28 марта 2024, четверг, 13:46
TelegramVK.comTwitterYouTubeЯндекс.ДзенОдноклассники

НОВОСТИ

СТАТЬИ

PRO SCIENCE

МЕДЛЕННОЕ ЧТЕНИЕ

ЛЕКЦИИ

АВТОРЫ

Призывник без повестки

Призывник в военкомате
Призывник в военкомате

Государственная Дума приняла в первом чтении проект закона, обязывающий не получивших повесток призывников самостоятельно являться за ними в военкомат. Если призывник этого не сделает до начала следующего призыва, он будет считаться уклонистом.

Предполагается, что повестки будут направляться заказными письмами с уведомлением о вручении по месту жительства, но могут быть вручена и по месту работы призывника сотрудниками, которые ответственны за «военно-учетную работу» в организации.

Кроме того, повестку, отправленную по почте, предлагается считать врученной, если ее получил не только призывник, но и совершеннолетний член его семьи или его уполномоченный представитель. 

 
Призывники перед отправкой / АГН "Москва" / фото: Ведяшкин Сергейю

Как утверждает автор законопроекта, первый заместитель председателя комитета Госдумы по обороне Андрей Красов, сейчас в России насчитывается около 164 тысяч граждан, уклоняющихся от призыва на военную службу. При этом Красов отметил, что сама практика получения документов через заказные письма хорошо известна, отмечает газета «Ведомости».

Прокомментировать для «Полит.ру» ситуацию согласился Николай Миронов, руководитель Центра экономических и политических реформ. По его мнению, норма, предусматривающая, что призывника будут считать уклонистом, если он не придет в военкомат до начала следующего призыва, является очень уязвимой с точки зрения права.

 
Николай Миронов

«С юридической точки зрения возможность объявить человека нарушившим закон только потому, что он не явился  военкомат, все-таки нонсенс. Для того, чтобы человека можно было привлечь к ответственности, он, согласно уголовному праву, должен совершить виновное действие. То есть должна быть вина в виде умысла или неосторожности. Так вот, невозможно доказать факт умысла в случае неявки призывника в военкомат до начала следующего призыва. Призывник мог ошибаться, мог не знать требования закона. С правовой точки зрения это очень уязвимо.

Если речь идет об уведомлениях, давайте подумаем, как сделать так, чтобы человек получал уведомления. Все, кто у нас находится на военном учете, где-то учатся, они где-то зарегистрированы — то есть, государство знает, где человек. Если у нас есть проблемы с доставкой извещений, значит, надо думать, как их доставлять или как информировать людей о том, что конкретный гражданин подлежит призыву. Эти сведениям должны быть где-то обнародованы, причем в доступном месте — например, они могут быть опубликованы на сайте местного военкомата. И об этом должно быть известно.

Тогда можно будет говорить, что, допустим, человек обязан посмотреть сайт — на это его будут ориентировать еще при постановке на военный учет, допустим (а это происходит в школе, где на военный учет ставятся все без исключения — просто через школьное руководство). Да и начальная военная подготовка должна быть уже в школе, должна быть привязка к военным специальностям. И тогда же человека должны информировать: мол, когда тебе исполнится 18 лет, ты обязан посмотреть сайт.

Пусть человек где-нибудь расписывается за то, что он уведомлен о подобной норме. Тогда, если его подпись есть, он обязан и в военкомат в срок явиться. Пусть бы решили хотя бы так — это и то более разумно, на мой взгляд, чем предложенный вариант, абстрактное «приди сам».

 
Работа призывной комиссии в военном комиссариате / mskagency.ru

Но в принципе, конечно, нужно заниматься повышением интереса к военной службе, снятием всяких рисков, с этим связанных. Да, срок службы сократили, но «дедовщина» много где остается. И остается негативный шлейф от советской и российской «дедовщины»: люди поколениями боялись армии. Этот страх укоренился и у молодого поколения 1980-1990-х годов. Сейчас эти люди стали родителями. Никто из них не хочет, чтобы их дети шли в армию.

