Полiт.ua Государственная сеть Государственные люди Войти
20 августа 2018, понедельник, 14:42
Facebook Twitter VK.com Telegram

НОВОСТИ

СТАТЬИ

АВТОРЫ

ЛЕКЦИИ

PRO SCIENCE

СКОЛКОВО

РЕГИОНЫ

Билингвизм и нейропластичность

Иностранные языки помогают лучше думать в старости
Иностранные языки помогают лучше думать в старости

В марте 2018 года в Чикаго прошла ежегодная конференция Американской ассоциации прикладной лингвистики (AAAL). Темой одной из пленарных лекций, с которой выступила профессор Йоркского университета (Канада) Эллен Бялысток, стала связь билингвизма и нейропластичности, то есть способности человеческого мозга изменяться под действием опыта, на протяжении всей жизни человека. В этом тексте мы представляем краткое содержанией этой лекции и ссылки на исследования, которые приводила Бялысток.

Основной тезис, который Бялысток выдвинула на основании большого корпуса исследований, состоит в том, что билингвизм способствует повышению нейропластичности на протяжении всей жизни человека. Хотя участниками большинства исследований такого рода являются ранние билингвы, в целом билингвизм понимается достаточно широко – как функциональное владение двумя (и более!) языками вне зависимости от возраста усвоения второго и последующих языков.  

Дети

Большинство исследователей билингвизма отмечает, что дети-билингвы примерно на год опережают своих одноязычных сверстников по скорости и успешности выполнения задач, тестирующих управляющие (исполнительные) функции мозга, в первую очередь произвольное внимание (способность к концентрации внимания). Например, во время выполнения фланговой задачи (Flanker Task), испытуемый должен быстро (время реакции замеряется) и правильно определить направление центральной стрелки в ряду из семи стрелок одинакового цвета и размера. Иногда эта стрелка направлена в ту же сторону, что и остальные, а иногда в противоположную. Во втором случае выполнить задание сложнее, потому что испытуемый должен игнорировать остальные, которых больше. Выполнение задачи стоп-сигнал (Stop Signal Task) требует не только определить направление стрелки на экране (что было бы очень просто, потому что в каждый момент времени стрелка на экране только одна), но и воздержаться от ответа, если в момент показа стрелки подается звуковой сигнал.

В недавно опубликованном исследовании Джофф Сордж, Мэгги Таплак и Эллен Бялысток предложили эти задачи (а также задачу на оперативную (рабочую) память) двумстам детям в возрасте от 8 до 11 лет. Часть детей владела только английским языком, другие говорили на английском в школе и на одном из 33 других языков дома. На каждого ребенка с помощью родителей и учителей были заполнены подробные опросники, которые используются для диагностики синдрома гиперактивности и расстройства внимания (СДВГ), и количество набранных баллов было использовано для оценки уровня внимания каждого ребенка. Важно отметить, что в исследование были включены только дети, чье внимание было в пределах нормы, то есть чьи баллы были выше порога, при пересечении которого может быть диагностировано расстройство внимания. Выяснилось, что как высокий уровень внимания, так и билингвизм положительно влияли на выполнение детьми задач, при этом уровень внимания был более тесно связан с результатами задачи стоп-сингал (она тестирует в первую очередь подавление импульсов), а билингвизм лучше предсказывал результаты фланговой задачи, которая тестирует способность к игнорированию помех. Любопытно, что внимание и билингвизм влияли на выполнение задач по отдельности, взаимодействие между этими факторами обнаружено не было. На результаты теста на рабочую память (Frog Working Memory Task), в котором нужно было запомнить порядок перемещения лягушки по сетке из девяти ячеек, влиял только билингвизм. Общий вывод, который сделали исследователи: билингвизм положительно влияет на исполнительные функции мозга при любом (в пределах нормы) уровне внимания.

