19 марта 2024, вторник, 12:09
TelegramVK.comTwitterYouTubeЯндекс.ДзенОдноклассники

НОВОСТИ

СТАТЬИ

PRO SCIENCE

МЕДЛЕННОЕ ЧТЕНИЕ

ЛЕКЦИИ

АВТОРЫ

Граждане в помощь «Русалу»

РУСАЛ. Братский алюминиевый завод
РУСАЛ. Братский алюминиевый завод

Минфин РФ составил план, предполагающий, в частности, помощь попавшим под санкции компаниям. Ранее Минпромторг искал способ увеличить внутреннее потребление алюминия, чтобы помочь попавшей под санкции компании «Русал». 

План работ Министерства финансов РФ по систематизации антисанкционного законодательства и нормативных актов был одобрен еще в начале июля на совещании под председательством первого вице-премьера Антона Силуанова, пишет газета «Коммерсантъ». План предполагает «обеспечение работы подпавших под санкции компаний на внутреннем финансовом и долговом рынках, поиск способов обеспечения их внешнеэкономической деятельности, а также гармонизацию контрсанкционных мер, принятых зимой 2017–2018 годов».

 
Антон Силуанов

Ожидается, что до конца июля в Минфине создадут рабочую группу по противодействию санкциям, а само ведомство вместе с Минпромторгом и Минэкономики рассмотрит возможность введения утилизационного сбора на иностранную продукцию, аналоги которой есть в РФ. 

Кроме того, газета «Ведомости» сообщила о предложенных Минпромторгом мерах в области развития металлургической промышленности в России, которые могли бы помочь «Русалу». Речь идет об увеличении применения алюминия (например, в автопроме и в производстве экологически безвредных упаковок взамен загрязняющих окружающую среду упаковок пластиковых и т.д.). В то же время опрошенные изданием эксперты высказали мнение, что начать активно развивать алюминиевую промышленность в России следовало уже давно, лет 20 назад. 

 
Сергей Хестанов

О том, каким образом введение санкций против «Русала» и меры, которые власти решили принять для решения возникших у компании проблем, с «Полит.ру» поговорил Сергей Хестанов, доцент кафедры фондовых рынков и финансового инжиниринга факультета финансов и банковского дела (ФФБД) РАНХиГС, советник по макроэкономике гендиректора компании «Открытие брокер».

«Что касается санкций, то санкции – это ограничения. Любые ограничения кому-то вредят, а кому-то приносят пользу. Но, как правило, санкции приносят больше неприятностей, чем пользы. Ни одна страна, которая проводила изоляционисткую политику, больших успехов не добилась. Более того: все, кто пытался проводить изоляционизм, заплатили за это как минимум снижением уровня жизни и научно-техническим отставанием.

Это касается и Японии, которая закрылась примерно на два века, и Китая, который некоторое проводил изоляционистскую политику, и Советского Союза, в конце концов. Несмотря на разность культур, стран и менталитетов, итог везде был в общем-то одинаковым: попытка самоизоляции заканчивалась деградацией, снижением технологического уровня, а в конце – часто еще и социальными катаклизмами. Поэтому всерьез говорить о том, что мы хорошо заживем под санкциями, нельзя. Это сильное преувеличение.

Но действительно возникло такое положение дел, при котором производственные мощности «Русала», скорее всего, будут сильно избыточными, потому что внутри России сбыть столько алюминия достаточно проблематично. И это так или иначе подтолкнет к более широкому использованию алюминия.

Принесет ли это пользу, большой вопрос. В конце концов, и без всяких санкций желающие могли покупать пиво и в алюминиевых баночках, и в пластиковой таре. И, как показывает жизнь, что как кто-то покупал в алюминиевых баночках, а кто-то – в пластике, так они и будут покупать. Искусственно менять предпочтения потребителей теоретически можно, но на практике затратно, хлопотно и не очень эффективно.

 
Банки с использованием алюминия

Запросто можно принять какой-нибудь закон, например, о том, чтобы в жилых домах ограждение балконов было только алюминиевым. Да, это будет дороже, сложнее; да, придется использовтаь немного другие производственные технологии, но это возможно. «Русалу» от этого, естественно, будет немного легче. Но за это заплатят практически все потребители, которым будет навязан алюминий там, где его сейчас покупать не хотят. Вот примерное описание схемы, по которой государство может поддерживать тот же самый «Русал».

