День, наполненный джазом и не только

В последнюю субботу уходящего лета фестиваль музыки и науки Skolkovo Jazz Science подарил гостям насыщенную джазовую программу, кульминацией которой стало совместное выступление бессменного хедлайнера – Московского джазового оркестра под управлением Игоря Бутмана с легендарной мультиязычной вокалисткой Fantine, а также увлекательные лекции, состязания роботов, DIY–лаборатории, уроки иностранных языков и многое другое.

Fantine. Фото: Sk.ru

Действие фестиваля Skolkovo Jazz Science развернулось под открытым небом в Инновационном центре «Сколково». Открыли музыкальную программу главной сцены международное трио VINTSKEVICH KERSHAW (Россия-Великобритания) и Вартан Бабаян с альбомом «Под другим небом» («UNDER a DIFFERENT SKY»). Российская группа Gayana погрузила собравшихся в аутентичную музыку, вдохновленную восьмидесятыми. Также на главной сцене выступили мастера современной соул-музыки группа Mamas Gun (Великобритания) и новый проект Петра Востокова Mambo Party (Россия – Куба), порадовавший гостей латиноамериканским джазом.

Gayana. Фото: Sk.ru

Самыми эффектными событиями экспериментальной сцены стали выступления участницы проекта «Голос» Тины Кузнецовой с собственным проектом Zventa Sventana и одного из лучших исполнителей северо-европейского джаза, норвежского трубача, композитора и руководителя собственного оркестра Матиаса Айка (Mathias Eick). Порадовала своим появлением на экспериментальной сцене одна из самых заметных соул-певиц Москвы столицы – Света Жаворонкова в составе Secret Atelier, группа «21 pm» или музыкальное трио Даниила Никитина сочетали несочетаемое, а мультиинструменталист Валерий Степанов поражал собравшихся своей неподражаемой игрой.

Mathias Eick. Фото: Sk.ru

В то же время в беседке на берегу пруда преподаватели школы музыки «Виртуозы» провели для всех желающих импровизированный джем-сейшен, а ценители винила могли приобрести пластинки любимых исполнителей на Vinyl Market. Для тех, кто ценит не только музыку, но и книги, работала выездная библиотека иностранной литературы, в которую можно было записаться прямо на месте, а также книжная ярмарка. Экспозиция Британской Высшей школы дизайна знакомила гостей фестивали с арт-объектами, сообщество CommOn демонстрировало возможности нейроинтерфейсов, приглашая играть в «Нейромафию», а команда «Лига роботов» организовала состязание боевых машин.

При помощи фестиваля науки «WOW!HOW?» на площадке была создана экспозиция объектов в тематике Art&Science, открыты научные DIY-лаборатории, желающие могли изготовить микрофон и наушники. Работали интерактивные зоны семейного кафе «АндерСон», магазина «Мосигра», магазина деревянных развивающих игр Rifma, фестиваля дикой природы «Золотая черепаха» и другие. Солнечным августовским днем посетители всех возрастов смогли найти себе занятия по душе.

Фото: Sk.ru

«Самый умный музыкальный фестиваль»

«Фестиваль проходит уже в третий раз, – отметила Елена Зеленцова, вице президент Фонда, директор по развитию городской среды Иннограда «Сколково». – У него уже есть свое лицо, свой почерк, свой портрет. Нам очень нравится, что мы каждый год придумываем новую интересную не только музыкальную, но и научную программу. Нам кажется, что наш фестиваль может претендовать на роль самого умного музыкального фестиваля. У нас особенная публика, это связано с тем, что место [проведения] проникнуто научно-исследовательским духом, и мы постаралась сделать максимально так, чтобы здесь была пища для ума, для сердца, для впечатлений, для вдохновения».

Комментируя Полит.ру историю и планы развития Skolkovo Jazz Science, Елена Зеленцова определила вектор мероприятия – уход от «заезженных» историй и выход за рамки: «Это, наверное, самый большой вызов для организаторов регулярных фестивалей: с одной стороны, каждый год держать интригу новизны, с другой стороны – не потерять свое лицо. Мы никогда не повторяемся с артистами, за исключением нашего художественного руководителя Игоря Бутмана, который в этом году выступил с блестящей вокалисткой Fantine. Каждый год – это открытия, мы стараемся приглашать артистов, которых слушатели, любители джаза, не так много видели, или, например, таких как Gayana, на стыке джаза и иных направлений. Мы будем дальше работать над научной программой, чтобы так же как у нас появляются новые имена на карте отечественных джазовых фестивалей, в «Сколково» появлялись новые проекты по популяризации науки».

