Полiт.ua Государственная сеть Государственные люди Войти
13 декабря 2018, четверг, 23:56
Facebook Twitter VK.com Telegram

НОВОСТИ

СТАТЬИ

АВТОРЫ

ЛЕКЦИИ

PRO SCIENCE

СКОЛКОВО

РЕГИОНЫ

19 мая 2018, 19:30

Неужели Рембрандт?

«Портрет молодого человека»
«Портрет молодого человека»
Christie’s

Амстердамский арт-дилер Ян Сикс сообщил, что им была обнаружена неизвестная картина Рембрандта ван Рейна. Если авторство подтвердится, для истории искусства это станет сенсацией десятилетия. Со второй половины XX века искусствоведы значительно чаще опровергали принадлежность картин Рембрандту, чем находили принадлежащие ему работы. Но в нынешнем случае со мнением Яна Сикса уже согласились несколько авторитетных специалистов по творчеству Рембрандта.

Историк искусства и владелец частной галереи Jan Six Fine Art в Амстердаме даже своим происхождением связан с Золотым веком голландской живописи. Его прямой предок и тезка Ян Сикс (1618 – 1700) был видным деятелем той эпохи, мэром Амстердама, коллекционером и меценатом. Сам Ян Сикс был изображен на одном из портретов работы Рембрандта, а еще он приходился зятем Николасу Тульпу – центральному персонажу другой рембрандтовской картины.

Нынешний Ян Сикс специализируется на работах старых мастеров, но картин Рембрандта ему до недавних пор не попадалось. И вот однажды в демонстрационном зале аукционного дома Christie’s ему попалась картина «Портрет молодого человека»: поясной портрет размером 101 на 74 сантиметров, на котором изображен юноша в черном бархатном плаще с белым кружевным воротником. Ни точной даты создания картины, ни имени автора определено не было. В аукционном каталоге была лишь обозначена ее принадлежность к «кругу Рембрандта». Но круг Рембрандта это еще не сам Рембрандт, поэтому цена картины была не столь высока.

 

«Портрет молодого человека»

Ян Сикс привлек инвестора, и они приобрели «Портрет молодого человека» на распродаже Old Masters Day Sale в Лондоне 9 декабря 2016 года за 137 000 фунтов стерлингов (185 000 долларов), что было в девять раз выше, чем предварительная оценка.

Привлекли внимание Яна Сикса две вещи. Во-первых, прямой взгляд изображенного человека на зрителя был редким приемом для портретов XVII века, но он типичен для портретов Рембрандта, в том числе для автопортретов. Вторая интересная вещь – кружевной воротник. В те время кружево воротников в мужском костюме было, пожалуй, самой непостоянной деталью, так как мода стремительно менялась. Сиксу удалось установить, что данный тип воротника носили в 1633 году. То есть картина относится к тому периоду, когда Рембрандт после переезда из Лейдена в Амстердам (1631) год, набирал популярность среди заказчиков.

Но все-таки Рембрандт ли писал «Портрет молодого человека»? Как мы уже говорили, в последние десятилетия специалисты отвергли авторство Рембрандта для очень большого количества картин. Если в начале XX века считалось, что сохранилось около восьмисот работ художника, то в современном авторитетном каталоге A Corpus of Rembrandt Paintings (1982 – 2014) их насчитывается всего 346. Дело в том, что в учениками и последователями Рембрандта было создано много работ, которые в дальнейшем приписывались ему самому. Среди них есть как копии картин, выполненных Рембрандтом, так и самостоятельные произведения в его стиле. Это и есть «круг Рембрандта». Несколько десятилетий группа ученых из Амстердама, объединенных в Rembrandt Research Project, работала над проверкой авторства и подлинности приписываемых Рембрандту картин. В результате их работы оказалось, что многие картины, выставлявшиеся в музеях как написанные Рембрандтом, на самом деле ему не принадлежали.

Но Ян Сикс сохранял оптимизм. Дело в том, что если «Портрет молодого человека» написан около 1633 года, «круг Рембрандта» тогда еще не сложился, и вероятность, что автором портрета был сам Рембрандт, весьма высока. Восемнадцать месяцев Ян Сикс занимался изучением картины, включая анализ красок и рентгеновское исследование, и пришел к выводу, что гипотеза об авторстве Рембрандта подтвердилась.

Он показал портрет нескольким специалистам по творчеству Рембрандта, и они согласились с атрибуцией. Наиболее весомым выглядит мнение Эрнста ван де Ветеринга, который возглавлял Rembrandt Research Project и был главным редактором последних двух томов A Corpus of Rembrandt Paintings. После этого Ян Сикс рассказал о своем открытии широкой публике в крупной нидерландской газете NRC Handelsblad. Одновременно на нидерландском и английском языках вышла книга Яна Сикса, где рассказывается об исследовании картины.

Весьма вероятно, что «Портрет молодого человека» изначально был написан в полный рост, но потом обрезан. Исследователи предполагают также, что он может быть одним из парных портретов, изображавших мужа и жену. Подобная пара – портреты Мартена Солманса и жены Опьен Коппит, тоже кисти Рембрандта, была в 2016 году совместно приобретена Рейксмузеумом и Лувром (подробнее об этом можно прочитать в очерке «Два портрета для двух музеев»). Глава отдела реставрации живописи Рейксмузеума Петрия Нобл считает, что у этих парных портретов много общего с «Портретом молодого человека», но говорит, что для уверенного заключения необходимы более подробные исследования.

