Полiт.ua Государственная сеть Государственные люди Войти
22 июля 2018, воскресенье, 04:31
Facebook Twitter VK.com Telegram

НОВОСТИ

СТАТЬИ

АВТОРЫ

ЛЕКЦИИ

PRO SCIENCE

СКОЛКОВО

РЕГИОНЫ

07 апреля 2017, 11:00

Почему и как Украина децентрализируется

Панорама Львова
Панорама Львова

Мы публикуем статью известных экспертов по проблеме децентрализации Украины. В тексте сохранена терминология авторов. В случаях сильного отличия языка авторов от известного российскому читателю в скобках приведены более привычные формулировки в их нейтральном варианте. Текст отражает мнение его авторов.

Глубокая реформа местного самоуправления является пока наименее замеченной трансформацией Украины после Евромайдана

Децентрализация Украины стала одной из первых, самых быстрых и тщательно проработанных реформ, и была инициирована в апреле 2014 года первым постмайданным правительством и тогдашним вице-премьером Владимиром Гройсманом. Несмотря на существенное изменение отношений между государством и обществом, которое предусматривает децентрализация, основополагающие концепции и первые успехи этой масштабной реструктуризации украинской государственной системы до сегодня почти не освещались за пределами Украины.

Украинская реформа местного самоуправления, если она вообще упоминается в международной прессе, часто рассматривается в разных неверных международных и геополитических контекстах. Вопреки распространенным до сих пор на Западе мнениям, ни идея, ни проведение децентрализации не связаны напрямую с постмайданной европеизацией Украины в целом или с Соглашением об ассоциации с ЕС, в частности. Она тем более не является результатом Минских договорённостей, как часто считают разные зарубежные обозреватели. Наоборот, реорганизацию местного самоуправления в Украине, которая длится уже третий год, горячо обсуждали, тщательно планировали и безуспешно пытались провести задолго до Революции Достоинства 2013-2014 годов (Майдан и другие события, приведшие к отстранению от власти В. Януковича и его команды - «Полит.ру»).

Так, например, в 2005 году, после Оранжевой революции, был разработан законопроект о новой административной и территориальной системе Украины. В 2009 году украинские власти утвердили так называемую Концепцию реформирования местного самоуправления. Но когда спустя год Виктор Янукович стал президентом, реализация этого проекта остановилась.

Тем не менее, эти и другие предыдущие события и частичные достижения подготовили украинское общество и политиков к быстрому перезапуску уже ранее подготовленной реформы после ухода Януковича весной 2014 года. Немного больше чем через месяц после Революции Достоинства новое правительство Арсения Яценюка с некоторыми изменениями приняло Концепцию реформирования местного самоуправления и территориального устройства, с которой и началась децентрализация.

Основной мотивацией многолетних споров и начала этой далеко идущей реформы 1 апреля 2014 года была чрезвычайная концентрация полномочий и ресурсов в центре. Когда в 1991 году Украина получила независимость, ей в наследство от царской и советской систем управления досталось распределение почти всех полномочий в пользу столицы. До сегодняшнего дня во многих социалистических и постсоциалистических государствах во всем мире можно найти проявления, признаки или остатки этой гиперцентрализованной и полуколониальной правительственной системы. Таким образом, децентрализация власти сегодня не менее важна для постсоветских стран для того, чтобы отделаться от их имперского, ленинского и сталинского наследия, чем либерализация, деколонизация, демократизация, приватизация и европеизация (то есть принятие норм ЕС его новыми членами или ассоциированными партнерами).

Сверхконцентрация полномочий в столице ведет к разным политическим, административным, экономическим, юридическим, культурным, поведенческим и даже психологическим патологиям в постсоветском мире. Она влечет за собой низкое качество государственных услуг на местах – например, в сферах начального и среднего образования, здравоохранения, дорожного строительства или социальной поддержки. Кроме того, чрезмерная централизация власти – одна из причин медленного экономического развития многих украинских регионов за последние 25 лет. Местным властям Украины часто не хватало, а иногда и до сих пор не хватает, финансов, полномочий и навыков для того, чтобы решить даже элементарные инфраструктурные проблемы своих общин. У обычных граждан не было, а зачастую нет и сейчас, возможности эффективно влиять на решения, которые непосредственно затрагивают самые важные местные дела.

Начиная с 2014 года, новые власти Украины приняли ряд мер для изменения старой, ориентированной на столицу, системы взаимоотношений центральной, региональной и местной властей. Эти разносторонние реформы и создающиеся в их результате новые институты и механизмы в своей совокупности и составляют децентрализацию.