В еще одном недавно опубликованном исследовании Эндри Хартанто и его коллеги из Сингапурского университета менеджмента проанализировали влияние билингвизма и социоэкономического статуса на исполнительные функции мозга и саморегуляцию у более чем восемнадцати тысяч детей, прогресс которых отслеживался в течение двух лет (с пяти до семи). Полученные данные подтверждают давно известный (по исследованиям одноязычных детей) факт: исполнительные функции мозга намного лучше развиты у детей из семей с высоким социоэкономическим статусом**. Билингвизм также способствует успешному выполнению задач, тестирующих исполнительные функции мозга, и саморегуляции в школе.  Основным открытием, однако, стало положительное влияние билингвизма на результаты тестов и поведение в школе детей с низким социоэкономическим статусом. Иными словами, билингвизм в заметной степени компенсирует проблемы, связанные с низким социоэкономическим статусом. Таким образом, у ребенка-билингва из бедной (часто неполной и/или дисфункциональной) семьи больше шансов на то, чтобы справляться с обучением в школе.

Взрослые

В 2005 году Бялысток и ее коллеги опубликовали статью, в которой обобщили данные нескольких экспериментов, в которых людям разного возраста (билингвам и монолингвам) были предложены задачи, тестирующие способность к концентрации внимания и игнорированию помех. Например, знаменитая задача Струпа (Stroop Task), в которой испытуемые должны прочитать вслух слово, которое означает тот или иной цвет и может быть написано написано чернилами того же или другого цвета, или задача Саймона (Simon Task), в которой слово «правую» в инструкции «нажмите правую кнопку» может быть помещено в правой или в левой части экрана.

Среди детей эффект билингвизма был ожидаем и выявлен: билингвы быстрее справлялись с такими задачами. Среди молодых взрослых (18–24, большинство участников было студентами университетов), однако, подобного эффекта обнаружено не было: билингвы и монолингвы одинаково хорошо справлялись с задачами. Несмотря на это, подробный анализ выявил одно различие: при смене экспериментальных блоков («комплектов» из стимулов определенного типа) монолингвам требовалось немного больше времени на то, чтобы перестроиться, то есть когнитивная «стоимость» переключения внимания для них оказалась выше.

Среди взрослых в возрасте 30–59 лет статистически значимый эффект билингвизма «вернулся»: билингвы быстрее справлялись с задачей Саймона. Все участники эксперимента из более старшей возрастной группы (60–80 лет) выполняли задачу медленее, чем более молодые участники, но разница между билингвами и монолингвами оказалась ещё более заметной, особенно в тех блоках эксперимента, где необходимо было справляться с помехами (т.е., например, слово «левую» находилось в правой части экрана).

Бялысток предположила, что отсутствие эффекта билингвизма среди молодых взрослых (студенческого возраста) связано с тем, что такие испытуемые находятся на пике собственных возможностей (в том числе исполнительных функций мозга), поэтому время реакции может быть не лучшим инструментом для исследования различий между монолингвами и билингвами в этой возрастной группе.

Пожилые люди

Уникальное по масштабу и длительности исследование было опубликовано Томасом Баком и его коллегами в 2014 году. Ученым удалось обнаружить в одном из шотландских архивов результаты комплексного тестирования (опросник билингвизма, ряд когнитивных тестов, в том числе на интеллект и память) более чем тысячи одиннадцатилетних детей, проведенного в 1947 году. Более 850 участников того тестирования удалось разыскать и протестировать снова, на этот раз в возрасте 72-73 лет.

Известно, что проведенные в детстве тесты на интеллект могут быть использованы как прогностический инструмент для последующих тестов. Для участников, владевших только английским языком, эта зависимость была выявлена и в данном случае. Билингвы, однако, выполнили тесты гораздо лучше, чем можно было ожидать, исходя из их собственных результатов, полученных в возрасте одиннадцати лет. Заметнее всего эффект проявился в заданиях на общий интеллект и заданиях, связанных с чтением. Более того, этот эффект был выявлен не только для тех, кто владел несколькими языками в детстве, но и для тех, кто выучил какой-либо иностранный язык во взрослом возрасте, намного позже первоначального тестирования.

