29 марта 2024, пятница, 14:50
TelegramVK.comTwitterYouTubeЯндекс.ДзенОдноклассники

НОВОСТИ

СТАТЬИ

PRO SCIENCE

МЕДЛЕННОЕ ЧТЕНИЕ

ЛЕКЦИИ

АВТОРЫ

04 июня 2018, 15:40

Чемпионат мира-2018 как зеркало русской нереволюции

Тренировка сборной России по футболу
Тренировка сборной России по футболу

Обнародован список из 23 футболистов, которые будут выступать за сборную России на чемпионате мира-2018. Чемпионат, который пройдет в этом году в России, открывается 14 июня. 

Первый матч российская сборная проведет против сборной Саудовской Аравии непосредственно 14 июня. Позже в рамках группового турнира России предстоит встретиться с Египтом (игра состоится 19 июня) и Уругваем (25 июня).

По оценке спортивных аналитиков, опрошенных газетой «Коммерсантъ», нынешний состав российской сборной таков, что ему можно предложить почти равноценную альтернативу. Поговорить о составе российской сборной и о том, что именно сулит России такой выбор главного тренера сборной, согласился политический обозреватель «Полит.ру» Андрей Щербаков

 
Тренировка сборной России по футболу

«В выходные был опубликован окончательный список сборной России по футболу. И он не то чтобы не принес неожиданностей (как раз некоторые неожиданности он принес), но поставил жирную точку или, если хотите, подвел черту под как минимум двухлетней историей, связанной с комплектованием нашей сборной и ее подготовкой к нынешнему чемпионату.

Аспектов вопроса тут много. Есть аспект спортивный, который настолько печален, что не хочется даже разговаривать о нем. Есть аспект организационный — сборная была отдана на откуп отдельно взятой олигархической группы, и это олигархическая группа, по крайней мере на сегодняшний день, продемонстрировала крайне ограниченное возможности к администрированию. Есть аспект социальный, или, если угодно, бизнес-социальный, поскольку футбол — это высококонкурентный бизнес. Ну, и, форма организации в нем, или, если угодно, самоорганизации свидетельствует об определенном состоянии общества. Словом, говорить здесь можно долго.

Сначала скажу о главном, потом — о том, о чем кроме нас, наверное, мало кто скажет. Главное заключается в том, что анализ представленного публике списка футболистов говорит об очень больших и очень серьезных проблемах с комплексным восприятием командной игры состава, его глубины, его вариативности. Если бы мы были немножечко больше погружены в это, то, наверное, у нас возникало бы искушение сказать, что тренер потерял контроль над ситуацией, тренер шарахается из стороны в сторону и предлагаемое им решение граничит с некомпетентностью. Но так как мы не находимся внутри процесса и так как нам невозможно оценить состояние того или иного игрока , то мы можем предполагать только, что выбор тренера продиктован этими обстоятельствами, в которых все оказались.

 
Станислав Черчесов

Тут важно другое. Важно то, что социальная коммуникация между тренерским штабом и в широком смысле обществом затруднена до почти полной невозможности. Сколько на все содержательные вопросы от всех содержательных журналистов (их не так много, но они существуют, и их, наверное наберется больше десятка , что для некоторых институтов гражданского общества в России является до сих пор недостижимой мечтой) тренер извлекает из себя что-то весьма и весьма невнятное, граничащее с если не хамством, то таким задиристым дискурсом тинэйджеров. И это удивительно, поскольку Станислав Черчесов, главный тренер сборной России по футболу, был сам футболистом заметным. Более того, мы, люди, которые помнят, как играл Черчесов, наверное, склонны говорить, что он был футболистом выдающимся.

Я помню его игру в сезоне 1989 года за московский "Спартак". Так вот: на моей памяти не один отечественный голкипер ничего подобного этой игре не выдавал. Ну да, я почти не помню Яшина. Словом, это печальная история о том, как большой, если не выдающийся спортсмен, оказавшийся не в своей роли, демонстрирует свою не очень большую человеческую величину.

Но дело даже не в этом. Вполне возможно, что на восприятие Станислава Саламовича накладывается восприятие критиками Российского футбольного союза в целом. С этим у нас не то чтобы глобальная проблема — полагаю, какие-то проблемы есть у всех: посмотрите, что в Италии происходит! Или, положим, в Испании. Но суть в том, что существует жесточайшее непонимание общего блага разными авторами, существующими на этом рынке.

На самом деле российский футбол, который мы так любим рисовать в определенных красках, не так уж плох. Хотя бы потому, что, например, в этом году российским клубам удалось получить четвертый коэффициент УЕФА по результатам сезона. Это очень круто: это означает, что наши клубы выступили лучше, чем условные немцы и условные португальцы и уступили только испанцам, англичанам и французам. Таким образом мы можем говорить о том, что с точки зрения футбольного хозяйства, как бы она не по носилась и не поддавалась поруганию, отчасти справедливо, мы находимся на том уровне, который вполне можно считать, так скажем, "нашим".

То есть мы близки к тому, чтобы показывать в игре свою истинную силу. И если десять лет назад такой показатель во многом являлся следствием пребывание в российских клубах таких выдающихся иностранных игроков, как, например, форвард Вагнер Лав или в некотором отношении великий нападающий Кевин Кураньи, то сейчас ничего подобного нет. В России играют иностранцы, их много, но сказать, что среди них существует звезды первой величины, было бы очень серьезным преувеличением.

