19 марта 2024, вторник, 10:55
TelegramVK.comTwitterYouTubeЯндекс.ДзенОдноклассники

НОВОСТИ

СТАТЬИ

PRO SCIENCE

МЕДЛЕННОЕ ЧТЕНИЕ

ЛЕКЦИИ

АВТОРЫ

Кампания Навального как подтверждение статуса

Алексей Навальный
Алексей Навальный

Оппозиционер Алексей Навальный активно ведет свою предвыборную кампанию, хотя пока неясно, допустят ли его к выборам президента, намеченным на весну 2018 года.

Кампания, начавшаяся в регионах, сопровождается вниманием прессы, хотя зачастую оно уделяется не предвыборной программе и не общению Навального с населением, а происшествиям, которыми сопровождаются эти встречи. Так, при открытии штаба в Барнауле в Навального облили зеленкой; из Новосибирска приходили сообщения о том, что на митинге оппозиционера забросали яйцами, а в дверь в помещение штаба Навального в Нижнем Новгороде неизвестные замуровали, использовав строительную пену.

Кстати говоря, пена оказалась особенно неудачной идеей в смысле влияния на активность Навального, так как встречу с потенциальными избирателями он в итоге провел прямо на улице.

Между тем ранее политологи высказывали мнение, что Навального не допустят к участию в выборах. Такой точки зрения придерживался, в частности, политолог Григорий Голосов.

«Тут неважно, каковы шансы Навального на президентских выборах: ясно, что его до выборов не допустят <…>. Это принципиальная позиция, которая состоит в том, что, как политически активный гражданин, Навальный заявляет о своем праве участвовать в выборах и настаивает на соблюдении своего пассивного избирательного права. И это совершенно правильно, точно так же, как правильно настаивать на том, чтобы политические партии регистрировались более или менее по закону. Однако в России и эта практика отсутствует, поэтому думские выборы, например, мы не можем квалифицировать как свободные по тому простому основанию, что некоторые партии в них не имеют возможности участвовать», – объяснял «Полит.ру» Григорий Голосов.

 
А.Навальный в Новосибирске

Начатая Алексеем Навальным кампания, видимо, вообще не ставит целью его победу на президентских выборах, однако существенно упрочивает статус Навального как политика федерального уровня. Об этом в беседе с «Полит.ру» сказал Николай Петров, профессор, заведующий Лабораторией методологии оценки регионального развития Центра фундаментальных исследований НИУ-ВШЭ.

«Независимо от того, разрешат ли Навальному быть включенным в избирательный бюллетень, он повел себя как дальновидный политик, когда начал заранее и активно проводить свою кампанию, разъезжая по регионам и выступая как медийный персонаж. В этом смысле Навальный позиционирует себя как серьезный, федерального уровня политик, который навязывает, фактически, свою повестку.

Для Навального участие в этих выборах – это не возможность стать сегодня или завтра президентом Российской Федерации, а подтверждение его существования как федерального политика. И с этой задачей он, как мне кажется, справляется гораздо лучше, чем можно ожидать о других кандидатов, которые сейчас только начнут действовать. То есть, если для тех, кого уже сейчас называют в качестве соперников Путина на предстоящих президентских выборах 2018 года, избирательная кампания будет во многом просто подтверждением своего статуса, то для Навального это – серьезный политический рост.

В этом отношении, как мне представляется, его кампанию сегодня можно признать очень успешной. Вне зависимости от того, как она закончится, вне зависимости от того, как лягут карты, и от того, будет ли ему разрешено участвовать в самих выборах, он уже, думаю, добился ряда важных политических целей.

Я бы сказал, что он упрочил свою репутацию федерального политика. Этап его карьеры на этом уровне стали выборы мэра Москвы в 2013 году, когда он, собственно, и заявил о себе как о политике этого уровня. И сегодня он не просто подтверждает свой статус, а  демонстрирует, что он – один из очень и очень немногих политиков (чуть ли не второй после Владимира Владимировича Путина по самостоятельности действий), которые навязывают свою повестку, когда ведут свою кампанию.»

В социальных сетях тактику Навального многие оценивают высоко. «Неужели в России, спустя почти 20 лет, будет живая президентская кампания?», – пишет, например, Андрей Золотухин, доцент Воронежского госуниверситета. «Аха-ха, огонь! Кампания Навального благодаря идиотскому поведению власти (и благодаря чувству юмора Навального) превращается в интересное шоу», – считает юрист Дмитрий Черный из Москвы.

«Избирательная кампания Навального в президенты разворачивается. Будет открыто 77 штабов в регионах, такого общенационального масштаба не было на моей памяти никогда (я с 1996 слежу).

UPD. Надо пояснить, что и у Зюганова, и у Жирика каждый раз, конечно, больше, чем 77 штабов. Но надо ли пояснять, насколько формально относятся к работе их штабы? В этом и сравнение», – отмечает Алексей Ворсин, хабаровский политик и общественный деятель.

 
В.Жириновский и Г.Зюганов

Соратники Навального, тем не менее, с горечью обращают внимание на то, что для СМИ главной новостью становится не суть выступлений Навального, а нападки, которым он подвергся.

«Вот это вот «закидывание яйцами» – это такая централизованная кампания, у которой есть единственная цель: газетные заголовки. Подбежал какой-то придурок, кинул яйцо из-за забора, быстро убежал, и не суть важно – попал или не попал – уже можно писать «Навального в [название города] закидали яйцами». И уже не важно – о чем Навальный говорил, было на встрече с ним 300 или 3000 человек, какие задавались вопросы, какие были ответы. Главное (что собирает клики) – это «закидали яйцами».

Именно поэтому в каждом городе, куда мы приезжаем, один человек, скрывающий лицо, пытается подбежать, кинуть, убежать. Вчера в Кемерово так было: чувак реально кинул яйцо из-за забора, близко даже не попал; потом была встреча Навального с волонтерами на 200 человек с лишним – в тулеевском Кемерово, где ЕР рисуют 97% из года в год! – но если вы посмотрите в «Яндекс.Новостях» по словам «Навальный Кемерово», то увидите, что из 15 заголовков 14 были «Навального в Кемерово закидали яйцами».

Совершенно очевидно, что это именно централизованная кампания, и не случайно в каждом городе события повторяются ровно по одинаковому сценарию», – делает вывод Леонид Волков, руководитель предвыборного штаба Навального.

Однако и подобные выходки Навальный умеет отчасти обратить в свою пользу, считает Николай Петров.

«Думаю, что Навальный прекрасно пользуется возможностями, существующими в тех очень жестких рамках, в которых он находится. И внимание к его поездкам – в данном случае неважно, анализируют ли какие-то федеральные СМИ содержательно его программу или в качестве анекдота говорят о том, что его забросали яйцами, – оно существует. А раз это внимание существует, тем самым его статус федерального политика упрочивается», – сказал он.

 

Редакция

Электронная почта: polit@polit.ru
VK.com Twitter Telegram YouTube Яндекс.Дзен Одноклассники
Свидетельство о регистрации средства массовой информации
Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством
Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и
средств массовой информации. Выходит с 21 февраля 1998 года.
При любом использовании материалов веб-сайта ссылка на Полит.ру обязательна.
При перепечатке в Интернете обязательна гиперссылка polit.ru.
Все права защищены и охраняются законом.
© Полит.ру, 1998–2024.