Полiт.ua Государственная сеть Государственные люди Войти
16 августа 2018, четверг, 17:43
Facebook Twitter VK.com Telegram

НОВОСТИ

СТАТЬИ

АВТОРЫ

ЛЕКЦИИ

PRO SCIENCE

СКОЛКОВО

РЕГИОНЫ

07 февраля 2018, 05:18

Falcon Heavy. Марс становится ближе

Falcon Heavy перед стартом
Falcon Heavy перед стартом

6 февраля с космодрома на мысе Канаверал состоялся запуск сверхтяжелой ракеты Falcon Heavy, разработанной компанией SpaceX. Ракета успешно вывела на орбиту свой груз. Неудача подстерегала разработчиков только при возвращении на Землю одного из трех компонентов первой ступени. Центральный ускорительный блок не смог погасить скорость при спуске на посадочную платформу и потерпел крушение. Но, как объявили представители SpaceX, недоработки, приведшие к такому результату, легко устранить. В целом же удача при запуске Falcon Heavy стала важным достижением, которое намного облегчит освоение космоса, так как грузоподъемность ракеты позволит значительно ускорить создание орбитальных станций как на околоземной орбите, так и на орбитах у Луны и Марса.

Напомним, что Falcon Heavy помимо двигателей первой и второй ступени оснащена двумя дополнительными ускорителями. Их конструкция сходна с первой ступенью Falcon 9 Full Thrust, как и сама первая ступень, они имеют по девять жидкостных реактивных двигателей. Ускорители размещены по бокам первой ступени ракеты-носителя. Программа полетов Falcon Heavy предусматривает приземление как центрального блока первой ступени, так и боковых ускорителей. Подобная операция уже применяется при запусках ракет Falcon 9 Full Thrust. У Falcon Heavy боковые ускорители должны садиться на площадках в специальных посадочных зона на мысе Канаверал, недалеко от места старта, а центральный ускоритель – на специальную платформу в Атлантическом океане, носящую название Of Course I Still Love You.

При полете без возвращения первой ступени масса полезного груза выводимого Falcon Heavy на низкую околоземную орбиту составит до 63,8 тонн, на геопереходную орбиту – 26,5 тонны, а при полете к Марсу – 16,8 тонны. Это превосходит грузоподъемность самой мощной существующей сейчас ракеты Delta IV Heavy, которая может вывести в космос 29 тонн. В результате объект массой с Международную космическую станцию Falcon Heavy сможет вывести на околоземную орбиту всего за девять запусков. А полет космического аппарата к Плутону при помощи Falcon Heavy станет возможным напрямую, без использования гравитационных маневров. Даже если учесть, что вариант с возвращением первой ступени несколько уменьшит грузоподъемность, она все равно останется значительной. Следует отметить, что стоимость одного запуска сверхтяжелой ракеты составляет от 90 до 120 миллионов долларов, тогда как один запуск Delta IV Heavy стоит 164 – 400 миллионов.

При подготовке первого запуска Falcon Heavy компания SpaceX решила использовать в качестве боковых ускорителей первой ступени две уже побывавших в полете Falcon 9 Full Thrust, которые благополучно вернулись на Землю в 2016 году. Один из них совершил тогда посадку на сушу, а другой – на плавающую платформу. В качестве полезной нагрузки при первых запусках ракет обычно использую не дорогостоящие космические аппараты, которыми никто не хочет рисковать, а массогабаритные объекты. Как правило, это просто куски металла или бетона, но SpaceX обычно подходит к этому вопросу оригинально. В время первого полета космического корабля Dragon в нем путешествовала головка сыра. А для первого запуска Falcon Heavy был выбран автомобиль Tesla Roadster, принадлежащий основателю компании Илону Маску. За руль был посажен манекен, одетый в космический скафандр SpaceX и получивший имя Starman. Также в машине находятся книга Дугласа Адамса «Автостопом по Галактике», полотенце и табличка с надписью «Don’t Panic».

 

Falcon Heavy отправляется в полет

Стартовое окно для первого запуска Falcon Heavy открывалось 6 февраля в 21:30 по московскому времени. Но старт несколько раз задерживался из-за высокой скорости ветра в верхних слоях атмосферы. Наконец, в 23:45 старт состоялся. Спустя 2 минуты и 33 секунды гидравлика успешно отсоединила боковые разгоняющие блоки. Они выполнили этюд «синхронной акробатики», по выражению Илона Маска, то есть развернулись, включили свои двигатели в момент возвращения в атмосферу, затем еще раз при посадке и приземлились в назначенной зоне, успешно погасив свою скорость до нуля в момент контакта с землей.

 

Посадка боковых ускорителей первой ступени

В начале третьей минуты полета произошло отделение центрального блока первой ступени. Двигатели второй ступени успешно включились и понесли автомобиль Tesla дальше в космос. Параметры орбиты правильные. На момент написания этого текста оставалось около часа до момента, когда автомобиль будет выведен на эллиптическую орбиту вокруг Солнца.

