28 марта 2024, четверг, 18:22
TelegramVK.comTwitterYouTubeЯндекс.ДзенОдноклассники

НОВОСТИ

СТАТЬИ

PRO SCIENCE

МЕДЛЕННОЕ ЧТЕНИЕ

ЛЕКЦИИ

АВТОРЫ

The Economist против «трампономики»

Ковбой и бык на ярмарке
Ковбой и бык на ярмарке

The Economist, который с самого начала очень не любил американского президента Дональда Трампа, теперь подробно, серией материалов, критикует его экономическую стратегию. Эту стратегию там называют «трампономикой». Поводом послужило интервью, которое Трамп дал этому изданию – незадолго до того, как он уволил директора ФБР Джеймса Коми.

Предлагая для трамповской экономической политики специальное название, авторы хотят показать, что такой курс не вписывается в привычные рамки, как отмечается в одном из материалов. Трамп любит говорить о национальном самоуважении в экономическом разрезе. Для республиканцев это нехарактерно, но Трампа это не смущает. Также Трампу свойственна непоследовательность и изменчивость в суждениях, однако как раз в сфере экономики есть одна константа: он считает, что США систематически заключают международные сделки в ущерб себе.

При этом критика американской экономики, по мнению автора, у Трампа беспредметная и противоречивая. Это дает Трампу большие преимущества в спорах, потому что с такой позиции удобно возражать на аргументы, использующие конкретику.

Помимо заключения выгодных для США сделок, в трамповской стратегии автор выделяет еще несколько составных частей. Одна из наиболее важных – это налоговая реформа, чтобы облегчить давление на корпорации (традиционная для республиканцев повестка). Сюда примыкает снижение государственного контроля над бизнесом. Еще одна важная часть – это вложения в инфраструктуру. Это уже, скорее, приоритет из репертуара демократов. Иммиграционная повестка Трампа (ужесточение иммиграционных правил) на самом деле тоже связана с экономической стратегией, потому что она так или иначе будет сказываться на рынке труда.

 
Мексиканский артист  поет на свадьбе

Сама по себе эта повестка может выглядеть привлекательной, оговаривает автор, но здесь всё портит непоследовательность, а также неверное толкование ситуации с искаженным пониманием проблем. Например, Трамп считает, что для создания занятости надо делать ставку на промышленное производство, в то время как там работают сейчас всего 8,5% американцев. При этом он игнорирует инновационные индустрии, в которых сейчас занято гораздо больше людей.

В другом материале автор объясняет, что «трампономика» не сможет «сделать Америку снова великой». Там отмечается, что в отличие от других именных экономик (была, например, «рейганомика»), «трампономика» - это вообще не экономическая доктрина. Это, считает автор, - набор пожеланий, которые предлагают бизнесмены Трампу и его «придворным» (автору нравится описывать нынешний американский Белый дом в монархических терминах).

В этом смысле трампономика, по мнению автора, сама больше напоминает бизнес, чем государственную экономическую стратегию. Поэтому этот подход воспринимается инвесторами и бизнесменами с большим энтузиазмом. В краткосрочной перспективе это работает – биржи процветают, вера инвесторов в бизнесы растет. Налоговая реформа, скорее всего, будет одобрена конгрессом. Даже инфляция продолжает набирать обороты, а этого долго ждала Федеральная резервная система США.

 
Открытие торгов на бирже /commons.wikimedia.org

Насчет долгосрочной перспективы автор не уверен. На этом пути, считает он, команду Трампа подстерегают две большие опасности. Первая состоит в том, что допущения, на которых строятся представления об экономических успехах, часто бывают ошибочными, потому что экономические процессы внутренне противоречивы. Вторая состоит в том, что вся стратегия исходит из предпосылки, что американская экономика отстала на несколько десятилетий, что тоже может привести к неверным решениям.

Редакция

Электронная почта: polit@polit.ru
VK.com Twitter Telegram YouTube Яндекс.Дзен Одноклассники
Свидетельство о регистрации средства массовой информации
Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством
Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и
средств массовой информации. Выходит с 21 февраля 1998 года.
При любом использовании материалов веб-сайта ссылка на Полит.ру обязательна.
При перепечатке в Интернете обязательна гиперссылка polit.ru.
Все права защищены и охраняются законом.
© Полит.ру, 1998–2024.