Билингвизм не только способствует тому, что ментально здоровые пожилые билингвы имеют преимущество перед монолингвами в области выполнения задач, требующих внимания, а также в интеллектуальных возможностях. Бялысток и ее коллеги изучили медицинские карты 184 пациентов, у которых была диагностирована деменция. Поскольку когнитивные тесты не являются надежным инструментом исследования, если память участников очевидно повреждена, ученые сравнили средний возраст появления симптомов и постановки диагноза среди билингвов и монолингвов. Выяснилось, что у билингвов деменция диагностировалась в среднем на четыре года позже, чем у англоязычных пациентов. При этом заболевание прогрессировало с одной и той же скоростью у всех пациентов, то есть билингвизм, возможно, откладывал появление симптомов деменции, но не способствовал замедлению уже проявившейся болезни.

Сходные данные были получены многими учеными в разных странах мира, но только если методология исследования была сходной. Работы, в которых оценивалось общее количество поставленных диагнозов (деменция, болезнь Альцгеймера) среди билингвов и монолингвов, не выявили значимой зависимостью между владением несколькими языками и вероятностью заболеть деменцией. Тем не менее, в недавнем исследовании испаноязычных иммигрантов в Нью-Йорке (Zahodne et al., 2014) не было отмечено значимых различий в возрасте наступления деменции между теми, кто владел только испанским и жил в испаноязычных кварталах города, и теми, кто владел испанским и английским, но были выявлены различия, связанные с успешностью выполнения различных когнитивных задач (билингвы предсказуемо опережали монолингвов).

Наконец, Реймонд Кляйн и его  коллеги сравнили статистику заболеваемости болезнью Альцгеймера в 93 странах, которые ученые условно разделили на моно-, дву- и многоязычные. Примером моноязычной страны можеть быть, например, Франция, двуязычной – Канада (английский и французский языки), многоязычной – Руанда, в которой только официальных языков четыре. Разумеется, Кляйн и его коллеги учли разницу в продолжительности жизни между странами (очевидно, что в стране с низкой продолжительностью жизни заболеваемость деменцией, как и другими заболеваниями, характерными для пожилого возраста, будет низкой), а также уровень грамотности. Несмотря на вынужденную несовершенность методологии (статистику в разных странах собирают по-разному), авторам исследования удалось выявить значимую разницу между моно- и двуязычными/многоязычными странами с высокой продолжительностью жизни: заболеваемость болезнью Альцгеймера в моноязычных странах оказалась выше. Значимых различий между странами, в которых говорят на двух языках, и странами, в которых говорят на многих языкых, выявлено не было.

 

* Нервные сети – это системы связанных нейронов, которые могу образовываться для выполнения определенных функций и меняться под воздействием различных факторов (в том числе внешнего опыта). Активные нервные сети видно на фМРТ-снимках в виде цветных пятен, поскольку ток крови усиливается во время нейронной активности.

** Для определения социоэкономического статуса семьи использовались такие показатели, как общий семейный доход, а также уровень образования и род занятий каждого из родителей; в исследовании эти показатели замерялись дважды (с разницей в год).

Библиография

Bak, T. H., Nissan, J. J., Allerhand, M. M., & Deary, I. J. (2014). Does bilingualism influence cognitive aging? Annals of Neurology, 75(6), 959–963. https://doi.org/10.1002/ana.24158

Bialystok, E., Craik, F. I. M., & Freedman, M. (2007). Bilingualism as a protection against the onset of symptoms of dementia. Neuropsychologia, 45(2), 459–464. https://doi.org/10.1016/j.neuropsychologia.2006.10.009

Bialystok, E., Martin, M. M., & Viswanathan, M. (2005). Bilingualism across the lifespan: The rise and fall of inhibitory control. International Journal of Bilingualism, 9(1), 103–119. https://doi.org/10.1177/13670069050090010701

Hartanto, A., Toh, W. X., & Yang, H. (2018). Bilingualism narrows socioeconomic disparities in executive functions and self-regulatory behaviors during early childhood: Evidence from the early childhood longitudinal study. Child Development, 00(0), 1–21. https://doi.org/10.1111/cdev.13032

