Полiт.ua Государственная сеть Государственные люди Войти
13 декабря 2018, четверг, 18:21
Facebook Twitter VK.com Telegram

НОВОСТИ

СТАТЬИ

АВТОРЫ

ЛЕКЦИИ

PRO SCIENCE

СКОЛКОВО

РЕГИОНЫ

08 апреля 2018, 19:30

Картина в чулане

Фрагмент картины "Венера и Аполлон"
Фрагмент картины "Венера и Аполлон"
Hoyt Sherman Place

В городе Де-Мойн, столице штата Айова, сотрудники музея обнаружили в запаснике забытую всеми картину, которая, как оказалось, принадлежит художнику Отто ван Веену, учителю Рубенса.

Случилось это 12 февраля 2016 года, когда директору Галереи имени Хойта Шермана Роберту Уоррену понадобилось разыскать несколько хранившихся в галерее знамен времен Гражданской войны. Кто-то из сотрудников сказал, что они могут быть в небольшой, редко используемой кладовой, и Роберт Уоррен направился туда. Кладовая фактически была тесным чуланом. Знамен он там не нашел, но обратил внимание на доску зажатую между столом и стеной. Когда Уоррен извлек ее оттуда, он увидел, что перед ним картина, написанное маслом на деревянной панели.

 

Кладовая, где была найдена картина

Живопись значительно пострадала от влажности и пыли, но было понятно, что, скорее всего, это старинное произведение. Для восстановления картины был приглашен известный чикагский реставратор Барри Бауман (Barry Bauman), которому пришлось работать четыре месяца. Бауман снял несколько слоев старого потемневшего лака, устранил следы предшествующих реставраций, значительно исказивших картину, затем закрепил красочный слой и восстановил его там, где тот был утрачен. После чего он покрыл картину современным лаком, не меняющим цвета со временем.

 

Картина в процессе реставрации

В результате перед сотрудниками музея предстала картина «Аполлон и Венера» (94 см на 124 см). Он изображает богиню Венеру, занимающуюся живописью в присутствии Аполлона и Амура. Богиня рисует пейзаж, где на заднем плане присутствует крылатый Пегас.  В нижней части картины расположены символически связанные с идеями любви и плодородия блюдо с виноградом, еще одно – с устрицами, украшения, розы и небольшая скамеечка, куда Венера сложила свои принадлежности для живописи.

 

Отто ван Веен «Аполлон и Венера», около 1600 года

Хотя картина не подписана, исследование изображения и поиски в архивах позволили ее идентифицировать. С 1880-х годов она принадлежала семейству Коллинз, жившему в Нью-Йорке, и выставлялась на правах аренды в Метрополитен-музее. Когда Коллинзы переехали в Де-Мойн, они взяли картину с собой, а в 1932 году подарили ее Галерее Хойта Шермана. Автор картины – фламандский художник Отто ван Веен (1556 – 1629), наиболее известный в истории искусства как учитель Рубенса. Картина написана им в последние годы XVI века, она оказалась самой старой картиной в собрании Галереи Шермана.

Художник родился в Лейдене в состоятельной католической семье, его отец был бургомистром. Затем его семья переехала в Антверпен, а потом в Льеж. Одновременно с изучением живописи Отто ван Веен получил обширное гуманитарное образование. Чтобы расширить свои познания, он в 1575 году отправился в Рим, где провел восемь лет. В дальнейшем он работал в Германии и Южных Нидерландах при дворах различных высоких особ, от императора Рудольфа II до герцога Алессандро Фарнезе.

С 1592 года Отто ван Веен поселился в Антверпене, став членом городской гильдии святого Луки. Там его учеником стал юный Петр Пауль Рубенс. Ван Веен во многом стал образцом подражания для Рубенса, особенно в части сочетания учености с мастерством художника. Рубенс работал у ван Веена с 1594 по 1600 год, то есть в то же время, когда создавалась найденная сейчас картина. В 1615 году ван Веен покинул Антверпен и поселился в Брюсселе.

Наследие ван Веена состоит из многочисленных религиозных картин, портретов (как индивидуальных, так и групповых), картин на мифологические и исторические сюжеты. Помимо картин ван Веен выпустил три книги эмблем: Quinti Horatii Flacci emblemata (1607), Amorum emblemata (1608) и Amoris divini emblemata (1615). Эти популярные в XVII веке издания представляли собой собрания гравюр с аллегорическими изображениями в сопровождении кратких поясняющих текстов. Наибольшим успехом из эмблематических книг ван Веена пользовалась последняя, содержавшая 124 гравюры с купидонами в различных ситуациях, иллюстрирующие высказывания древних авторов о любви. Например, два купидона, вступившие в перестрелку из луков, сопровождаются текстом: «Раны, которые наносят любимые, принимают с охотой» и подходящими цитатами из Сенеки и Цицерона. Даже иллюстрация к басне Эзопа о черепахе обогнавшей в соревновании зайца призвана иллюстрировать мысль, что любовь, если она настойчива и постоянна, приведет к победе. Склонность ван Веена к эмблемам можно отметить и в найденной картине. Например, устрицы и цветы как символы Венеры. Да и сюжет картины в целом зритель XVI – XVII веков воспринимал не только как вольное упражнение на мифологическую тему, но и как аллегорию таких понятий, как обучение, воспитание и стремление к совершенству.

