В последнее время СМИ все больше пишут о крупных технологических компаниях, оперирующих большими данными, в антиутопическом ключе. Сюда относятся разговоры о том, как техногиганты становятся монополистами и глушат конкуренцию; о том, как такие компании собирают пользовательские данные, которые потом используются для манипулирования общественными настроениями; о том, как соцсети становятся рассадниками пропаганды.
Особенно этой темой увлекается журнал The Economist, но сейчас к ней обратился журнал Politico, опубликовавший длинный текст о проекте «сверхумного города», который сейчас проектируется для одного из районов Торонто.
Коропорация Alphabet, которой принадлежит компания Google, взялась за обустройство одного из районов канадского города Торонто, пишет Politico. Этим занимается другое подразделение Alphabet под названием Sidewalk Labs. Этот восточный район долгое время считался крайне уродливым и неблагоустроенным. Задача в том, чтобы преобразовать его до неузнаваемости, сделав из него «первый район, построенный из интернета», этакий «сверхумный город». Автор считает этот проект занятным но одновременно и настораживающим.
В принципе, это логичное развитие событий (автор даже удивляется, что такой проект не возник раньше). Идея «умных городов» обсуждается уже давно. Частично соответствующие практики уже вводились в некоторых старых городах, например, в Бостоне (США). Но до сих пор не было попыток создать город, который бы полностью действовал на основе быстрой передачи и обработки данных, собираемых с помощью сенсоров и передаваемых беспроводным путем. Такой город мог бы оптимизировать все, начиная коммунальными платежами и заканчивая температурным режимом.
Но есть и другая сторона. Тотальная оптимизация достигается путем всестороннего сбора данных, обрабатываемых алгоритмами. Здесь мало что зависит от гражданских решений и организации. В такой ситуации возникают вопросы, кому принадлежат все эти данные, кто их контролирует и какие законы это регулируют. Долгое время такие вопросы были сугубо теоретическим. Практическое воплощение «умного города», считает автор, делает их весьма насущными и даже тревожными.
В первую очередь, автора смущает перспектива применения таких технологий в местах, где имеет место недостаточное уважение к правам человека. В этой связи упоминаются Объединенные Арабские Эмираты, где жители много пользуются мобильными телефонами, а власти бдительно собирают их данные. Торонто, конечно, - не ОАЭ, а, наоборот, западная демократия, которая серьезно относится к информационной приватности. Но здесь могут тоже возникнуть сомнения в том, что совершенствование технологий не вызовет сильного соблазна нарушать эту приватность. Угроза здесь может исходить как от властей, так и от больших корпораций.
Еще одна проблема, уже в применении к существующему проекту, в том, что Sidewalk не спешит раскрывать свои планы и обсуждать с гражданами свои действия. Подробности плана и условий проекта не обнародованы, поэтому людям, не участвующим в нем непосредственно, неизвестно, что именно задумано. Это довольно нестандартный подход к градостроительству: даже новые города, которые строятся с нуля, с самого начала вписываются в контекст традиционной политики и местной специфики.
Между тем, даже отношения между правительством Торонто и Sidewalk еще даже полностью не определены. Скептики уже опасаются, что если частная компания получит слишком много власти в городе, это может стать плохим прецедентом. При этом естественно, что технологическая компания, которая это строит и поддерживает в рабочем состоянии, неизбежно начинает делить власть с правительством. В результате размывается граница между государством и частным сектором, и это тоже тревожит наблюдателей.