Таким образом, умея что-то организовывать в рамках отдельно взятых клубов и финансово-промышленных групп (например, "Локомотив" — финансово-промышленная группа РЖД; или "Спартак" — финансово-промышленная группа "Лукойл"; или "Динамо" — финансово-промышленная группа правоохранительных органов), мы оказываемся категорически неспособными договориться между собой, когда речь идет о сборной. Причем исключений здесь нет и не было: тот всплеск, которые мы обычно ассоциируем с именем Гуса Хиддинка, связан с совершенно банальной историей, когда Роман Абрамович взял российский футбол под свою руку. Видимо, ему то ли стало стыдно, то ли стало интересно, то ли он искренне думал, что может это исправить. И за эти четыре года сборная приучила нас к тому, что может побеждать.

 
Дмитрий Медведев и Гус Хиддинк

Но вполне очевидно, что это не было результатом общественного консенсуса. Мы в который раз, накануне домашнего чемпионата мира, сталкиваемся с тем, что у нас отсутствует понимание общего блага. Есть, конечно, искушение говорить о том, что везде у нас так: вот смотрите, правительство формируется так-то; вот региональный институт у нас развиваются так-то; вот правоохранители у нас работают так-то. И все это насаживается на суровую нитку разговора об отсутствии понимания общего блага. Ну, наверное, сейчас впору говорить про другое. Впору говорить про то, как сложно, непонятно и бессмысленно формируются эти самые институты гражданского общества (даже протогражданского общества), о которых мы и ведем беседу.

Вот, к примеру, Российский футбольный союз. В известном смысле это — элемент гражданского общества: туда приходят разные люди, которые представляют разные сферы. Кто-то представляет бизнес, кто-то — индустрию, кто-то представляет спорт, кто-то — маркетинг. И так далее, и так далее. И они пытаются договориться. Точнее, как мы видим, они не пытаются договориться. Каждый из них до последнего пытается пролоббировать некоторые свои интересы. И заканчивают лоббировать их они там, где сталкиваются с организованным сопротивлением, направленным на компрометацию того или иного актора перед Сами Понимаете Кем.

Между прочим, Сами Понимаете Кто, как говорят, давно утратил всякий интерес к футболу, он сказал, что это — не национальный вид спорта.

В результате мы имеем то, что имеем.

Я долго пытался найти тот образ, который характеризует ситуацию и для людей, находящихся внутри, и для людей, находящихся вовне. И, кажется, нашел. Вот представьте себе, если бы Юрий Михайлович Лужков не был отправлен в отставку в 2010 году, а до сих пор сидел бы в здании на Тверской, 13. У него с Москвой получилось бы приблизительно то, что у любого председатель Российского футбольного союза получается с футболом. Где-то — новая красивая башенка, где-то — очередное ухоженное Куркино, где-то — облезлые стены, где-то — не засыпаны котлован, наполовину налитый зацветшей водой, где-то — бессмысленная дорога, уходящая в никуда. Вот это — то, что у нас называется коллективным управлением российским футболом. И как выйти из этого, совершенно непонятно.

Ситуация с чемпионатом 2018 года подведет черту под целым десятилетием, может быть, даже полутора десятилетий развития и футбола, и развлекательной индустрии в целом, которое началось, наверное, на пике нефтегазовых доходов в 2006 году. Тогда казалось, что спорт можно накачать деньгами, накачать законтрактованными специалистами — и все наладится само собой. Примером подобного подхода был результат Сочинской Олимпиады (и я сознательно выношу за скобки все допинговые истории).

 
Тренировка сборной России по футболу

Сегодня совершенно понятно, что это совершенно не так. Все те пути, которые были истребованы под девизом "А давайте мы не будем ничего менять по сути, а просто посмотрим, может, у нас получится?", показали, что такой подход не работает. Чтобы что-то получилось, нужен другой подход. А предпосылки к этому есть, потому что, как я уже говорил, футбол высококонкурентен и, конечно, высокомаржинален, как следствие. Так вот: для того, чтобы эту маржу получать, необходимо некоторое подобие коллективного соглашения или хотя бы коллективного согласия на перемены.

Следствием этого может являться появление того или иного специалиста в главе Российского футбольного союза. В последнее время в это кресло сватают господина Стржалковского, прекрасно зарекомендовавшего себя как глава спортивного общества "Динамо". Или может быть произведена попытка пересаживания в это кресло каких-нибудь сверхпрофессиональных менеджеров. Может быть произведено полное отделение футбола от криминала, который до сих пор играет значительную роль в этой сфере и оказывает существенное влияние на многие и многие расклады.

 
Владимир Стржалковский

Но факт остается фактом: после того, как сыграют в фанфары и сборная Бразилии (Германии... нужное вписать) станет чемпионом мира, мы останемся перед необходимостью что-то менять в самом подходе к футболу как спорту номер один и к футболу как в известном смысле индикатору состоятельности нашей страны . Что из этого получится? Ну, будем посмотреть», — сказал Андрей Щербаков.

Напомним, чемпионат пройдет в 11 городах России: Москве, Санкт-Петербурге, Калининграде, Волгограде, Казани, Нижнем Новгороде, Самаре, Саранске, Ростове-на-Дону, Екатеринбурге и Сочи. Чемпионат завершится 15 июля. 

Редакция

Электронная почта: polit@polit.ru
VK.com Twitter Telegram YouTube Яндекс.Дзен Одноклассники
Свидетельство о регистрации средства массовой информации
Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством
Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и
средств массовой информации. Выходит с 21 февраля 1998 года.
При любом использовании материалов веб-сайта ссылка на Полит.ру обязательна.
При перепечатке в Интернете обязательна гиперссылка polit.ru.
Все права защищены и охраняются законом.
© Полит.ру, 1998–2024.