Елена Зеленцова и Игорь Бутман. Фото: Sk.ru

По мнению руководителя Московского джазового оркестра и художественного руководителя Skolkovo Jazz Science Игоря Бутмана, Инновационный центр должен заниматься не только наукой, но и быть передовым во всех аспектах. «Приятно, что искусство здесь стоит на особом месте», – подчеркнул джазмен.

Отвечая на вопрос о музыкальной составляющей фестиваля, Игорь Бутман отметил, что хотя на Skolkovo Jazz Science в центре стоит джазовая музыка и джазовые артисты, в программу входят научные и досуговые мероприятия.

«Мы должны смотреть, что интересно людям, связанным со «Сколково», – пояснил Полит.ру специфику фестиваля художественный руководитель Skolkovo Jazz Science. – Нам не надо приглашать поп музыкантов, чтобы сделать фестиваль более притягательным. Как музыкальному руководителю, мне интересно уйти от проторенных дорожек, расслабиться и экспериментировать с джазом. У нас здесь больше свободы. Мы можем позволить себе ставить музыкальные опыты, приглашать коллективы, играющие в разных джазовых стилях и направлениях».

Один из приглашенных Игорем Бутманом участников фестиваля уже упомянутый норвежский музыкант Матиас Айк осуществил свою детскую мечту и теперь записывается на компании ECM (Edition of Contemporary Music), созданной Манфредом Айхером (Manfred Eicher). По его словам, отчасти благодаря сотрудничеству с ECM он попал на Skolkovo Jazz Science.

«ECM известна своей оригинальностью и своими экспериментами. Музыка на этом лейбле разная. Майкл Эйхед – экспериментатор. И на Skolkovo Jazz у нас тоже есть возможность экспериментировать, – провел параллели Игорь Бутман. – Когда есть задача находить все самое лучшее, что есть и в экспериментальной музыке, и в традиционной и во всех остальных стилях, приятно ее выполнять. Тем более, что работает хорошая команда – и «Сколково» и моя, все четко организованно и профессионально. Сейчас я могу больше думать о творчестве, чем об организации».

По словам джазмена, Skolkovo Jazz Science не конкурирует с другими фестивалями: «Мы задаем общий джазовый тон, боремся за привлечение внимания к этой музыке». На предстоящем фестивале «Будущее джаза», который пройдет в Москве с 9 по 11 ноября, Игорь Бутман также планирует смотреть, кого можно будет пригласить в «Сколково» в следующем году.

Организаторы с энтузиазмом восприняли прозвучавшую на пресс-конференции идею открыть в «Сколково» музыкальную школу с отделением джазовой музыки. «Чем больше музыкальных школ, тем лучше, – заявил Игорь Бутман, в прошлом году возглавивший Государственное училище духового искусства в Москве. – В моем музыкальном училище мы не делим классику и джаз. Современный музыкант должен уметь играть в любом стиле. Если в «Сколково» откроется музыкальная школа, мы с удовольствием ее поддержим и предоставим замечательных педагогов».

Стриминговое потребление и смерть профессий

Главную и экспериментальную сцены занимали не только 10 ярких джазовых коллективов со всего мира, но и выступления экспертов.

Так, экономический и политический обозреватель Борис Грозовский говоря об экономике свободы творчества, отметил разворот модели потребления от классической к стриминговой со сдвигом в индустрию впечатлений. Парадокс сегодняшнего дня – люди готовы платить за удобное прослушивание музыки и в то же время имеют возможность слушать ее бесплатно. По приведенным Грозовским данным, в мире за стриминг платят 175 млн людей, в России – 1,2 млн. Такая ситуация приводит к смене модели доходов: бесплатный контент обеспечивает исполнителям известность, а основной доход приносит именно концертная деятельность.

