19 марта 2024, вторник, 07:47
TelegramVK.comTwitterYouTubeЯндекс.ДзенОдноклассники

НОВОСТИ

СТАТЬИ

PRO SCIENCE

МЕДЛЕННОЕ ЧТЕНИЕ

ЛЕКЦИИ

АВТОРЫ

Российская экономика и иностранные инвесторы

Бизнесмен читает газету
Бизнесмен читает газету

Иностранные инвесторы уходят с российского рынка по меньшей мере на протяжении последнего месяца. По данным Emerging Portfolio Fund Research, только за последнюю неделю отток средств из фондов, ориентированных на российские акции, достиг 112 млн долларов.

Как полагают опрошенные газетой «Коммерсантъ» эксперты, покидать российский рынок инвесторов вынуждает напряженность в отношениях между США и Россией. Как пояснил, например, управляющий активами «Ингосстрах-Инвестиции» Валентин Журб, на рынке сохраняются опасения введения новых санкций.

 
Бронзовая скульптура «Double Check», по заказу инвестиционного банка Merrill Lynch в 1982 г.

Кроме того, к снижению привлекательности рисковых активов ведут и опасения относительно перспектив мировой экономики. Об этом свидетельствуют результаты майского опроса управляющих, проведенного экспертами Bank of America Merrill Lynch.

Вывод инвестиций из российских фондов отмечался на фоне общего снижения спроса на активы развивающихся стран, утверждает издание. Однако российские фонды за последние четыре недели продемонстрировали худшую динамику среди фондов стран БРИК. Приток инвестиций, впрочем, отмечается только в фонды Китая: в них инвесторы за последний месяц вложили более 2 млрд долларов.

Между тем Европейский банк реконструкции и развития опубликования новый макроэкономический прогноз. В этом прогнозе банк снизил ожидаемые темпы роста российской экономики с 1,7% до 1,5%.

Как пишет газета «Ведомости», публикуя прогноз, банк сослался на соответствие консенсусу среди международных финансовых институтов и среди участников финансового рынка. Этот консенсус позволяет заключить, что в ближайшие годы не следует ожидать существенного ускорения темпов экономического роста в регионе операцией и ЕБРР.

 
Сэр Сума Чакрабарти, президент ЕБРР

Поговорить с «Полит.ру» о ситуации в экономике России и о том, долго ли зарубежные инвесторы будут бежать из России и действительно ли, с точки зрения инвесторов, велик риск введения Америкой новых антироссийских санкций, согласился Антон Табах, главный экономист Эксперт РА, доцент НИУ ВШЭ и МГУ. По его мнению, говорить о массовом бегстве инвесторов преждевременно, так как пока мы видим только одну сторону процесса, да и то — не целиком.

«Инвесторы из России особо никуда не бегут — одни сбегают, другие прибегают. По статистике ничего особенного в этой области не видно. То, что уменьшается владение ОФЗ (Облигации федерального займа — рублевые облигации, выпускаемые Министерством финансов Российской Федерации, прим.ред.), — так это и ожидалось на фоне уменьшения реальных ставок. Если говорить о стратегических инвесторах, то с ними все по-прежнему.

И вообще, надо смотреть за больший период времени. Условно говоря, будет видно, кто ушёл после апрельских санкции в мае. А чтобы понять, что происходит, надо подождать статистику хотя бы за квартал. То есть пока мы видим только одну сторону процесса —  и то, я бы сказал, маленький кусочек.

Будет ли для России иметь какие-то последствия изменение прогноза ЕБРР от роста российской экономики?  Ну, конечно, ЕБРР — место респектабельное. Но если посмотреть на прогноз этого банка внимательно, то станет ясно, что это прогноз как прогноз, сделанный на основе имеющихся у них вводных. 

