Вознаграждение гарантируется

Министерство внутренних дел теперь сможет на законном основании выплачивать вознаграждение своим информаторам, которые помогают в поимке преступников и раскрытии преступлений. Приказ, как пишет «Коммерсантъ», уже утвержден Министерством юстиции, размер вознаграждений может варьироваться от нескольких тысяч до десятка миллионов рублей.

Сейчас МВД и ФСБ также могут выплачивать вознаграждение гражданам, но каждый раз это делается в «особом порядке». Как такового бюджета на эти цели в правоохранительных органах не было, а деньги изыскивались из собственных фондов ведомства под каждый конкретный случай. При этом большинство информаторов или тех, кто помог в задержании преступника, могли рассчитывать лишь на ведомственные медали «За содействие МВД», грамоты, ценные подарки и удостоверение внештатного сотрудника.

Новый порядок поощрения граждан, оказывающих помощь полиции, разрабатывался в МВД более года. Теперь чтобы прибегнуть к помощи населения в поимке преступника или раскрытии преступления, соответствующее подразделение органа внутренних дел должно обратиться в департамент по финансово-экономической политике и обеспечению социальных гарантий (ФЭД) МВД. Если инициатива будет одобрена, соответствующая информация с указанием суммы вознаграждения должна быть размещена на официальном сайте Министерства внутренних дел и СМИ.

Суммы поощрений могут варьироваться от 50 тысяч до 10 млн рублей. Причем если предполагается заплатить до 500 тысяч рублей, то решение принимает глава регионального управления МВД, от 500 тысяч до 3 млн — первый заместитель министра внутренних дел, а еще большие суммы — сам министр.

Многие действующие сотрудники полиции считают, что эффект от финансового стимулирования граждан может быть весьма ощутимый, а вот опрошенные «Коммерсантом» бывшие сотрудники считают, что новая схема не защищена от махинаций. Например, полицейский может сам вычислить преступника, за поимку или информацию о котором объявлено вознаграждение, но передать информацию своему доверенному лицу, которое и сообщит в правоохранительные органы о нем — полученные деньги можно будет разделить.

Также вопросы возникают относительно того, раскрытие каких именно преступлений будет стимулироваться при помощи денежных вознаграждений.

Федеральная служба безопасности иногда предлагала солидные выплаты за информацию о террористах, но это была не система, каждый раз вопросы решались индивидуально и «на самом высшем уровне». Также органы наркоконтроля давали деньги информаторам — но совсем немного, не более 500 рублей за информацию о наркосбытчиках или наркопритонах. Причем выплаты шли из региональных бюджетов.

Если просмотреть ленты новостей, то видно, что вознаграждение и сейчас обещают довольно часто. Вот сообщения только за прошлую неделю: в Курганской области обещают 20 тысяч за информацию о беглом преступнике, в Пермском края за другого беглеца дают 30 тысяч, а в Екатеринбурге — 3 миллиона за информацию о маньяке, который нападает на пожилых женщин на Урале и в Поволжье. Помимо этого часто родственники пропавших людей обещают вознаграждение для тех, кто поможет найти их.

Также в свете событий последнего времени есть опасения, что новый механизм может быть каким-то образом использован для заведения уголовных дел за «лайки и репосты», раз уж законодатели не спешат декриминализировать статьи за «экстремизм» и «оскорбление чувств верующих». Свидетелями обвинения уже сейчас становятся люди, так или иначе зависимые от следственных органов — так, в нашумевшем процессе жительницы Барнаула Марии Мотузной показания дали две студентки барнаульского филиала РАНХиГС, которые учатся на кафедре «уголовно-правовых дисциплин», что, как правило, означает, что они обираются стоить карьеру в правоохранительных органах.