Центральный блок первой ступени начал возвращение. Он благополучно вошел в земную атмосферу, но, вероятно из-за того, что не сработали, два из трех двигателей не сработали при посадке. Поэтому скорость погасить не удалось. Ракета опустилась не на платформу, а на поверхность океана примерно в сотне метров от нее, имея в момент контакта скорость 300 миль в час (более 480 километров в час). В результате она потерпела крушение. Осколки ракеты немного повредили автономную посадочную платформу.

На пресс-конференции представители компании SpaceX сообщили, что недостатки, приведшие к неудачному приземлению центрального блока, легко устранить, и что эта авария не отменяет успешность первого запуска. Возможно, в программу доделок будет включена и система перекрестной подачи топлива. Согласно изначальному замыслу конструкторов, двигатели центрального блока при необходимости могли бы использовать топливо из боковых ускорителей. Это было задумано именно для сохранения большего количества топлива в центральном блоке, что, во-первых, повышало бы грузоподъемность ракеты, а, во-вторых, могло создать необходимый запас топлива для работы двигателей при входе в атмосферу и приземлении. Однако к первому запуску система перекрестной подачи топлива еще не была готова. Поэтому в этот раз старт Falcon Heavy проходил по системе, которая используется ракетами Delta IV Heavy. Сначала центральный блок развивает максимальную тягу, потом, когда пройдет первый этап набора высота, его тяга снижается до минимума, чтобы сохранить запас топлива, а когда отделятся боковые блоки, вновь достигает максимума.

Обсудите в соцсетях

Система Orphus
Loading...
Подпишитесь
чтобы вовремя узнавать о новых спектаклях и других мероприятиях ProScience театра!
3D Apple Big data Dragon Facebook Google GPS IBM MERS PRO SCIENCE видео ProScience Театр SpaceX Tesla Motors Wi-Fi Адыгея акустика Александр Лавров альтернативная энергетика «Ангара» антибиотики античность археология архитектура астероиды астрофизика аутизм Африка бактерии бедность библиотеки биология биомедицина биомеханика бионика биоразнообразие биотехнологии блогосфера бозон Хиггса Византия викинги вирусы военная полиция Вольное историческое общество воспитание Вселенная вулканология гаджеты генетика география геология геофизика глобальное потепление гравитация грибы грипп дельфины демография демократия дети динозавры ДНК Древний Египет естественные и точные науки животные жизнь вне Земли Западная Африка защита диссертаций землетрясение змеи зоопарк зрение Иерусалим изобретения иммунология импорт инновации интернет инфекции информационные технологии искусственный интеллект ислам исламизм история история искусства история цивилизаций История человека. История институтов исчезающие языки карикатура картография католицизм квантовая физика квантовые технологии КГИ киты климатология комета кометы компаративистика компьютерная безопасность компьютерные технологии космический мусор космос криминалистика культура культурная антропология лазер Латинская Америка лексика лженаука лингвистика Луна льготы мамонты Марс математика материаловедение МГУ медицина междисциплинарные исследования Международный арбитражный суд в Гааге местное самоуправление Металлургия метеориты микробиология микроорганизмы Минобрнауки мифология млекопитающие мобильные приложения мозг моллюски Монголия музеи НАСА насекомые научный юмор неандертальцы нейробиология неолит Нобелевская премия НПО им.Лавочкина обезьяны обучение общество одаренные дети онкология открытия палеолит палеонтология память папирусы паразиты педагогика перевод персональные данные планетология погода подготовка космонавтов политика право преподавание истории приматы продолжительность жизни происхождение человека Протон-М психоанализ психология психофизиология птицы РадиоАстрон ракета растения РБК РВК РГГУ религиоведение рептилии РКК «Энергия» робототехника Роскосмос Роспатент Росприроднадзор Российская империя Россотрудничество Русал русский язык рыбы Сергиев Посад сердце Сингапур сланцевая революция смертность СМИ Солнце сон социология спутники старение старообрядцы стартапы статистика такси технологии тигры топливо торнадо транспорт ураган урбанистика фармакология физика физиология финансовый рынок фольклор химия христианство Центр им.Хруничева черные дыры школа эволюция экология эмбриональное развитие эпидемии эпидемиология этнические конфликты этология Юпитер ядерная физика язык

Редакция

Электронная почта: politru.edit1@gmail.com
Адрес: 129090, г. Москва, Проспект Мира, дом 19, стр.1, пом.1, ком.5
Телефон: +7 495 980 1894.
Яндекс.Метрика
Свидетельство о регистрации средства массовой информации
Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003г. Выдано министерством
Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и
средств массовой информации. Выходит с 21 февраля 1998 года.
При любом использовании материалов веб-сайта ссылка на Полит.ру обязательна.
При перепечатке в Интернете обязательна гиперссылка polit.ru.
Все права защищены и охраняются законом.
© Полит.ру, 1998–2014.