Мой собственный годовой прогноз пока ближе к тому, что было у ЕБРР прежде — 1,8%. И Центробанк, у которого лучшие прогнозы, придерживается такой же позиции. Ну, а последствия того, что снизили прогноз на две десятых процента, несущественны.  Считать, что это на что-то повлияет, странно.

Не может ли случиться, что ухудшение прогноза подтолкнет инвесторов к дальнейшему сокращению интереса к российским активам? Это сложный вопрос. Сейчас снижение прогноза не особо значимо, но будь оно более существенным, оно могло бы подвигнуть инвесторов к этому.

Пока же к уменьшению интереса их скорее может подвигнуть либо ожидание всплеска инфляции (этот вопрос сейчас дебатируется, и еще непонятно, будет или не будет этот всплеск), либо действительно ужесточение санкционного режима. Судя по тому, что сейчас происходит, пока больших движений на этом направлении ожидать не стоит, включая и направление ужесточения санкционного режима.

 
Копилка

Словом, в экономике сейчас идут разнонаправленные процессы, но от какого-то изменения прогноза даже авторитетно по бюджетному учреждению ничего страшного не случится», — сказал Антон Табах.

Отвечая на вопрос, скажется ли нынешняя ситуация на исполнении майского указа президента России, Антон Табах высказал мнение, что это маловероятно.

«Эта конкретная ситуация на исполнении майского указа мало скажется, потому что указ этот очень сложно составлен. Вот каким образом: часть вопросов заведомо исполнима (например, вопросы демографические, потому что они базируются на процессах, которые уже идут); часть исполнима при определенных движениях со статистикой (например, считать ВВП по паритету покупательной способности); а все остальные — достаточно долгосрочные. То есть понять, как идет их исполнение, можно будет через года 2-3, а то и через 6 лет. А, как известно, за это время много чего может произойти.

Сейчас самое главное для исполнения — это что у нас с рублем и с нефтью (а сейчас все это — замечательно и зажигательно). При том, что все эти деньги будут в основном «засолены» в Фонд национального благосостояния, у России в целом благоприятная ситуация.

Самое замечательное в положение российского правительства сейчас — это то, что у нас суммарный государственный долг, внутренний и внешний вместе, составляет 13% ВВП. В Германии этот показатель превышает 70%, в Соединенных Штатах — 100% ВВП. То есть, у нас все хорошо по любым меркам. И у нас хорошие уровни резервов. Соответственно, если надо, мы можем нарастить долг.

 
ВВП

Возможно, будут приняты какие-то меры по изменению уровня осечки, то есть часть дополнительных доходов сразу пойдет, минуя Фонд национального благосостояния, на траты. Но я, кстати, не сторонник таких мер, и не факт, что это нужно делать. Так что я бы сказал, что сейчас, в краткосрочном периоде, выполнению Майского указа ничего не грозит. А в среднесрочном периоде это, грубо говоря, будет зависеть от того, что будет происходить в 2020-2021 годах.

На самом деле, есть и «черные лебеди», а именно — продолжение ужесточения санкций; и есть и другие «черные лебеди», которые прилетают из Вашингтона (например, увеличение ставок в США и рост доходности по американскому госдолгу). Тут можно вспомнить старинный тезис Кудрина, прозвучавший в 2008 году, о том, что Россия — это островок стабильности. Это оказалось не так. Однако сейчас наши чисто экономические факторы скорее позитивны (то есть, существуют какие-то риски, но за ними надо следить), а весь негатив идет извне», — объяснил Антон Табах.

Редакция

Электронная почта: polit@polit.ru
VK.com Twitter Telegram YouTube Яндекс.Дзен Одноклассники
Свидетельство о регистрации средства массовой информации
Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством
Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и
средств массовой информации. Выходит с 21 февраля 1998 года.
При любом использовании материалов веб-сайта ссылка на Полит.ру обязательна.
При перепечатке в Интернете обязательна гиперссылка polit.ru.
Все права защищены и охраняются законом.
© Полит.ру, 1998–2024.