Во-первых, местные власти теперь получают больше доходов за счет перераспределения налоговых сборов из центрального бюджета в местные. Например, за 2015 год объем местных бюджетов увеличился на 42% по сравнению с 2014 годом: с 70.2 млрд грн до 99,8 млрд грн. В 2016 году местные доходы увеличились еще на 49% и достигли 146,6 млрд грн. Они даже заработали на 16% больше, чем планировали. Этот неожиданный прирост в результате повышения количества заплаченных налогов гражданами, был последствием не только инфляции, но и новой налоговой формулы, мотивировавшей бизнесменов более честно платить налоги и хотя бы частично отказаться от выплаты зарплат «в конвертах». Кроме этого, была введена новая модель конкурентного распределения межбюджетных начислений, которая направлена как на поддержку более слабых регионов, так и на развитие экономической конкуренции между ними.

Во-вторых, для того, чтобы увеличить институциональный и финансовый потенциал местных администраций, правительство инициировало процесс добровольного объединения маленьких населенных пунктов с другими, более крупными, в так называемые «объединенные территориальные общины». Это был крайне необходимый шаг, так как большая часть огромного количества общин (больше 11 тысяч) были маленькими, раздробленными, нежизнеспособными и, в результате, мало развитыми. Например, до реформы в примерно шести тысячах местных общин проживали меньше трех тысяч людей. В 5 419 местных бюджетов 70% расходов покрывали государственные субсидии. 483 общины на 90% и больше существовали за счет центрального бюджета.

На этом фоне неудивительно, что вопрос решения этой проблемы мгновенно сдвинулся с мертвой точки, как только появилось законодательство, которое позволило местным общинам объединяться. К концу 2016 года процесс показал впечатляющие результаты: 15% ранее существовавших населенных пунктов по собственной инициативе и без какого-либо давления (хотя и с некоторым финансовым поощрением), объединились в 366 объединенных территориальных общин.

Кроме расширения сферы компетенции, новые общины получили дополнительные налоговые выплаты и прямые государственные субсидии на развитие инфраструктуры, улучшение системы здравоохранения и образовательные проекты. Как гордо рапортовало Министерство регионального развития Украины, бюджеты 159 объединенных общин, созданных в 2015 году, увеличились в шесть раз за 9 месяцев 2016 года по сравнению с аналогичным периодом год назад. Новые субъекты получили разного рода новые поступления, в том числе в виде подоходного налога, и дополнительные полномочия для использования денег.

Некоторые быстрые и осязаемые физические достижения первых объединенных территориальных общин стали, пожалуй, наиболее заметными результатами децентрализации. Власти в новых общинах использовали значительную часть полученных дополнительных ресурсов на инфраструктурные проекты, чтобы продемонстрировать местным жителям преимущества своих новых политических и управленческих компетенций. Например, в 2016 году в Украине положили вдвое больше асфальтного покрытия, чем за два предыдущих года. Центральные власти оказывают финансовую помощь объединенным общинам в виде государственных субсидий, которые достигли почти 1 млрд грн в 2016 году, а в 2017 году увеличатся до 1.5 млрд. Объединенные территориальные общины использовали эти дополнительные средства на реконструкцию и ремонт школ, больниц и других социальных учреждений.

Еще одна цель децентрализации – расширение возможностей местных советов по привлечению инвестиционных проектов в свои общины. Пока что такая активность всё ещё редкость – и одна из причин общего низкого уровня внешних инвестиций, которые получает Украина. Конечно, скромный объём зарубежных частных капиталовложений в Украину не только и не столько связан с изъянами сегодняшней украинской системы управления. Скорее, главная причина низкого уровня присутствия иностранных инвесторов в Украине – её имидж за границей как страны, раздираемой войной и тонущей в коррупции.

Недавние изменения в законе об объединении общин теперь позволяют еще не объединенным населенным пунктам присоединиться к уже существующим по упрощенной процедуре. Ожидается, что на этом фоне к середине 2017 года количество объединенных территориальных общин достигнет 60% от общего количества общин, которое должно возникнуть по окончании этой реформы. Если так действительно произойдет, критическая точка останется позади – и, по крайней мере, эта важная составляющая децентрализации станет необратимой.

В этой связи также стоит упомянуть, что в течение нескольких следующих лет власти также рассчитывают укрупнить субрегиональные территориальные единицы – районы, унаследованные Украиной от советской административной системы. Вместе с дальнейшим прогрессом объединения общин реорганизация районов позволит преимущественно завершить территориальную реформу как один из ключевых компонентов децентрализации.

