Скандал с избиением участников несанкционированной акции на Пушкинской площади Москвы нагайками не утихает, несмотря на сообщения, что позволившие себе такие выходки казаки сами были наказаны точно так же. Многие публикации в СМИ и обсуждения в социальных сетях посвящены тому, кто такие казаки, почему их стало так много и почему власть почти никогда не одергивает их.
На этот раз, впрочем, власти все-таки вмешались: Тверской суд Москвы 14 мая оштрафовал одного из напавших с нагайками на участников несогласованной акции. При этом поступок нападавшего квалифицировали как мелкое хулиганство (статья 20.1 КоАП). Штраф составил тысячу рублей.
Хотя первоначально власти утверждали, что казаков среди обеспечивающих порядок на акции не было. «В расчете сил и средств по обеспечению безопасности никаких казаков, естественно, не было. Они не привлекались ни властью, ни полицией для обеспечения общественного порядка», — привело, например, слова руководителя департамента региональной безопасности Москвы Владимира Черникова интернет-издание Lenta.Ru.
Поговорить с «Полит.ру» о казаках, а также о том, в чем состоит их основная проблема и связана ли она с их отношениями с оппозицией, согласился Алексей Макаркин, ведущий эксперт Центра политических технологий. По его мнению, проводить аналогии между действиями современных казаков и действиями казачества в царской России неверно, поскольку прежде казаки были людьми, подчиняющимися воинской дисциплине, а теперь это не так.
«Надо сказать, что и в предоставлении властью свобод "своим" тоже есть определенные пределы. Допустим, с казаками мы их еще не видели, но когда ребята из неофициальных организаций, так называемые общественные активисты (их можно называть по-разному, и оппозиция называет их провокаторами, например), пришли на политическую фотовыставку с мочой наводить порядок и показывать, кто у нас тут в Москве хозяин, их остановили. Мол не надо, это уже слишком. Это официальное разрешенное мероприятие, не оппозиционная акция, и вы тут не особо активничайте.
Тут есть еще один момент, о котором стоит сказать. Сейчас проводится много параллелей деятельности казачества в настоящее время с его деятельностью во времена царской России — мол, казаков прежде тоже использовали против тогдашней оппозиции, против революционеров. Но есть принципиальная разница: тогда казаки были все-таки на военной службе, это были люди, подчиняющиеся воинской дисциплине. В настоящее же время мы видим, что казачьи войска, которые можно мобилизовать и которые могут пойти и в Крым, и против оппозиции — это организации, которые состоят из обычных граждан, надевших в соответствующую форму.
Когда в интернете начали выяснять, что же такое и кто же такие казаки, оказалось, что это люди в обычной жизни вполне себя гражданские, только, по сути дела, очень идеологизированные. Это нужно учесть. И эти люди могут серьезно превысить полномочия, которыми располагают по закону. Это также надо учитывать. Поэтому такие эксперименты с казаками носят достаточно опасный характер. У них есть нагайки, которые фактически являются холодным оружием. и как они их будут применять в ситуацию фактической безнаказанности, большой вопрос. При наличии идеологического фактора у них претензий к современным горожанам может быть очень много.
Они и сами, кстати, не какие-нибудь там люди из станиц, если говорить о Центральном рееестровом казачьем войске. Но они настроены достаточно архаично. И поэтому современный город, современные нравы вызывают у них сильное неприятие. Они считают, что молодежь слишком свободно себя ведет, что люди стали многое себе позволять, чего не было в советское время, и так далее. Ведь казаки могут надевать любую форму, но по сути в морально-нравственной сфере ориентир для них — Советский Союз. Они либо сами там жили, либо там жили их родители. Поэтому все, что выходит за рамки этого образца, вызывает у них сильное неприятие.
Но если нечто вызывает сильное неприятие у людей, не обладающих оружием, это одно. Они могут возмущаться, и это их право — у нас свобода слова. Если у них есть при себе моча, допустим, они могут обливать ею кого-то. Это плохо, некрасиво, противно, но это не причиняет повреждений. Это не может изувечить человека. Если же у таких людей появляется в руках нагайка, это куда опаснее. Такой вот диссонанс между своего рода подчеркнутой архаикой их убеждений и на самом деле довольно модернистской жизнью в мегаполисе — это тоже достаточно серьезная проблема, вероятно, выходящая за рамки отношение казаков и оппозиции», — считает Алексей Макаркин.
Он также высказал мнение, что казаки, которым после реформы полиции власть вынуждена был передать часть функций по охране порядка, оказались в привилегированном положении, поскольку власть воспринимает как «своих». При этом казаки, по его оценке, являются достаточно серьезной силой, которая в кризисной ситуации может себя проявить. И, в отличие от общества, власть это учитывает, поскольку у нее есть ощущение, будто существуют высокие риски, связанные с возможностью «цветной революции». Именно по этой причине она предпочитает не обижать «своих».