Почему же картина оказалась в маленьком чулане? Возможно, ответ на этот вопрос кроется в истории галереи. Художественное собрание города Де-Мойн основано в 1885 году городским женским клубом (Des Moines Women’s Club). Входившие в него состоятельные леди решили, что городу необходим бесплатный музей изящных искусств и сумели собрать коллекцию картин, но долгое время не могли найти подходящего помещения. Картины демонстрировались на временных выставках в разных помещениях. Наконец, в 1907 году женский клуб арендовал усадьбу недавно умершего банкира Хойта Шермана, договорившись с его наследниками о символической плате в один доллар в год. В 1920-е годы к зданию были пристроены дополнительные помещения, позволившие расширить экспозицию. Сейчас исследователи полагают, что картина ван Веена была слишком фривольной на вкус дам из женского клуба, поэтому пожертвованная галерее картина оказалась не в экспозиции, а была забыта в чулане. Примечательно, что в 1921 году из 54 картин, выставленных в галерее, ни одна не содержала изображения обнаженной натуры.

Нынешние попечители галереи воспринимают работу Отто ван Веена как жемчужину свое коллекции. В марте она была в первый раз показана в галерее, а летом этого года займет место в постоянной экспозиции.

Обсудите в соцсетях

Система Orphus
Loading...
Подпишитесь
чтобы вовремя узнавать о новых спектаклях и других мероприятиях ProScience театра!
3D Apple Big data Dragon Facebook Google GPS IBM MERS PRO SCIENCE видео ProScience Театр SpaceX Tesla Motors Wi-Fi Адыгея акустика Александр Лавров альтернативная энергетика «Ангара» антибиотики античность археология архитектура астероиды астрофизика аутизм Африка бактерии бедность библиотеки биология биомедицина биомеханика бионика биоразнообразие биотехнологии блогосфера бозон Хиггса Византия викинги вирусы военная полиция Вольное историческое общество воспитание Вселенная вулканология гаджеты генетика география геология геофизика глобальное потепление гравитация грибы грипп дельфины демография демократия дети динозавры ДНК Древний Египет естественные и точные науки животные жизнь вне Земли Западная Африка защита диссертаций землетрясение змеи зоопарк зрение Иерусалим изобретения иммунология импорт инновации интернет инфекции информационные технологии искусственный интеллект ислам исламизм история история искусства история цивилизаций История человека. История институтов исчезающие языки карикатура картография католицизм квантовая физика квантовые технологии КГИ кельты киты климатология комета кометы компаративистика компьютерная безопасность компьютерные технологии космический мусор космос криминалистика культура культурная антропология Курская область лазер Латинская Америка лексика лженаука лингвистика Луна льготы мамонты Марс математика материаловедение МГУ медицина междисциплинарные исследования Международный арбитражный суд в Гааге местное самоуправление Металлургия метеориты микробиология микроорганизмы Минобрнауки мифология млекопитающие мобильные приложения мозг моллюски Монголия музеи НАСА насекомые научный юмор неандертальцы нейробиология неолит Нобелевская премия НПО им.Лавочкина обезьяны облачные технологии обучение общество одаренные дети онкология открытия палеолит палеонтология память папирусы паразиты педагогика перевод персональные данные планетология погода подготовка космонавтов политика право преподавание истории приматы продолжительность жизни происхождение человека Протон-М психиатрия психоанализ психология психофизиология птицы РадиоАстрон ракета растения РБК РВК РГГУ религиоведение рептилии РКК «Энергия» робототехника Роскосмос Роспатент Росприроднадзор Российская империя Русал русский язык рыбы Сергиев Посад сердце Сингапур сланцевая революция смертность СМИ Солнце сон социология спутники старение старообрядцы стартапы статистика такси технологии тигры топливо торнадо транспорт ураган урбанистика фармакология физика физиология финансовый рынок фольклор химия христианство Центр им.Хруничева черные дыры школа эволюция экология эмбриональное развитие эпидемии эпидемиология этнические конфликты этология Юпитер ядерная физика язык

Редакция

Электронная почта: politru.edit1@gmail.com
Адрес: 129090, г. Москва, Проспект Мира, дом 19, стр.1, пом.1, ком.5
Телефон: +7 495 980 1894.
Яндекс.Метрика
Свидетельство о регистрации средства массовой информации
Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003г. Выдано министерством
Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и
средств массовой информации. Выходит с 21 февраля 1998 года.
При любом использовании материалов веб-сайта ссылка на Полит.ру обязательна.
При перепечатке в Интернете обязательна гиперссылка polit.ru.
Все права защищены и охраняются законом.
© Полит.ру, 1998–2014.