Однако другие направления реформы пока остаются недоработанными, поскольку Верховная Рада до сих пор не приняла необходимые поправки к Конституции. Эти изменения в основном законе Украины нужны для того, чтобы завершить и укрепить уже начатые изменения в обычных законах и в жизни общин. Конституционные изменения в части децентрализации изначально не были связаны с военным конфликтом на Донбассе, но в дальнейшем конституционная реформа стала одним из обязательств Украины в рамках Минского процесса.

В феврале 2015 года (как и ранее в сентябре 2014 года) Москва заставила Киев «под дулом пистолета» принять Минские договоренности. Ранее разработанные изменения в рамках децентрализации теперь были связаны с поправкой в Конституцию, предусмотренной Минскими договорённостями. Последняя касается весьма спорного пункта о предоставлении «особого статуса» территориям на востоке Украины, которые сейчас контролируются Россией и ее марионетками на Донбассе (самопровозглашенные «народные республики» на востоке Украины - «Полит.ру»). Так как Россия с 2014 года постоянно и демонстративно нарушает наиболее существенные пункты Минских договоренностей, большинство депутатов Верховной Рады сегодня отказываются голосовать за пакет конституционных изменений, который включает в себя как новые нормы для завершения децентрализации, так и ту поправку, которая была введена в результате дискредитировавшегося себя Минского процесса.

Теперь уже выглядит так, что этот пакет конституционных изменений в своем сегодняшнем виде вообще не будет принят – из-за продолжения российской агрессии (переход Крыма под контроль РФ и события на востоке Украины - «Полит.ру») и её многочисленных трагических последствий на протяжении последних трех лет. Более того, многие политики Украины считают, что парламентское согласие с такой нечеткой формулировкой как «особенности самоуправления в отдельных районах Луганской и Донецкой областей» (ОРДЛО) в принципе невозможно. Введение такой формулы в украинскую Конституцию было бы, по мнению большей части депутатов Верховной Рады, опасным для украинского государства. Оно может дать захваченным территориям гораздо больше независимости, чем у общин подконтрольной Киеву территории – и таким образом подорвать единство украинского государства и даже стать прецедентом для других территорий.

К тому же, трехлетняя война и её трагические последствия для украинского общества все больше ограничивают диапазон возможных компромиссов с «сепаратистами». Для подавляющего большинства украинских политиков было бы непозволительно предоставить сегодняшним оккупантам и боевикам возможность, после формального возвращения ОРДЛО под контроль Киева, вводить в должность своих представителей в городские власти, милицию и другие местные органы – вопреки желанию центральной власти. По этим и другим причинам сегодняшнее российское и, частично, западное требование о конституционно закрепленном особом статусе ОРДЛО отвергается почти всеми ключевыми игроками украинской политики, в том числе политическим партиями, высокими чиновниками, общественными организациями, экспертными структурами и лидерами мнений в СМИ.

Некоторые парламентарии также выступают против создания совершенно нового органа в системе государственного управления – института так называемых префектов, предусмотренного конституционным законопроектом. Префекты должны стать региональными представителями центральной власти и назначаться Президентом. Их задачей будет следить за законностью деятельности местных властей и, при наличии определенных оснований, приостанавливать их решения с одновременным обращением в суд. Авторы поправок считают, что создание института префектов необходимо для осуществления государственного контроля над местной властью, которая может выйти за рамки своих новых полномочий. Критики, с другой стороны, обеспокоены тем, что через префектов Президент сможет усилить свое политическое влияние на местные власти и, таким образом, сделает невозможным реальное самоуправление.

Эти – пока гипотетические – опасения должны быть учтены в будущем законодательстве. Парламентариям предстоит разработать прозрачную систему отбора префектов на открытом конкурсе, позволяющую им быть независимыми от политических преференций действующего Президента. Всё же, сегодняшний проект изменения Конституции сам по себе уже определяет обязанности Президента, правительства и местных органов управления четче, чем это сделано в действующем варианте основного закона. Поэтому, скорее всего, после конституционной реформы случаев злоупотребления властью станет меньше.

