19 марта 2024, вторник, 05:57

14 июля 2018, 19:24

Орудия из ущелья Шанчэнь

Раскопки в ущелье Шанчэнь
Zhaoyu Zhu/AP

Одним из самых заметных событий в мире науки за прошедшую неделю стала публикация в журнале Nature статьи китайских ученых о находке каменных орудий возрастом 2,12 миллиона лет.

Вероятным кандидатом на роль изготовителя этих орудий оказывается Homo erectus, но, если их возраст определен верно, придется признать, что представители рода Homo проникли в Китай как минимум на 250 тысяч лет раньше по сравнению с самыми оптимистичными предшествующими оценками. Авторы работы выдвигают и более смелую гипотезу, согласно которой орудия были сделаны более примитивными гоминидами, пришедшими из Африки, а Homo erectus появился в Азии, а в Африку попал позже.

По наиболее принятому сценарию, первые виды рода Homo появились в Восточной Африке около 2,8 миллиона лет назад. Прошло еще около миллиона лет, прежде чем появился человек прямоходящий (Homo erectus), который покинул Африку, проникнув в Азию и Европу. Ранее локальные подвиды Homo erectus получали самостоятельные названия. Европейский подвид был назван гейдельбергским человеком (Homo heidelbergensis), северо-африканский – атлантропом (Homo erectus mauritanicus). В Юго-Восточной Азии обитал питекантроп (Homo erectus erectus, ранее Pithecanthropus erectus). Останки, найденные на Яве получили особое название явантроп (Homo erectus soloensis) и мегантроп (Homo erectus palaeojavanicus).

Самые ранние останки Homo erectus за пределами Африки – это пять черепов, найденных грузинскими археологами близ города Дманиси у южной границы Грузии в 1991 – 2005 годах. Их возраст составляет 1,77 – 1,85 миллиона лет. Ранее гоминиды из Дманиси описывались как самостоятельный вид Homo georgicus.

Череп и челюсть двух особей из Дманиси (D2700 и D2735)

Варианты Homo erectus были обнаружены и на территории Китая, но их останки были заметно моложе каменных орудий, о которых идет речь в нынешнем исследовании. В 1920-х – 1930-х годах в пещерах у города Чжоукоудянь нашли синантропов (изначальное название Sinanthropus pekinensis, современное – Homo erectus pekinensis), живших не ранее 700 тысяч лет назад. В 1967 году в уезде Юаньмоу провинции Юньнань на юге Китая были найдены два зуба юаньмоусского человека (Homo erectus yuanmouensis), а немного позже в том же месте обнаружили каменные орудия, кости животных и пепел костров. Согласно последним исследованием юаньмоусские люди жили где-то в промежутке от 1,1 миллиона до 780 тысяч лет назад. Самый старый из эректусов Китая был обнаружен в 1963 году в уезде Ланьтянь провинции Шэньси. Археологи нашли нижнюю челюсть одной особи и фрагменты черепной крышки и верхнюю челюсть другой. Как и в Юаньмоу в Ланьтяне были найдены также каменные орудия и следы использования огня. Ланьтяньский человек (Homo erectus lantianens) жил примерно 1,63 миллионов лет назад. Существуют китайские останки эректусов и более позднего времени.

Зубы юаньмоусского человека

Череп ланьтяньского человека

Новые находки были сделаны в 2004 – 2017 годах примерно в 1200 километрах к юго-западу от Пекина, в 17 осадочных слоях ущелья Шанчэнь. Всего в нескольких километрах от этого ущелья ранее были найдены останки ланьнятьского человека. Ископаемых костей гоминид в ущелье Шанчэнь не нашли, зато обнаружили 96 каменных орудий. Вместе с орудиями были найдены кости оленей, свиней и антилоп.