О жизни и смерти профессий во время технологической революции на рынке труда активно дискутировали Надежда Макова (Московская школа продвинутых коммуникаций MACS) и Григорий Бакунов (Яндекс) при чутком модерировании Майи Стравинской (Политехнический музей). Участники дискуссии не сомневаются, что роботы обеспечат отмирание профессий, но, как подчеркнула Надежда, роботы заменят именно рутинную работу.  В связи с этим директор MACS предлагает учиться тому, что не смогут заменить роботы, и развивать социальные навыки, так называемые soft skills – межличностное общение, работу в команде, в том числе адаптивность к изменениям и другие.

«Выбирайте те области, в которых вы можете занять верхние десять процентов на общей шкале компетенции», – посоветовал собравшимся директор Яндекс по распространению технологий. Он также выразил уверенность в том, что время высшего образования как источника знаний давно прошло, и признал значимость социальных навыков. «От образования мы получили в первую очередь связи, а вовсе не набор знаний, которые нам необходимы. Самое ценное для меня в любом образовательном процессе – образование soft skills, социальных связей и навыков», – уточнил Григорий Бакунов.

Надежда Макова убеждена, сейчас понятие «вечный студент» является определением успешного человека, потому что учиться нужно постоянно. В ближайшие несколько лет не станет профессий и мы перестанем спрашивать своих детей «кем ты хочешь стать, когда вырастешь», считает она. «Мы будем спрашивать, «что бы ты хотел создавать», «в чем ты хочешь развиваться». От профессии мы уходим к набору навыков», – резюмировала директор MACS.

Популяризатор науки и лауреат премии «Просветитель» Ася Казанцева в своей публичной лекции «Музыка меняет мозг? Запутанный клубок причин и следствий», попыталась разобраться в том, насколько музыкальные успехи обусловлены усидчивостью и многочасовыми занятиями, а насколько – генами. Ясно одно – имеет смысл заводить детей с теми, кто успешно занимается музыкой.

Также желающие могли послушать лекции, посвященные различным темам на стыке науки и искусства. Например, химик Максим Трофимович рассказывал о связи химии и живописи, преподавательница Европейской гимназии Амира Шихи – о математике и искусстве, а лектор Школы анализа данных Яндекса Александр Фонарев – об искусственном интеллекте и машинном обучении. Научная программа завершилась показом фильма Аллы Суриковой «Любовь и Сакс» о перипетиях жизни двух музыкантов.


Лекторий на Skolkovo Jazz Science. Фото: Sk.ru

Жить в «Сколково»

Судя по отзывам, организаторам удалось создать атмосферу, в которой хочется остаться и жить. Не только талантливая вокалистка, но и мама Gayana, узнав, что в «Сколково» есть Международная гимназия, работающая с детьми от двух лет, с улыбкой решительно заявила: «Переезжаю».

Матиасу Айку «Сколково» напоминает места, где он вырос – идеалистическую сельскую местность в Норвегии. «Я был бы рад жить здесь», – признался композитор. И поскольку Матиаса вдохновляют на создание альбомов совершенно разные вещи – от путешествий до семьи, не исключено, что участие в Skolkovo Jazz Science внесет свой вклад в последующие композиции норвежского музыканта.

Gayana также отметила характер публики. По ее словам, она показалась ей одной из самых интеллигентных в истории участий в фестивалях, и в то же время открытой к восприятию околоджазовых направлений. «Мне было очень приятно выступить сегодня. Я скорее музыкант, который совмещает разные стили. В этом фестивале замечательно, что есть место для разных направлений и коллективов. И публика была очень теплой», – поделилась впечатлениями Gayana.

Остался доволен проведенным на природе фестивалем и его художественный руководитель. «Пришло много людей, все улыбаются, благодарят. Люди красивые, яркие, беззаботные. Здесь они могут пообщаться, послушать лекции, немножко отойти от режима «проснулся-поработал», от рутины и полностью погрузится в мир джаза. Артисты довольны, что у них такая благодарная публика. Таких фестивалей не может быть много, их не хватает. И я рад, что со «Сколково» мы делаем такой замечательный проект», – подвел итог мероприятия Игорь Бутман.

 

Через год, в последние выходные августа Skolkovo Jazz Science вновь пригласит ценителей хорошей музыки и open-air активностей погрузиться в атмосферу джаза и науки. Не пропустите.

Skolkovo Jazz Science. Фото: Sk.ru