Несмотря на пока только частичное и часто ещё добровольное воплощение реформы, многие украинцы уже начали отмечать децентрализацию и её последствия. Согласно исследованию Киевского международного института социологии за ноябрь 2016 года, 46% украинцев уже увидели положительные изменения вследствие использования дополнительных финансов, полученных местными властями. При этом 43% не ощутили изменений, а 5% считают, что есть изменения в худшую сторону. Кроме того, 25% указали на улучшение качества услуг, 58% не заметили никаких изменений, а 8% сказали, что услуги стали хуже. Большинство украинцев (64%) поддерживают децентрализацию и предоставление больших полномочий местным властям, но 61% недовольны медленным темпом реформы.

С начала 2017 года децентрализация в Украине вошла в критическую фазу после того, как парламент принял ряд законов для поддержки дальнейшего объединения общин. Этот законодательный успех вселяет надежду на продолжение реального прогресса на местах. На сегодня децентрализация уже улучшила финансовое благосостояние многих местных сообществ в разных регионах Украины и заложила основу для улучшения качества жизни украинцев, которые живут за пределами богатых мегаполисов, таких как Киев, Одесса или Харьков.

Пока не все парламентские партии готовы безоговорочно поддержать быструю децентрализацию, но многие участники процесса, в том числе представители власти, мэры и новые члены местных советов, так же, как и большинство населения, все более благосклонно отзываются о смысле, последствиях и будущем реформы местного управления. Кроме того, многие западные государства и международные организации, не в последнюю очередь Евросоюз, активно поддерживают украинскую децентрализацию с помощью различных специальных программ финансовой помощи, таких как U-LEAD, DOBRE или DESPRO, общим объемом примерно в 200 млн евро. Если на местном уровне изменения пройдут успешно, децентрализация поможет в корне изменить постсоветские отношения между украинским обществом и государством.

Юрий Ганущак – директор Института развития территорий в Киеве и эксперт коалиции украинских НПО «Реанимационный пакет реформ».

Алексей Сидорчук – политический аналитик Фонда «Демократические инициативы» имени Илька Кучерива в Киеве.

Андреас Умланд – эксперт Института евро-атлантического сотрудничества в Киеве и редактор книжной серии «SovietandPost-SovietPoliticsandSociety» издательства «ibidem» в Штутгарте. 

Обсудите в соцсетях

Система Orphus
Loading...