Klein, R. M., Christie, J., & Parkvall, M. (2016). Does multilingualism affect the incidence of Alzheimer’s disease?: A worldwide analysis by country. SSM - Population Health, 2, 463–467. https://doi.org/10.1016/j.ssmph.2016.06.002

Sorge, G. B., Toplak, M. E., & Bialystok, E. (2017). Interactions between levels of attention ability and levels of bilingualism in children’s executive functioning. Developmental Science, 20(1). https://doi.org/10.1111/desc.12408

Zahodne, L. B., Schofield, P. W., Farrell, M. T., Stern, Y., & Manly, J. J. (2014). Bilingualism does not alter cognitive decline or dementia risk among Spanish-speaking immigrants. Neuropsychology, 28(2), 238–246. https://doi.org/10.1037/neu0000014

Обсудите в соцсетях

Система Orphus
Loading...
Подпишитесь
чтобы вовремя узнавать о новых спектаклях и других мероприятиях ProScience театра!
3D Apple Big data Dragon Facebook Google GPS IBM MERS PRO SCIENCE видео ProScience Театр SpaceX Tesla Motors Wi-Fi Адыгея акустика Александр Лавров альтернативная энергетика «Ангара» антибиотики античность археология архитектура астероиды астрофизика аутизм Африка бактерии бедность библиотеки биология биомедицина биомеханика бионика биоразнообразие биотехнологии блогосфера бозон Хиггса Византия викинги вирусы военная полиция Вольное историческое общество воспитание Вселенная вулканология гаджеты генетика география геология геофизика глобальное потепление гравитация грибы грипп дельфины демография демократия дети динозавры ДНК Древний Египет естественные и точные науки животные жизнь вне Земли Западная Африка защита диссертаций землетрясение змеи зоопарк зрение Иерусалим изобретения иммунология импорт инновации интернет инфекции информационные технологии искусственный интеллект ислам исламизм история история искусства история цивилизаций История человека. История институтов исчезающие языки карикатура картография католицизм квантовая физика квантовые технологии КГИ киты климатология комета кометы компаративистика компьютерная безопасность компьютерные технологии космический мусор космос криминалистика культура культурная антропология лазер Латинская Америка лексика лженаука лингвистика Луна льготы мамонты Марс математика материаловедение МГУ медицина междисциплинарные исследования Международный арбитражный суд в Гааге местное самоуправление Металлургия метеориты микробиология микроорганизмы Минобрнауки мифология млекопитающие мобильные приложения мозг моллюски Монголия музеи НАСА насекомые научный юмор неандертальцы нейробиология неолит Нобелевская премия НПО им.Лавочкина обезьяны обучение общество одаренные дети онкология открытия палеолит палеонтология память папирусы паразиты педагогика перевод персональные данные планетология погода подготовка космонавтов политика право преподавание истории приматы продолжительность жизни происхождение человека Протон-М психоанализ психология психофизиология птицы РадиоАстрон ракета растения РБК РВК РГГУ религиоведение рептилии РКК «Энергия» робототехника Роскосмос Роспатент Росприроднадзор Российская империя Россотрудничество Русал русский язык рыбы Сергиев Посад сердце Сингапур сланцевая революция смертность СМИ Солнце сон социология спутники старение старообрядцы стартапы статистика такси технологии тигры топливо торнадо транспорт ураган урбанистика фармакология физика физиология финансовый рынок фольклор химия христианство Центр им.Хруничева черные дыры школа эволюция экология эмбриональное развитие эпидемии эпидемиология этнические конфликты этология Юпитер ядерная физика язык

Редакция

Электронная почта: politru.edit1@gmail.com
Адрес: 129090, г. Москва, Проспект Мира, дом 19, стр.1, пом.1, ком.5
Телефон: +7 495 980 1894.
Яндекс.Метрика
Свидетельство о регистрации средства массовой информации
Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003г. Выдано министерством
Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и
средств массовой информации. Выходит с 21 февраля 1998 года.
При любом использовании материалов веб-сайта ссылка на Полит.ру обязательна.
При перепечатке в Интернете обязательна гиперссылка polit.ru.
Все права защищены и охраняются законом.
© Полит.ру, 1998–2014.