19 марта 2024, вторник, 12:33
TelegramVK.comTwitterYouTubeЯндекс.ДзенОдноклассники

НОВОСТИ

СТАТЬИ

PRO SCIENCE

МЕДЛЕННОЕ ЧТЕНИЕ

ЛЕКЦИИ

АВТОРЫ

В логике санкций и протекционизма

Пленарное заседание Государственной Думы
Пленарное заседание Государственной Думы

Законопроект о введении уголовной ответственности за исполнение наложенных на российские компании санкций вызвал серьезную обеспокоенность у бизнеса и правозащитников. Второе чтение законопроекта было намечено на 17 мая.

По оценке многих политологов и юристов, законопроект является непроработанным, что грозит осложнениями при исполнении закона в случае его принятия. В то же время принятие его эксперты оценивают как достаточно вероятное.

В Совете по правам человека, действующем при президенте России, к документу отнеслись негативно. По словам главы Совета Михаила Федотова, «при произвольном правоприменении» этого закона каждый россиянин рискует оказаться фигурантом уголовного дела. Неясно, как можно доказать, что умысел человека был направлен или не направлен на введение санкций в отношении России другими странами, подчеркнул Федотов.

 
Председатель Совета при Президенте Российской Федерации по развитию гражданского общества и правам человека Михаил Федотов

Опрошенные газетой «Ведомости» юристы и представители российских и зарубежных компаний высказались по поводу законопроекта очень резко. В Российском союзе промышленников и предпринимателей (РСПП) считают, что принимать подобный закон недопустимо, так как в результате бизнес окажется между двух огней: ему будет грозить либо уголовная ответственность на родине, либо последствия санкций. 

Как пишет газета «Коммерсантъ», соответствующее заявление бюро РСПП направлено в Госдуму. В нем подчеркивается, что документ «противоречит политике президента РФ по отказу от избыточной уголовной ответственности и создает дополнительные условия для административного давления на бизнес».

По мнению Павла Салина, директора Центра политологических исследований Финансового университета при правительстве РФ, законопроект об ответственности за исполнение санкций был принят в первом чтении специально для того, чтобы перенести внимание общественности на другую тему с темы законопроекта об ответных российских санкциях. 

 
Российский союз промышленников и предпринимателей

В беседе с «Полит.ру» политолог не исключил, что оба этих законопроекта могут «забыть» после прохождения первого или даже второго чтения. В то же время он высказал мнение, что если закон об ответственности будет принят, то он может быть применен всего лишь несколько раз, а не станет использоваться массово.

Побеседовать с «Полит.ру» подробнее согласился Олег Бондаренко, директор Фонда прогрессивной политики. По его мнению, законопроект является протекционистским, хотя, возможно, и популистским в то же время. Определенная логика в его принятии есть, и она укладывается в логику существующей ныне в мире антироссийской санкционной политики.

«В принципе законопроект о введении ответственности за исполнение антироссийских санкций, если речь идет об их исполнении российскими субъектами, не лишен логики. Он расставляет все точки над «i» и, можно сказать, создает зону большей справедливости и прозрачности.

Почему я так думаю? С одной стороны, мы живем в глобальном мире и большое количество крупных национальных компаний работают по всему миру. В том числе так действуют и российские компании – такие, например, как Сбербанк. С другой стороны, тот же Сбербанк – это главный банк страны. А, например, в Крыму ни Сбербанк, ни ВТБ не работают. И это вызывает у многих вполне логичные вопросы: а с чего вдруг так? Что, Крым в представлении Германа Грефа или Андрея Костина – это не Россия? А если Россия, то почему эти банки не работают в Крыму?

 
Председатель Внешэкономбанка Сергей Горьков и президент, председатель правления Сбербанка России Герман Греф 

Так что в некотором смысле это – полезный законопроект. Что он сделает? Он заставит российских бизнесменов выбрать: если ты работаешь в России, то живи по российским законам. Если тебе важнее твои дела в Европе или где-то еще, то выбирай их юрисдикцию и занимайся бизнесом под ней. То есть, по большому счету проводится водораздел – одинаково зарабатывать деньги в России и в Европе уже будет сложно.

Если ты зарабатываешь в Европе, то живешь по ее правилам. Но тогда ты не сможешь этим заниматься в России. Если же ты зарабатываешь в России, то живешь по российским законам и не можешь этим заниматься за границей. Вот, собственно, и все.

Я понимаю, что это усложнит жизнь бизнесу, потому что мы и вправду живем в очень глобальном мире, и зачастую даже средний, а не крупный бизнесмен имеет активы и в России, и вне ее. И, конечно, ему в случае принятия такого закона будет сложно. Но это значит, что ему просто придется создавать больше «прокладок» для своих российских и европейских интересов. Чтобы не одна управляющая компания одинаково руководила бизнесами в России и в Европе, а разные, друг с другом не связанные.

Я согласен с РСПП в том, что это усложнит жизнь российскому бизнесу. Но с точки зрения геополитической этот закон логичен и создает своего рода справедливость, хоть и условную. И я думаю, что к третьему чтению законопроект получит все уточнения, которые не позволят стать реальностью опасениям Совета по правам человека.

Словом, у законопроекта есть две стороны. Да, он, безусловно, усложняет жизнь бизнесу. Но в то же время политическая логика во всем мире сильнее бизнес-логики. И этот закон абсолютно укладывается в политическую логику нынешней санкционной политики против России. Да, возможно, он является популистским. Но он логичен.

Представьте себе крупную российскую компанию – военно-промышленную, например. Условный «Уралвагонзавод». Против него, допустим, ввели санкции. Ему нужно кредитоваться, и он обращается за кредитами в российские банки. А те говорят: «Знаете что? Мы вам не дадим денег, потому что вы под санкциями. Если мы вам дадим деньги, у нас будут проблемы с нами европейскими партнерами и активами».

И что? «Уралвагонзавод» из-за этого должен будет обанкротиться – потому что откуда ему тогда брать деньги? Из Китая?

 
Продукция "Уралвагонзавода"

Так что это – протекционистский закон, закон по защите российских компаний, попавших под санкции. А их уже немало», – сказал Олег Бондаренко.

По последним данным, Госдума перенесла второе чтение законопроекта о наказании за исполнение санкций. Как сообщает сайт ИД «Коммерсантъ», планируется, что 23 мая Совет по законотворчеству обсудит проект закона с представителями бизнеса.

В то же время депутаты приняли во втором чтении законопроект об ответных санкциях в отношении США, который проходил первое чтение в тот же день, что и законопроект о введении уголовной ответственности за исполнение санкций. Этот законопроект также называли слабо проработанным и предлагали существенно скорректировать ко второму чтению (после чего он, по оценкам политологов, делался избыточным).

Редакция

Электронная почта: polit@polit.ru
VK.com Twitter Telegram YouTube Яндекс.Дзен Одноклассники
Свидетельство о регистрации средства массовой информации
Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством
Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и
средств массовой информации. Выходит с 21 февраля 1998 года.
При любом использовании материалов веб-сайта ссылка на Полит.ру обязательна.
При перепечатке в Интернете обязательна гиперссылка polit.ru.
Все права защищены и охраняются законом.
© Полит.ру, 1998–2024.