Главные новости

21.07 21:03 Украина ратифицировала соглашение о расследовании гибели МН17
21.07 20:54 Подарок Путина Трампу забрала Секретная служба США
21.07 20:50 Посол РФ в Катаре рассказал о возможной поставке туда С-400
21.07 20:01 Секретарь ЕР в Ивановской области вышел из партии из-за пенсий
21.07 19:42 Замглавы Пентагона одобрил приглашение Путина в США
21.07 19:28 Братья Березуцкие завершили футбольную карьеру
21.07 18:28 «Аэрофлот» предупредил о сбое доставки багажа пассажиров
21.07 17:17 Глава МВФ оценила ущерб от торговых санкций США
21.07 16:44 Нефтяники США борются против новых антироссийских санкций
21.07 16:33 Глава КЧР не допустил своей отставки вслед за министрами
21.07 16:24 Из дел о госизмене и шпионаже в базе судов Москвы исчезнут имена
21.07 15:51 Специалисты в противогазах ищут «Новичок» в туалетах Солсбери
21.07 15:36 Украинский министр анонсировал новые антироссийские санкции
21.07 15:28 Посол РФ рассказал об убийстве россиянина в Кении
21.07 14:56 S&P признало способность РФ пережить шок от будущих санкций
21.07 14:15 Трамп проигнорировал составленный для него план беседы с Путиным
21.07 14:02 Семь музеев Москвы открыли доступ к своим цифровым коллекциям
21.07 13:48 Мосгорсуд отклонил жалобу Гудкова на «нерегистрацию мэром»
21.07 13:13 В Благовещенске введен режим ЧС из-за наводнений
21.07 12:15 Ученые нашли радиацию с «Фукусимы» в калифорнийском вине
21.07 11:57 Сотрудник структуры «Роскосмоса» уволился после следственных действий
21.07 11:11 Госдеп отверг идею «нелегитимного» референдума в Донбассе
21.07 10:40 «Хулиганы» застрелили россиянина в столице Кении
21.07 10:09 Черчесов уклонился от ответа на вопрос о продлении контракта
21.07 09:52 «Президентский резерв» испытают соревнованиями по гребле
21.07 09:35 ФБР изъяло у экс-адвоката Трампа записи разговоров с ним
20.07 20:59 Путин не отрицал возможность проведения в России женского ЧМ
20.07 20:43 Фонд ОМС попросил из госбюджета более 400 млрд рублей
20.07 20:14 Отравившегося в Эймсбери британца выписали из больницы
20.07 19:57 Путин допустил возвращение пива на стадионы
20.07 19:42 ЦБ смягчит ограничения для потребкредитования
20.07 19:10 Кабмин одобрил ускорение выдачи маткапитала
20.07 18:53 Туристы потратили в России за время ЧМ-2018 100 млрд рублей
20.07 18:49 Оба подозреваемых в убийстве Дениса Тена арестованы
20.07 18:37 Семьи и друзья держателей Fan ID получат бесплатные российские визы
20.07 18:18 Умерла переводчик Мария Спивак
20.07 18:18 Минтруд пообещал россиянам очередные 10 новогодних выходных
20.07 18:06 Дума защитила права покупателей товаров в интернете
20.07 17:48 Путин поручил учредить медаль ЧМ-2018
20.07 17:30 Выходец из Ирана устроил резню в автобусе в Германии
20.07 17:26 МОК объявил о готовности к возвращению России
20.07 17:12 Экс-начальник столичного главка СКР обжаловал арест
20.07 17:04 Возбудитель паратифа С обнаружен в скелете рубежа XII – XIII веков
20.07 16:55 CAS дисквалифицировал российского прыгуна за допинг
20.07 16:48 Путину не понравился ни один вариант пенсионной реформы
20.07 16:35 В Минфине появился департамент по противодействию санкциям
20.07 16:20 ВЦИОМ отметил рост рейтинга Путина благодаря ЧМ-2018
20.07 16:13 Финляндия подсчитала стоимость саммита Россия-США
20.07 15:50 Трамп пригрозил обложить пошлинами весь импорт из Китая
20.07 15:44 Ученые вернули парализованным мышам способность ходить
Apple Bitcoin Boeing Facebook Google iPhone IT NATO PRO SCIENCE видео ProScience Театр Pussy Riot Telegram Twitter Абхазия аварии на железной дороге авиакатастрофа Австралия Австрия автопром администрация президента Азербайджан акции протеста Александр Лукашенко Александр Турчинов Алексей Кудрин Алексей Навальный Алексей Улюкаев алкоголь амнистия Анатолий Сердюков Ангела Меркель Антимайдан Антон Силуанов Аргентина Аркадий Дворкович Арктика Армения армия Арсений Яценюк археология астрономия атомная энергия аукционы Афганистан Аэрофлот баллистические ракеты банковский сектор банкротство Барак Обама Басманный суд Башар Асад Башкирия беженцы Белоруссия Белый дом Бельгия беспилотник беспорядки биатлон бизнес биология бокс болельщики «болотное дело» большой теннис Борис Немцов борьба с курением Бразилия Валентина Матвиенко вандализм Ватикан ВВП Великая Отечественная война Великобритания Венесуэла Верховная Рада Верховный суд взрыв взятка видеозаписи публичных лекций «Полит.