19 марта 2024, вторник, 07:19
TelegramVK.comTwitterYouTubeЯндекс.ДзенОдноклассники

НОВОСТИ

СТАТЬИ

PRO SCIENCE

МЕДЛЕННОЕ ЧТЕНИЕ

ЛЕКЦИИ

АВТОРЫ

Идеи по политустройству Украины

Юлия Тимошенко
Юлия Тимошенко

Превратить Украину в парламентскую республику канцелярского типа предложила Лидер фракции «Батькивщина» Юлия Тимошенко. По ее оценке, украинцам надо создавать страну с чистого листа, и это должно стать национальной идеей. 

С предложением обсудить вариант перехода к парламентской форме правления Юлия Тимошенко выступила на форуме «Новый курс Украины» 15 июня в Киеве. По оценке Тимошенко, Украине нужен такой новый курс, который поможет превратить страну во второй Сингапур, передает информационное агенство ТАСС.

Этот курс бывший премьер охарактеризовала как курс на установление мира в стране, отстаивание Донбасса и защиту ветеранов, а также на выстраивание системы самоуправления и надежной экономической системы, и курс на защиту экологии.

 
Украина. Хлебное поле / pixabay.com

Как подчеркнула Тимошенко, сейчас Украина истощена, а реформы, которые планировались стране дискредитировали. В то же время, по ее мнению ,парламентская форма правления канцлерского типа могла бы улучшить ситуацию. «Я хочу предложить для общественного обсуждения парламентскую форму правления канцлерского типа», — приводит слова Тимошенко украинское издание «Вести».

Побеседовать с «Полит.ру» о предложениях Юлии Тимошенко и возможности изменения политического устройства Украины согласился Георгий Чижов, вице-президент, руководитель украинского бюро фонда «Центр политических технологий». По его оценке, несмотря на громкое заявление, Тимошенко борется именно за президентское кресло; больше того, с этого заявления и началась ее настоящая предвыборная кампания.

 
Георгий Чижов

«В постсоветских странах (кроме прибалтийских, которые сразу двинулись в сторону Европы) парламентских республик практически не было. Чуть ли не единственным примером такой республики была Белоруссия, но и этот пример кончился появлением президента, который не уходит со своего поста почти четверть века. То же, что произошло в Грузии и в Армении, даже нельзя назвать сознательным переходом к парламентской форме правления — это была попытка, не разрушая демократического устройства государства, продлить пребывание у власти неких фигур. Но и та, и другая попытка провалились — и у харизматичного Михаила Саакашвили, и у менее харизматичного Сержа Саргсяна.

Что касается Украины, здесь дискуссия идет очень сложная. Потому что когда к власти пришел Виктор Янукович и отменил действовавшую на тот момент Конституцию через хитрую процедуру с Конституционным судом, он сосредоточил в своих руках очень много полномочий. Одним из требований Майдана было именно возвращение к старой Конституции, по которой Украины считается парламентско-президентской республикой. Это форма предполагает, что президент сохраняет значительную роль, но все-таки не является абсолютным властителем. Формально он может быть в какой-то мере даже менее влиятельным, чем премьер.

Но парламентский расклад получился таким, что Петр Порошенко, несмотря на возвращенную Конституцию, сейчас является единоличным лидером страны. Хотя и не абсолютным, как в некоторых других известных нам странах. Возникает вопрос: что же все-таки надо сделать с Конституцией, чтобы один человек не мог сосредоточить в своих руках слишком много власти? Переход к парламентской республике — это один из путей, который также вызывает массу вопросов. Потому что тогда возникнут очень серьезные дебаты по поводу правил формирования парламентского большинства.

 
Украина. Парламентские дебаты / YouTube.com

По украинской политической традиции политические силы являются очень гибкими, и коалиции могут сменять одна другую. К тому же, все это непросто и неоднозначно, если думать о политическом развитии страны. Но если же смотреть на переход к парламентской республике как на маневр, как это было в Грузии и Армении, то он как раз оказался бы выгодно Петру Порошенко, у которого сейчас не самый лучший президентский рейтинг. По опросам он даже несколько уступает Юлии Тимошенко, хотя разница там примерно в рамках погрешности.

Так вот: считалось, что как раз Порошенко может инициировать переход к парламентской модели управления и обеспечить себе коалицию, которая выдвинет его на пост премьера. Поэтому от Тимошенко услышать такое было неожиданно. С другой стороны, именно 15 июня Юлия Тимошенко фактически начала свою президентскую кампанию. Эта ее презентация нового курса была анонсирована задолго — весь Киев был завешан билбордами на эту тему. Так что это был именно старт, и именно президентской кампании — потому что президентские выборы должны состояться раньше парламентских.

Существует теоретический вариант досрочных парламентских выборов, которые прошли бы раньше президентских, еще в этом году. Но вероятность таких выборов снижается с каждым днем, а к концу лета это станет уже невозможно по законодательству. Поэтому такой ход со стороны Тимошенко получился неожиданным. И все же я думаю, что сейчас она борется именно за пост президента — просто потому, что именно такая компания сейчас на повестке дня. Ну, возможно, она все-таки услышала общественный запрос. Хотя труднее всего поверить, что она станет президентом и поделиться властью с премьером.

 
П.порошенко, президент Украины

Что касается запроса, то он не абсолютный, но все-таки существует. А что касается Тимошенко, то, возможно, в рамках своей инициативы она попытается дискредитировать президента. Тут же можно и так понять ее действия: мол, почему нужно переходить к парламентской республике? Потому что президент плохой. И прошлый был плохой, и позапрошлый не очень, и нынешний... Думаю, каким-то таким образом она будет поворачивать. Другое дело, что ей, конечно, придется обещать, избравшись президентом, способствовать принятию парламентской модели управления. Но это обязательство уже непонятно когда надо исполнять. К тому же не от нее одной это зависит.

Тем не менее, заявление Тимошенко — это действительно новость. Я думаю, правда, оно ни с кем не было согласовано. Иначе бы все это с какой-то другой стороны продвигалась, если бы Тимошенко и Порошенко договорились о так называемой большой, или широкой коалиции. Одно время обсуждалось попытка Тимошенко договориться с Януковичемф, чтобы один из них стал президентом, а второй премьером, и чтобы в этой связке они правили вечно. Но при том уровне доверия, который существовал между этими лидерами, ничего не состоялась. Сейчас же, я думаю, о такой коалиции речи нет — это просто полемический прием. Видим, что-то такое социологи Тимошенко намерили», — сказал Георгий Чижов.

 

Редакция

Электронная почта: polit@polit.ru
VK.com Twitter Telegram YouTube Яндекс.Дзен Одноклассники
Свидетельство о регистрации средства массовой информации
Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством
Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и
средств массовой информации. Выходит с 21 февраля 1998 года.
При любом использовании материалов веб-сайта ссылка на Полит.ру обязательна.
При перепечатке в Интернете обязательна гиперссылка polit.ru.
Все права защищены и охраняются законом.
© Полит.ру, 1998–2024.