Полiт.ua Государственная сеть Государственные люди Войти
22 октября 2018, понедельник, 04:08
Facebook Twitter VK.com Telegram

НОВОСТИ

СТАТЬИ

АВТОРЫ

ЛЕКЦИИ

PRO SCIENCE

СКОЛКОВО

РЕГИОНЫ

15 июля 2018, 19:28

Новая картина Микаэлины Вотье

Микаэлина Вотье «Каждому свое»
Микаэлина Вотье «Каждому свое»
The Phoebus Foundation

На прошедшей неделе стало широко известно об открытии новой картины выдающейся художницы XVII века Микаэлины Вотье (1604 – 1689). Поскольку число известных работ Вотье едва превышает тридцать, идентификация новой картины становится крупным событием. Картина «Каждому свое» была продана 17 мая на аукционе в Кельне, а недавно добавлена в экспозицию проходящей в Антверпене выставки «Микаэлина. Ведущая дама эпохи барокко».

Еще двадцать лет назад о Микаэлине Вотье было почти ничего не известно, да и сейчас в ее биографии немало белых пятен. Уроженка Монса, она с 1640-х годов жила в Брюсселе вместе с младшим братом Шарлем (1609 – 1703), также художником. Ни Шарль, ни Микаэлина не обзавелись семьей и до конца своих дней прожили в доме недалеко от собора Нотр-Дам-де-ла-Шапель. Необычным для женщины-художника того времени было то, что Микаэлина работала в самых разных жанрах. Ей принадлежат и большие исторические, библейские и мифологические картины, и жанровые сцены, и композиции из цветов, и портреты. Четыре картины Микаэлины Вотье были приобретены эрцгерцогом Леопольда Вильгельма, который в 1647 – 1656 годах был штатгальтером Испанских Нидерландов.

 

Автопортрет Микаэлины Вотье (частная коллекция)

Правда, многие картины Микаэлины Вотье долгое время считались написанными другими художниками. Ее автопортрет 1649 года приписывали другой известной художнице эпохи барокко Артемизии Джентилески. Авторами других работ называли ее брата Шарля Вотье, Якоба ван Оста или Томаса Виллебортса Босхарта. В 1979 году, в книге Жермен Грир «Гонка с препятствиями: судьбы женщин-художников и их произведения», содержавший обзор картин европейских художниц до XIX века включительно, говорилось, что известны лишь четыре работы Микаэлины Вотье. Подробнее с известными деталями биографии Микаэлины Вотье и ее работами можно познакомиться в посвященном ей очерке.

Заново открыла забытую художницу историк искусства Катлина ван дер Стигелен (Katlijne Van der Stighelen) из Католического университета Лёвена, изучавшая ее наследие в течение долгих лет. Ей удалось подтвердить авторство нескольких картин Микаэлины Вотье, которые приписывались другим художникам. Катлина ван дер Стигелен говорит, что обсуждала идею большой выставки работ Микаэлины Вотье с директорами различных европейских музеев, но они опасались, что на выставку неизвестного художника никто не захочет приходить. Однако уже сейчас можно сказать, что антверпенская выставка пользуется успехом, а Микаэлина Вотье стала в восприятии публики новой звездой фламандской живописи, чему способствовала и тайна, которой окружена ее жизнь. О популярность Микаэлины Вотье свидетельствуют и аукционы. Первая сенсация состоялась в 2016 году, когда портрет миссионера Мартино Мартини работы Микаэлины Вотье был продан в Цюрихе за 400 тысяч швейцарских франков при ожидавшейся цене в 7 – 10 тысяч.

Обнаруженная сейчас картина носит название «Каждому свое» (Elk zijn meug). На холсте размером 66 на 82 сантиметров изображены двое мальчиков. Мальчик в белом держит в правой руке яйцо всмятку, которое он уже начал есть, а левой отстраняет мальчика в черном, который тоже тянется к яйцу. Картина находилась в немецкой частной коллекции (аукционный каталог заботливо указывает «до 1930 года», следовательно, не нужно опасаться, что она была конфискована нацистами), и недавно наследники решили ее продать.

 

Микаэлина Вотье «Каждому свое»

Авторство картины не было известно ее владельцам. Работники кельнского аукционного дома Van Ham предположили, что картину написал фламандский художник Якоб ван Ост. Но уверенности в этом не было, поэтому они обратились к Катлин ван дер Стигелен. Она на основе сильного стилистического сходства с другими работами Вотье пришла к выводу, что «Каждому свое» тоже принадлежит кисти этой художницы. Наибольшее сходство заметно с картинами «Мальчики, выдувающие мыльные пузыри» и «Святые Инесса и Доротея.

 

«Мальчики, выдувающие мыльные пузыри» (Художественный музей Сиэтла)

 

«Святые Инесса и Доротея» » (Королевский музей изобразительных искусств в Антверпене)

Использованный Микаэлиной Вотье сюжет, вероятно, иллюстрирует фламандскую пословицу. Картина с аналогичным названием и сюжетом есть у голландского художника Готфрида Схалкена. Она написана между 1670 и 1675 годами. На ней один мальчик ест яйцо, а другой – похлебку.