ру» визовый режим Виктор Янукович вирусы Виталий Мутко «ВКонтакте» ВКС Владивосток Владимир Жириновский Владимир Маркин Владимир Мединский Владимир Путин ВМФ Внуково военная авиация Волгоград ВТБ Вторая мировая война вузы ВЦИОМ выборы выборы губернаторов выборы мэра Москвы Вячеслав Володин гаджеты газовая промышленность «Газпром» генетика Генпрокуратура Германия ГИБДД ГЛОНАСС Голливуд гомосексуализм госбюджет Госдеп Госдума госзакупки гражданская авиация Греция Гринпис Грузия гуманитарная помощь Дагестан Дальний Восток декларации чиновников деньги День Победы дети Дмитрий Медведев Дмитрий Песков Дмитрий Рогозин доллар Домодедово Дональд Трамп Донецк допинг дороги России драка ДТП Евгения Васильева евро Евровидение Еврокомиссия Евромайдан Евросоюз Египет ЕГЭ «Единая Россия» Екатеринбург ЕСПЧ естественные и точные науки ЖКХ журналисты Забайкальский край закон об «иностранных агентах» законотворчество здравоохранение в России землетрясение «Зенит» Израиль импорт инвестиции Ингушетия Индия Индонезия инновации Интервью ученых интернет инфляция ипотека Ирак Ирак после войны Иран Иркутская область искусство ислам «Исламское государство» Испания история История человечества Италия Йемен Казань Казахстан казнь Калининград Камчатка Канада Каталония Кемерово Киев Ким Чен Ын кино Киргизия Китай климат Земли КНДР Книга. Знание Компьютеры, программное обеспечение Конституционный суд Конституция кораблекрушение коррупция Космодром Байконур космодром Восточный космос КПРФ кража Краснодарский край Красноярский край кредиты Кремль крушение вертолета Крым Ксения Собчак Куба культура Латвия ЛГБТ ЛДПР Левада-Центр легкая атлетика Ленинградская область лесные пожары Ливия лингвистика Литва литература Лондон Луганск Малайзия Мария Захарова МВД МВФ медиа медицина междисциплинарные исследования Мексика Мемория метро мигранты МИД России Минздрав Минкомсвязи Минкульт Минобороны Минобрнауки Минпромторг Минсельхоз Минтранспорта Минтруд Минфин Минэкономразвития Минэнерго Минюст «Мистраль» Михаил Прохоров Михаил Саакашвили Михаил Ходорковский МКС мобильные приложения МОК Молдавия монархия Мосгорсуд Москва Московская область мошенничество музыка Мурманская область МЧС наводнение Надежда Савченко налоги нанотехнологии наркотики НАСА наука «Нафтогаз Украины» недвижимость некоммерческие организации некролог нефть Нигерия Нидерланды Нобелевская премия Новосибирск Новые технологии, инновации Новый год Норвегия Нью-Йорк «Оборонсервис» образование обрушение ОБСЕ общественный транспорт общество ограбление Одесса Олимпийские игры Ольга Голодец ООН ОПЕК оппозиция опросы оружие отставки-назначения офшор Павел Дуров Пакистан палеонтология Палестинская автономия Папа Римский Париж ПДД педофилия пенсионная реформа Пентагон Первый канал Петр Порошенко пищевая промышленность погранвойска пожар полиция Польша похищение Почта России права человека правительство Право правозащитное движение православие «Правый сектор» преступления полицейских преступность Приморский край Продовольствие происшествия публичные лекции Рамзан Кадыров РАН Революция в Киргизии Реджеп Эрдоган рейтинги реклама религия Республика Карелия Реформа армии РЖД ритейл Росавиация Роскомнадзор Роскосмос «Роснефть» Роспотребнадзор Россельхознадзор Российская академия наук Россия Ростов-на-Дону Ростовская область РПЦ рубль русские националисты РФС Санкт-Петербург санкции Саудовская Аравия Сахалин Сбербанк Свердловская область связь связь и телекоммуникации Севастополь сельское хозяйство сепаратизм Сербия Сергей Лавров Сергей Нарышкин Сергей Полонский Сергей Собянин Сергей Шойгу Сирия Сколково Славянск Следственный комитет следствие смартфоны СМИ Совбез ООН Совет по правам человека Совет Федерации сотовая связь социальные сети социология Сочи Сочи 2014 «Спартак» спецслужбы «Справедливая Россия» спутники СССР Ставропольский край стихийные бедствия Стихотворения на случай страхование стрельба строительство суды суицид Счетная палата США Таджикистан Таиланд тарифы Татарстан театр телевидение телефонный терроризм теракт терроризм технологии Трансаэро транспорт туризм Турция тюрьмы и колонии убийство уголовный кодекс УЕФА Узбекистан Украина фармакология ФАС ФБР Федеральная миграционная служба физика Филиппины Финляндия ФИФА фондовая биржа фоторепортаж Франсуа Олланд Франция ФСБ ФСИН ФСКН футбол Хабаровский край хакеры Харьков Хиллари Клинтон химическое оружие химия хоккей хулиганство цензура Центробанк ЦИК ЦРУ ЦСКА Челябинская область Чехия Чечня ЧМ-2018 Швейцария Швеция школа шоу-бизнес шпионаж Эбола эволюция Эдвард Сноуден экология экономика экономический кризис экстремизм Эстония этология Южная Корея ЮКОС Юлия Тимошенко «Яблоко» ядерное оружие Якутия Яндекс Япония

Редакция

Электронная почта: politru.edit1@gmail.com
Адрес: 129090, г. Москва, Проспект Мира, дом 19, стр.1, пом.1, ком.5
Телефон: +7 495 980 1894.
Яндекс.Метрика
Свидетельство о регистрации средства массовой информации
Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003г. Выдано министерством
Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и
средств массовой информации. Выходит с 21 февраля 1998 года.
При любом использовании материалов веб-сайта ссылка на Полит.ру обязательна.
При перепечатке в Интернете обязательна гиперссылка polit.ru.
Все права защищены и охраняются законом.
© Полит.ру, 1998–2014.