Украина может прекратить пассажирские железнодорожные перевозки в Россию; возможно, это случится уже к концу 2018 года, пишет газета «Коммерсантъ». Между тем в Верховной Раде высказывались опасения, что это может навредить украинской экономике; кроме того, Юлия Тимошенко утверждает, что от краха украинскую экономику спасают только средства граждан, работающих за границей.
Депутат Верховной Рады от Радикальной партии Игорь Мосийчук в эфире телеканала «112 Украина» заявил, будто украинская экономика окончательно рухнет в случае прекращения ж/д сообщения с Россией. Эти его слова напомнили о высказывании бывшего премьера Украины Юлии Тимошенко, которая намерена баллотироваться в президенты на предстоящих выборах. На своей странице в Facebook она написала, что экономическую ситуацию в стране спасают только переводы граждан, уехавших работать за границу, своим оставшимся на родине семьям.
О том, велика ли вероятность того, что Украина действительно прекратит железнодорожное сообщение с Россией, и о том, насколько существенный ущерб она могла бы понести в результате подобных шагов, с «Полит.ру» поговорил Георгий Чижов, вице-президент, руководитель украинского бюро фонда «Центр политических технологий». По его оценке, скорее всего, Киев все же не пойдет на эти меры; впрочем, даже принятие такого решения не приведет к полному прекращению сообщения, а лишь перераспределит транспортные потоки.
«Начнем с того, что дискуссия о прекращении железнодорожного сообщения с Россией началась не впервые: она уже несколько лет возникает во время неких обострений российско-украинских отношений. В данном случае обострением можно считать события в Азовском море, где российские пограничники – формально в соответствии с заключенным когда-то между Россией и Украиной соглашением – досматривают чуть ли не все подряд суда, идущие в украинские порты. И тем самым снижают привлекательность этих портов, потому что суда теряют время, скоро портящаяся продукция может терять качество и так далее. Сейчас активизация темы прекращения железнодорожного сообщения связана именно с этим.
Россия железнодорожное сообщение с Украиной прекратила гораздо раньше – где-то в конце 2014 или в 2015 году. Ни одного российского поезда сейчас из России в Украину не ходит, и транзитом поездов тоже нет. То есть не России говорить о том, что со стороны Украины это была бы какая-то ужасная и дикая мера. Кроме украинских поездов по этому направлению ходят поезда молдавские. Речи о том, чтобы запретить молдаванам пускать свои поезда, пока нет. Так что первое, что можно предположить – что если Украина отменит свои поезда, то просто станет больше поездов молдавских.
Далее. Даже полный запрет железнодорожного сообщения не заблокировал бы возможность украинцам ездить в Россию и наоборот. Расстояние между Москвой и Киевом не так уж велико – примерно 850 километров по трассе, и очень многие люди, как раз заробитчане, как их тут называют, ездят в основном автотранспортом. Железная дорога для них – не самый дешевый и не самый удобный способ. Они предпочитают автобусы; есть и микроавтобусы типа тех, что используются в городах как маршрутки – на 15-20 пассажиров. И всего этого катается между Москвой и Киевом очень много – достаточно оказаться на любом из автомобильных пограничных пунктов, чтобы убедиться в этом.
Так что сказать, что нечто изменится принципиально в случае отмены железнодорожного сообщения, невозможно. Да, для кого-то возникнут определенные неудобства; кто-то, наоборот, получит дополнительные прибыли. Люди посостоятельнее продолжают летать самолетами, хотя прямого авиасообщения между Москвой и Киевом нет. Но через Минск люди летают, и соответствующие рейсы имеют хорошую заполняемость. То есть, в принципе, ситуация останется практически такой же, как сейчас, если даже решение по железнодорожному сообщению будет принято.
О критической зависимости экономики Украины от заработка украинцев за рубежом: сказать, что экономический рост полностью завязан на этом, безусловно, нельзя. Потому что экономический рост все же происходит за счет процессов в самой Украине. Но вот платежеспособный спрос, который этот рост стимулирует, как раз сам в значительной степени стимулируется этими заработками и деньгами из-за рубежа. И надо сказать, что Россия в структуре доходов, перечисляемых украинцами на родину из-за рубежа, занимает меньшую долю, чем страны Евросоюза вместе взятые. Но если брать страны по одной, то из России денег приходит больше всего.
Кстати, такие меры, как усложнение сообщения, теоретически могут способствовать переориентации тех же заробитчан на европейские страны. Хотя сейчас, в общем, есть уже достаточный поток во всех направлениях. Но в целом осложнить жизнь прекращение железнодорожного сообщения Украины с Россией это может только одной категории людей – тем, кто регулярно ездит между ними именно поездом. Этот способ добираться еще достаточно популярен, однако украинских поездов в последнее время стало гораздо меньше, чем было. Они идут с хорошей загрузкой, но это именно потому, что их достаточно мало. Дело в том, что билеты в купе откровенно дороги; плацкарт дешевле, но все равно дороже, чем микроавтобусы.
Так что, скорее всего, если железнодорожное сообщение Украина прекратит, то потоки просто перераспределятся. Во-первых, как я уже говорил, могут появиться в большем количестве молдавские поезда, ориентированные уже на украинских пассажиров. И увеличится число «маршруток». Так что все это легенды – и то, что таким методом можно заблокировать сообщение, и то, что можно не допустить к отъезду людей, желающих работать в России, и то, что от этого очень сильно пострадает экономика. Нет, конечно, если бы все украинские рабочие сейчас вернулись из России на родину, думаю, это было бы заметно и имело бы некие негативные последствия. Но катастрофическими они бы не были и не какое-то время ситуация выправилась бы. Но думаю, что не только этого не произойдет, но и отмены железнодорожного сообщения не будет.
До конца я этого не исключаю, но все же думаю, что этого не случится. Правда, я не знаю, много ли украинская железная дорога зарабатывает на рейсах в Россию: вполне возможно, что это не очень рентабельно. Проблем у украинской железной дороги много, и если выгоды от таких поездов нет, она может от них отказаться. Насколько я знаю, километр пути на поезде, который идет из Украины в Россию, обходится пассажиру гораздо дороже, чем километр пути по Украине – по-моему, даже кратно. И подозреваю, что большую часть этих денег берет как раз российская железная дорога», – сказал Георгий Чижов.