Холодная война: есть или нет

Генеральный секретарь ООН Антониу Гутерриш в очередной раз выступил с предупреждениями о возобновлении холодной войны между Россией и Западом. Он уже делал аналогичные заявления в начале апреля. СМИ также уже около месяца обсуждают эту тему, но мнения англоязычных комментаторов по этому поводу расходятся. Некоторые утверждают, что холодная война уже началась, другие — что нынешняя ситуация ничего общего с холодной войной не имеет.

AlJazeera опубликовала материал, посвященный ужесточению конфронтации между Россией и Западом в Сирии под названием «Сирия и начало новой холодной войны». Речь идет о том, что недавние американские удары по Сирии были, по общему мнению, малоэффективны, с точки зрения воздействия на течение гражданской войны, но представляли собой символический вызов России и ее влиянию в этом регионе. Иными словами, это было шагом к разжиганию конфронтации между великими державами, что подчеркивал и продолжает подчеркивать в своих предупреждающих высказываниях Гутерриш.

Специфика ситуации в том, что сирийские столкновения находятся в контексте дипломатической полемики между Россией и Западом на других фронтах. Показательно, что Британия и Франция с готовностью присоединились к американской карательной операции. Для Британии это явно имело связь с отравлением бывшего российского шпиона и высылкой российских дипломатов. Отношения между Россией и Францией в последние годы тоже стали напряженными, о чем свидетельствуют разговоры о предполагаемом вмешательстве России во французские президентские выборы в 2017 г. По мнению автора, Сирия в этой «холодной войне» играет ту же роль, что играла Германия во время холодной войны.

Ранее издание National Interest предупреждало, что не следует развязывать с Россией холодную войну. Тонкость в том, что лидеры России и США систематически демонстрируют взаимную симпатию. Президент России Владимир Путин хвалил президента США Дональда Трампа, когда он только вступил в должность, за намерение улучшить российско-американские отношения. Год спустя Трамп удивил даже своих собственных помощников, поздравив Путина с переизбранием и предложив устроить летом встречу.

С таким фоном резко контрастируют разговоры о холодной войне между Россией и Западом, которая не то уже началась, не то вот-вот начнется. На самом деле, считает автор, никакой холодной войны нет, и ее не будет, если Вашингтон не будет целенаправленно ее провоцировать. Под провоцированием он понимает, прежде всего, усиление стратегии вмешательства США в политику стран, которые Россия относит к сфере своих ключевых интересов.

В нынешней ситуации, объясняет автор, отсутствует главная составляющая холодной войны — идеологическая конкуренция. Изменения произошли на стороне России. Американское руководство по-прежнему проводит агрессивную международную политику, не извлекая, по всей видимости, уроков из провалов в Ираке, Ливии и Сирии. Россия, наоборот, сделала выводы из распада СССР, и Путин действует строго прагматически, без каких-либо идеологических обертонов, характерных для советской внешней политики.

Путинизм, подчеркивает автор, — это не идеология, а совокупность методов, восходящих к модели традиционного авторитарного национализма. Относиться к ним можно по-разному, но прагматическую подоплеку у них не отнять. Соответственно, действия России на международной арене продиктованы, в первую очередь, потребностью отстаивать свои стратегические интересы. В частности, она категорически против вступления Украины и Грузии в НАТО.

Соответственно, считает автор, никаких естественных предпосылок к новой холодной войне нет, и не надо создавать их искусственно. Отношения между Россией и США сейчас скверные, но ничего общего с холодной войной не имеют.