коррупция космодром Восточный космос КПРФ кража Краснодарский край Красноярский край кредиты Кремль крушение вертолета Крым крымский кризис Куба культура Латвия ЛГБТ ЛДПР Левада-Центр легкая атлетика лесные пожары Ливия лингвистика Литва литература Лондон Луганск Малайзия МВД МВФ медиа медицина междисциплинарные исследования Мексика Мемория метро мигранты МИД России Минздрав Минкомсвязи Минкульт Минобороны Минобрнауки Минтранспорта Минтруд Минфин Минэкономразвития Минюст мировой экономический кризис «Мистраль» Михаил Саакашвили Михаил Ходорковский МКС Молдавия Мосгорсуд Москва Московская область мошенничество музыка МЧС наводнение Надежда Савченко налоги нанотехнологии наркотики НАСА наука Наука в современной России «Нафтогаз Украины» недвижимость некоммерческие организации некролог Нерусский бунт нефть Нигерия Нидерланды Нобелевская премия Новосибирск Новые технологии, инновации Новый год Норвегия Нью-Йорк «Оборонсервис» образование обрушение ОБСЕ общественный транспорт общество ограбление Одесса Олимпийские игры ООН оппозиция опросы оружие отставки-назначения Пакистан палеонтология Палестинская автономия Папа Римский Париж ПДД педофилия пенсионная реформа Пентагон Петр Порошенко пищевая промышленность погранвойска пожар полиция Польша похищение права человека правительство Право правозащитное движение «Правый сектор» преступления полицейских преступность Приморский край происшествия публичные лекции Рамзан Кадыров РАН Революция в Киргизии Реджеп Эрдоган рейтинги религия Реформа армии РЖД ритейл Роскомнадзор Роскосмос Роспотребнадзор Россельхознадзор Российская академия наук Россия Ростов-на-Дону Ростовская область РПЦ рубль русские националисты РФС Санкт-Петербург санкции Саудовская Аравия Сахалин Сбербанк Свердловская область связь связь и телекоммуникации Севастополь сельское хозяйство сепаратизм Сербия Сергей Лавров Сергей Собянин Сергей Шойгу Сирия Сколково Славянск Следственный комитет следствие смартфоны СМИ Совбез ООН Совет по правам человека Совет Федерации сотовая связь социальные сети социология Социология в России Сочи Сочи 2014 «Спартак» спецслужбы «Справедливая Россия» спутники СССР Ставропольский край стихийные бедствия Стихотворения на случай страхование стрельба строительство суды суицид США Таджикистан Таиланд Татарстан театр телевидение телефонный терроризм теракт терроризм технологии транспорт туризм Турция тюрьмы и колонии убийство УЕФА Украина Условия труда ФАС Федеральная миграционная служба физика Филиппины Финляндия ФИФА фондовая биржа фоторепортаж Франсуа Олланд Франция ФСБ ФСИН ФСКН футбол Хабаровский край хакеры Харьков Хиллари Клинтон химическое оружие хоккей хулиганство Центробанк ЦИК Цикл бесед "Взрослые люди" ЦСКА Челябинская область Чехия Чечня ЧМ-2018 шахты Швейцария Швеция школа шоу-бизнес шпионаж Эбола Эдвард Сноуден экология экономика экономический кризис экстремизм Эстония Южная Корея ЮКОС Юлия Тимошенко ядерное оружие Япония

Редакция

Электронная почта: politru.edit1@gmail.com
Адрес: 129343, Москва, проезд Серебрякова, д.2, корп.1, 9 этаж.
Телефон: +7 495 980 1894.
Стоимость услуг Полит.ру
Свидетельство о регистрации средства массовой информации
Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003г. Выдано министерством
Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и
средств массовой информации. Выходит с 21 февраля 1998 года.
При любом использовании материалов веб-сайта ссылка на Полит.ру обязательна.
При перепечатке в Интернете обязательна гиперссылка polit.ru.
Все права защищены и охраняются законом.
© Полит.ру, 1998–2014.