К тому же в армии не только учат, но еще и заставляют работать на начальников — там тоже процветает коррупция. Надо с этим бороться, решать эти проблемы, надо, чтобы был интерес к военной службе и чтобы люди не боялись идти в армию. Тогда мальчишки, наоборот, будут только рады пойти поучиться военному делу, как это было раньше.

Военная служба должна быть сама по себе интересна, а для этого упор должен быть на обучение использованию техники и на возможность пройти практику с ее использованием. Нужно, чтобы в ней видели не просто нахождение в казарме среди большого количества людей, плохое питание, муштру, «дедовщину» и коррупцию. Не такой должна быть военная служба в глазах людей. Если она становится интересной, современной, с возможностью выезжать домой, например, на какое-то время, с возможностью адаптироваться к этой службе, но она станет привлекательней уже сама собой, за счет «сарафанного радио».

 
Журналисты берут интервью у военнослужащих / АГН "Москва" / фото: Никита Симонов

Должна быть и пропаганда военной службы — не «по-совковому», штампами на уровне «Ты должен стать мужчиной», а должна пропагандироваться сама военная техники, военная подготовка; приключенческий характер военной службы, новые возможности, которые она открывает. Можно все это сделать, если подойти по-современному, в том числе через интерактив, от компьютерных игр до уроков в школах и соответствующей военной практики.

Кроме того, как я уже говорил, нужно бороться с коррупцией. Потому что служба в армии — это все-таки потеря года, а кто-то может его не терять, у него в это время идет прекрасная жизнь. Вот этот момент нужно снимать: чтобы служили все, не было привилегированных, чтобы деньги не играли в этом важную роль.  Конечно, острота проблем немного снялась, когда сократили срок службы и все стало помягче. Уже нет таких одиозных историй, как прежде. Но, с другой стороны, и СМИ, видимо, получили сигнал не давать негатива об армии.

 
Патриотическая акция «День призывника в городе Москве» / АГН "Москва" / фото: Авилов Александр

Периодически истории про дедовщину ведь просачиваются. Но она и в царской армии бывала — во времена плохо военной муштры, когда офицеры придерживались мнения, что солдат — никто и ничто, не человек. В некоторых небольших объемах она есть всегда, но она не чревата серьезными последствиями. Долгое время она никак не могла быть изжита, сколько ни пытались бороться с нею. Потом немного смягчили ситуацию — уже при Путине, и то не сразу. Но проблема все еще осталась — слишком долго она существовала, чтобы так быстро исчезнуть.

Она ведь ярко проявилась уже к началу 1980-х годов, то есть 30 с лишним лет назад. Вот спроси сейчас кого угодно, какие ассоциации со службой в армии? Будет негатив. В лучшем случае скажут: «Да, это школа жизни, в целом армия нужна, но в нашей стране служба в армии — не то, что надо». Это отношение надо менять! Может быть, надо показывать, как проходит служба в армии, демонстрировать на практике, что это кардинально другое явление, чем было прежде.

Если это не так, надо менять саму суть. Потому что в израильской армии хотят служить, в американской — хотят. А потом уже можно будет вводить и социальные ограничения для тех, кто не служил. В некоторых странах это есть. Попробовал бы там кто-то выдвигаться в президенты, если в армии не служил! А у нас кто служил, никто? Сколько в свое время «откосили»!», — сказал Николай Миронов.

Набор в Вооруженные Силы России проходит с 1 апреля по 15 июля и с 1 октября по 31 декабря. 

Редакция

Электронная почта: polit@polit.ru
VK.com Twitter Telegram YouTube Яндекс.Дзен Одноклассники
Свидетельство о регистрации средства массовой информации
Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством
Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и
средств массовой информации. Выходит с 21 февраля 1998 года.
При любом использовании материалов веб-сайта ссылка на Полит.ру обязательна.
При перепечатке в Интернете обязательна гиперссылка polit.ru.
Все права защищены и охраняются законом.
© Полит.ру, 1998–2024.