То есть можно ввести какие-то ограничения или обязательные для исполнения правила, которые увеличат спрос на алюминий. Но при этом важно понимать, что за такую господдержку заплатим все мы – большими затратами, иногда – большими хлопотами, и так далее. Поэтому я бы сказал, что экономическая эффективность этих мер будет, скорее, отрицательной, то есть сумма недостатков будет больше, чем сумма достоинств. Гораздо правильнее было бы вести такую политику, чтобы наши компании под санкции не попадали. Но – увы и ах!

Вообще если говорить о том, что хорошего и что плохого мы можем получить от такой ситуации с санкциями и мерами поддержки попавших под санкции компаний, то плохого мы, грубо говоря, получим все. А небольшая польза будет состоять в том, что некоторые компании, которые, допустим, не очень успешно внедряли алюминий ранее, получат помощь в его внедрении.

Дело в том, что все должно быть естественным. С тем же алюминием известна интересная история: после окончания Второй мировой войны в Великобритании сложилась похожая ситуация с избытком алюминия. Алюминий широко применялся в авиационной промышленности, а военные самолеты живут недолго, их все время нужно делать. Естественно, когда война закончилась, потребность в алюминии резко сократилась: гражданские самолеты служат десятилетиями, менять их так часто, как военные, не нужно. Возник избыток алюминия.

 
Металлочерепица

Решилась эта проблема естественным способом: с одной стороны, из алюминия стали делать специфический, под черепицу, профиль крыши (причем фирмы решили так делать сами, просто видя, что есть много довольно дешевого алюминия, придумали, как его использовать); а с другой стороны из алюминия начали делать кузовы «Лендроверов». Технологически это немного отличалось от изготовления кузова из стали, но фирму привлекло то, что алюминиевый лист, который ранее шел на изготовление самолета, был достаточно дешевым. В результате фирма разработала технологию его использования, и «Лендровер», надо сказать, до сих пор алюминиевый. Не помню наизусть, все ли модели, но несколько модельных рядов точно имеют алюминиевый кузов и, соответственно, не ржавеют совершенно.

Вот пример того, как естественным образом, не из-под палки, как у нас чаще всего, решается вопрос. Да, алюминия много, он дешев – вот это и начинает привлекать. Кроме того, он мало поддается коррозии – соответственно, ему и нашли применение с учетом этих свойств. Но при этом никто не обязывал автомобильные фирмы вместо стального листа использовать алюминиевый. Никто не заставлял производителей покрытия для крыш переходить на этот металл. Достаточно рыночной экономики – и экономические субъекты сами приспосабливаются к изменившимся условиям.

 
Сборка "Лендровера"

Могут ли у нас начать приспосабливаться, если государство не будет заставлять? Скорее всего, да, только медленнее. И понятно, что объем спроса будет меньше. Специфика бизнеса «Русала» состоит в том, что он в основном работал на мировой рынок, а там требуются крупные партии. Соответственно, производство компании оптимизировано под большой выпуск. Если на оборудовании, которое приспособлено под большой выпуск, пытаться производить мало продукции, это породит множество чисто технологических проблем. И, как правило, за это приходится платить более высокой стоимостью продукции.

Так что, безусловно, процесс приспособления пойдет. Но каким темпом, как скоро, насколько тот же самый «Русал» пострадает, – вопрос открытый. А если не хотим выжидать, то нужны решения от государства. Но за это придется заплатить снижением эффективности и издержками всех остальных, в том числе нас с вами. Такого решения, чтобы выгадали все, в природе не бывает – кто-то должен будет заплатить. Государство предлагает, чтобы это сделали мы с вами», – сказал Сергей Хестанов.

Редакция

Электронная почта: polit@polit.ru
VK.com Twitter Telegram YouTube Яндекс.Дзен Одноклассники
Свидетельство о регистрации средства массовой информации
Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством
Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и
средств массовой информации. Выходит с 21 февраля 1998 года.
При любом использовании материалов веб-сайта ссылка на Полит.ру обязательна.
При перепечатке в Интернете обязательна гиперссылка polit.ru.
Все права защищены и охраняются законом.
© Полит.ру, 1998–2024.