Пока же очищенный и отреставрированный «Портрет молодого человека» выставлен с 16 мая в музее Эрмитаж – Амстердам. Там его можно будет увидеть до 15 июня. А Ян Сикс уже начал искать потенциального покупателя картины. Теперь ее цена будет значительно выше 185 000 долларов. Напомним, что рекордная цена за картину Рембрандта на открытых торгах была достигнута в 2009 году, когда на аукционе Christie’s «Портрет мужчины с рукой на боку» (1658) продали за 20 201 250 фунтов стерлингов (33 258 562 долларов).

Находки работ Рембрандта – нечастое событие. Последний случай, когда была подтверждена атрибуция ранее неизвестной картины Рембрандта произошел в 1974 году, когда была найдена картина «Крещение евнуха» (1626), ныне принадлежащая Музею монастыря святой Екатерины в Утрехте. В 2017 году был признан принадлежащим руке Рембрандта набросок сидящей собаки из Музея герцога Антона Ульриха в Брауншвейге.

В 2015 году в Нью-Джерси была обнаружена картина Рембрандта «Пациент в обмороке» («Аллегория обоняния», 1624). О ее существовании знали и раньше, так искусствоведам были известных входившие в ту же серию аллегории слуха, зрения и осязания, но, где находится картина, долгое время никто не знал. В 2016 году «Пациент в обмороке» был приобретен Томасом и Дафной Каплан – владельцами знаменитой «Лейденской коллекции» в Нью-Йорке. До 17 июня эта картина в числе других шедевров из собрания Капланов выставляется в Музее изобразительных искусств в Москве.

Обсудите в соцсетях

Система Orphus
Loading...
Подпишитесь
чтобы вовремя узнавать о новых спектаклях и других мероприятиях ProScience театра!
3D Apple Big data Dragon Facebook Google GPS IBM MERS PRO SCIENCE видео ProScience Театр SpaceX Tesla Motors Wi-Fi Адыгея акустика Александр Лавров альтернативная энергетика «Ангара» антибиотики античность археология архитектура астероиды астрофизика аутизм Африка бактерии бедность библиотеки биология биомедицина биомеханика бионика биоразнообразие биотехнологии блогосфера бозон Хиггса Византия викинги вирусы военная полиция Вольное историческое общество воспитание Вселенная вулканология гаджеты генетика география геология геофизика глобальное потепление гравитация грибы грипп дельфины демография демократия дети динозавры ДНК Древний Египет естественные и точные науки животные жизнь вне Земли Западная Африка защита диссертаций землетрясение змеи зоопарк зрение Иерусалим изобретения иммунология импорт инновации интернет инфекции информационные технологии искусственный интеллект ислам исламизм история история искусства история цивилизаций История человека. История институтов исчезающие языки карикатура картография католицизм квантовая физика квантовые технологии КГИ кельты киты климатология комета кометы компаративистика компьютерная безопасность компьютерные технологии космический мусор космос криминалистика культура культурная антропология Курская область лазер Латинская Америка лексика лженаука лингвистика Луна льготы мамонты Марс математика материаловедение МГУ медицина междисциплинарные исследования Международный арбитражный суд в Гааге местное самоуправление Металлургия метеориты микробиология микроорганизмы Минобрнауки мифология млекопитающие мобильные приложения мозг моллюски Монголия музеи НАСА насекомые научный юмор неандертальцы нейробиология неолит Нобелевская премия НПО им.Лавочкина обезьяны облачные технологии обучение общество одаренные дети онкология открытия палеолит палеонтология память папирусы паразиты педагогика перевод персональные данные планетология погода подготовка космонавтов политика право преподавание истории приматы продолжительность жизни происхождение человека Протон-М психиатрия психоанализ психология психофизиология птицы РадиоАстрон ракета растения РБК РВК РГГУ религиоведение рептилии РКК «Энергия» робототехника Роскосмос Роспатент Росприроднадзор Российская империя Русал русский язык рыбы Сергиев Посад сердце Сингапур сланцевая революция смертность СМИ Солнце сон социология спутники старение старообрядцы стартапы статистика такси технологии тигры топливо торнадо транспорт ураган урбанистика фармакология физика физиология финансовый рынок фольклор химия христианство Центр им.Хруничева черные дыры школа эволюция экология эмбриональное развитие эпидемии эпидемиология этнические конфликты этология Юпитер ядерная физика язык

Редакция

Электронная почта: politru.edit1@gmail.com
Адрес: 129090, г. Москва, Проспект Мира, дом 19, стр.1, пом.1, ком.5
Телефон: +7 495 980 1894.
Яндекс.Метрика
Свидетельство о регистрации средства массовой информации
Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003г. Выдано министерством
Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и
средств массовой информации. Выходит с 21 февраля 1998 года.
При любом использовании материалов веб-сайта ссылка на Полит.ру обязательна.
При перепечатке в Интернете обязательна гиперссылка polit.ru.
Все права защищены и охраняются законом.
© Полит.ру, 1998–2014.