Шанчэньские орудия

Исследователи в ущелье Шанчэнь

Возраст находок ученые, которых возглавляли Чжаоюй Чжу (Zhaoyu Zhu) из Института геохимии Китайской академии наук в Гуанчжоу и Робин Деннел (Robin Dennell) их Университета Эксетера, определили палеомагнитным методом. Напомним, что в ходе истории Земли неоднократно происходили инверсии земного магнитного поля, когда северный и южный магнитные полюса менялись местами. Магнитные горные породы вулканического происхождения приобретают намагниченность после того, как остынут ниже определенной температуры (так называемой «точки Кюри»). С этого момента они сохраняют направление и напряженность магнитных линий таким, каким оно было в тот момент. Если вторичного нагревания породы не происходит, запись древнего магнитного поля сохраняется тысячи и миллионы лет. Сходное явление происходит при образовании некоторых минералов в осадочных горных породах, поскольку магнитные частицы, оседая на дно водоема, ориентируются в направлении силовых линий магнитного поля, существующего в данное время в данном месте. Ученые на основе изучение таких пород составили геохронологическую шкалу, позволяющую определять возраст находок в соответствующих слоях отложений (подробнее об этом можно прочитать в отдельном очерке).

Каменные артефакты из ущелья Шанчэнь, как показало палеомагнитное датирование, имеют возраст от 1,6 миллиона до 2,12 миллиона лет, то есть часть их значительно моложе находок из Дманиси. В комментариях, данных сайту журнала Science, с оценкой китайских ученых согласились специалисты по геохронологии Эндрю Робертс (Andrew Roberts) из Австралийского национального университет и Рейд Ферринг (Reid Ferring) из Университета Северного Техаса, который датировал находки из Дманиси. Правда, Ферринг считает, что период геомагнитной хронологической шкалы, соответствующий самым древним из найденных орудий, имеет возраст не 2,12 млн., а 1,95 млн. лет, но такое уточнение датировки не меняет общую ситуацию.

Археолог Вил Рубрукс (Wil Roebroeks) из Лейденского университета полагает, что находки указывают на способность древних гоминид уже 2 млн. лет назад приспосабливаться к широкому диапазону экологических условий. Изготовители орудий населяли ущелье Шанчэнь долгое время, и климат там колебался от теплого и влажного до холодного и сухого.

Найденные орудия заставили ученых вновь обратить внимание на версию, согласно которой родина Homo erectus – не Африка, а Азия. Грузинские антропологи высказывали такое предположение в связи с находками из Дманиси. Согласно такому сценарию, Африку покинули более примитивные преархантропы, где-то в Азии они эволюционировали эректусов, которые потом вернулись в Африку. Такая версия поддерживалась ранее и китайскими учеными. Поскольку орудия из Шанчэня старше, чем самые ранние останки Homo erectus в Африке, эта гипотеза получает серьезный аргумент в свою пользу. Робин Деннел полагает, что окончательно разрешить этот вопрос позволят дальнейшие исследования: «Находка дает убедительные доказательства присутствие гомининов в Азии значительно раньше, чем мы думали. В таких местах, как Индия и Пакистан, могут быть более древние свидетельства, но пока доказательства еще недостаточно сильны, чтобы убедить большую часть исследовательского сообщества. Подобная гипотеза раннего присутствия людей в регионе требует, чтобы доказательства были абсолютно надежными и неопровержимыми».

Правда, следует помнить, что для китайской науки свойственно утверждение “автохтонности” населения Китая вплоть до предположений, что в Китае существовал независимый центр появления человека разумного из местного подвида Homo erectus. Гипотеза об азиатском происхождении Homo erectus прекрасно дополняет эту идеологическую концепцию, представляя Китай возможно прародиной человечества (ведь эректусы были прямыми предками Homo sapiens). Поэтому другие ученые нередко настороженно воспринимают находки китайских археологов и палеоантропологов, когда речь идет о ранних людях. Однако в данном случае публикация в авторитетном журнале и отзывы независимых специалистов заставляют отнестись к находкам из Шанчэня серьезно.