 

Готфрид Схалкен «Каждому свое» (Рийксмузеум)

Известно, что мальчик с разбитым яйцом был изображен еще на одной картине Микаэлины Вотье, местонахождение которой сейчас неизвестно. Во французском аукционном каталоге конца XIX века указана принадлежащая Вотье серия «Пять чувств». На картине «Запах», согласно описанию, был нарисован «мальчик в войлочной шапке и серой блузе, показывающий жестом, что яйцо, кончик которого он только что разбил, далеко от свежести». Но маловероятно, что имеется в виду нынешняя картина. Работа из серии «Пять чувств» была вертикального, а не горизонтального формата, да и мальчик там, судя по описанию, был один. Так что, где находятся картины этой серии, по-прежнему загадка.  

Новая атрибуция картины «Каждому свое» значительно повлияла на итоговую цену. Предпродажная оценка составляла всего 60 – 80 тысяч евро, тогда как продана она была за 486 400 евро. Картину приобрел фонд Phoebus Foundation, владеющий представительной коллекцией искусства Южных Нидерландов эпохи Средневековья и Ренессанса.

Когда готовилась экспозиция выставки «Микаэлина. Ведущая дама эпохи барокко» готовили экспозицию, было уже известно о появлении новой картины. Поэтому организаторы, развешивая картины в музее MAS, специально оставили место для нее. Новые владельцы дали согласия, и картина «Каждому свое» спустя две недели после открытия выставки была представлена посетителям.

Катлина ван дер Стигелен полагает, что существуют и другие картины Микаэлины Вотье, которые пока остаются неатрибутированными в музейных собраниях или находятся в частных коллекциях. Но можно надеяться, что всплеск интереса к ее творчеству способствует их обнаружению.

Обсудите в соцсетях

Система Orphus
Loading...
Подпишитесь
чтобы вовремя узнавать о новых спектаклях и других мероприятиях ProScience театра!
3D Apple Big data Dragon Facebook Google GPS IBM MERS PRO SCIENCE видео ProScience Театр SpaceX Tesla Motors Wi-Fi Адыгея акустика Александр Лавров альтернативная энергетика «Ангара» антибиотики античность археология архитектура астероиды астрофизика аутизм Африка бактерии бедность библиотеки биология биомедицина биомеханика бионика биоразнообразие биотехнологии блогосфера бозон Хиггса Византия викинги вирусы военная полиция Вольное историческое общество воспитание Вселенная вулканология гаджеты генетика география геология геофизика глобальное потепление гравитация грибы грипп дельфины демография демократия дети динозавры ДНК Древний Египет естественные и точные науки животные жизнь вне Земли Западная Африка защита диссертаций землетрясение змеи зоопарк зрение Иерусалим изобретения иммунология импорт инновации интернет инфекции информационные технологии искусственный интеллект ислам исламизм история история искусства история цивилизаций История человека. История институтов исчезающие языки карикатура картография католицизм квантовая физика квантовые технологии КГИ киты климатология комета кометы компаративистика компьютерная безопасность компьютерные технологии космический мусор космос криминалистика культура культурная антропология Курская область лазер Латинская Америка лексика лженаука лингвистика Луна льготы мамонты Марс математика материаловедение МГУ медицина междисциплинарные исследования Международный арбитражный суд в Гааге местное самоуправление Металлургия метеориты микробиология микроорганизмы Минобрнауки мифология млекопитающие мобильные приложения мозг моллюски Монголия музеи НАСА насекомые научный юмор неандертальцы нейробиология неолит Нобелевская премия НПО им.Лавочкина обезьяны обучение общество одаренные дети онкология открытия палеолит палеонтология память папирусы паразиты педагогика перевод персональные данные планетология погода подготовка космонавтов политика право преподавание истории приматы продолжительность жизни происхождение человека Протон-М психоанализ психология психофизиология птицы РадиоАстрон ракета растения РБК РВК РГГУ религиоведение рептилии РКК «Энергия» робототехника Роскосмос Роспатент Росприроднадзор Российская империя Русал русский язык рыбы Сергиев Посад сердце Сингапур сланцевая революция смертность СМИ Солнце сон социология спутники старение старообрядцы стартапы статистика такси технологии тигры топливо торнадо транспорт ураган урбанистика фармакология физика физиология финансовый рынок фольклор химия христианство Центр им.Хруничева черные дыры школа эволюция экология эмбриональное развитие эпидемии эпидемиология этнические конфликты этология Юпитер ядерная физика язык

Редакция

Электронная почта: politru.edit1@gmail.com
Адрес: 129090, г. Москва, Проспект Мира, дом 19, стр.1, пом.1, ком.5
Телефон: +7 495 980 1894.
Яндекс.Метрика
Свидетельство о регистрации средства массовой информации
Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003г. Выдано министерством
Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и
средств массовой информации. Выходит с 21 февраля 1998 года.
При любом использовании материалов веб-сайта ссылка на Полит.ру обязательна.
При перепечатке в Интернете обязательна гиперссылка polit.ru.
Все права защищены и охраняются законом.
© Полит.ру, 1998–2014.