Новое по «рашагейту»

Бывший глава предвыборного штаба Дональда Трампа Пол Манафорт согласился на сделку со следствием по «рашагейту», делу о вероятном вмешательстве России в выборы президента США в 2016 году. Об этом со ссылкой на свои источники сообщил телеканал АВС, не уточнив, впрочем, будет ли сделка заключаться только в признании Манафортом вины или же он согласится сотрудничать со спецпрокурором Мюллером, расследующим дело.

Ожидается, что о решении Манафорта официально объявят 14 сентября в течение дня. При этом, возможно, станет известно, и что именно бывший глава штаба Трампа решил предпринять, чтобы добиться смягчения приговора или хотя бы избежать судебного разбирательства. Пока, следовательно, неясно, какое действие может оказать его решение как на ход следствия, так и на положение самого президента США Дональда Трампа, к которому немала часть американских элит относится негативно и от которого она хотела бы избавиться. 

По мнению Олега Бондаренко, директора Фонда прогрессивной политики, признания Манафорта, даже если он пойдет и на них, а не ограничится признанием вины, для американского президента ситуацию не изменят.

«Не знаю, какие негативные последствия это может иметь для Трампа, потому что, насколько мне известно, в первую очередь господина Манафорта обвиняют в уклонении от уплаты налогов. Единственный момент, который был доказан (и был, как я понимаю, практически признан самим Манафортом), – это то, что он на протяжении нескольких лет получал деньги от команды бывшего президента Украины Виктора Януковича и не платил с них налога. Больше ничего не доказали. Так что вряд ли какие бы то ни было его откровения что-то изменят для Трампа – в этой ситуации нечему меняться», – так оценил он ситуацию в беседе с «Полит.ру».

Пол Манафорт действительно обвиняется в уклонении от уплаты налогов (в том числе со средств, заработанных на Украине), но также и в «сговоре против США», отмывании средств (речь идет о более чем 30 миллионах долларов), сокрытии банковских счетов за границей и даче ложных показаний. Всего в обвинении было 18 пунктов. Как напоминает газета «Коммерсантъ», 21 августа 2018 года суд присяжных признал его виновным по 8 пунктам из них.

Манафорт и его деловой партнер Рик Гейтс в октябре 2017 года стали первыми фигурантами расследования об иностранном вмешательстве в президентские выборы в США. По оценкам политологов, если Манафорт скажет что-либо опасное для Трампа, то это может стать еще одной ступенькой к импичменту американского лидера, если же нет, то положение Трампа может даже улучшиться.

О том, какими могут быть последствия для тех, кого затрагивает «рашагейт», в случае как признания Манафортом вины, так и сотрудничества его со спецпрокурором Мюллером, с «Полит.ру» поговорил Илья Гращенков, президент Центра развития региональной политики.

«Учитывая, что Манафорту предъявили обвинения чуть ли не на 10 пожизненных сроков, ему терять особо нечего. И его сделка со следствием закономерна, учитывая, что Трамп его в этой ситуации, как в России говорят, фактически «кинул» – не видно какой-то «президентской руки» в этом деле. И надежда на то, что Трамп помилует Манафорта, также довольно сомнительна, учитывая, что Трамп постоянно меняет решения, меняет векторы, как политик худшего разлива. Поэтому взаимодействие Манафорта со следствием вполне логично, вопрос в том, как это взаимодействие будет развиваться.

«Рашагейт» ведь не преступление, требующее структурного раскрытия, не экономическое преступление, расследование которого могло бы установить конкретных действующих лиц и обвинить их – это, скорее, некое политическое дело, направленное в целом на делегитимизацию Трампа. Поэтому если Манафорт пойдет на сделку, ситуация может пойти по любому сценарию – вплоть до того, что Манафорт может подтвердить подозрения по поводу российского вмешательства вне зависимости от того, является ли это измышлениями или фактами. Поскольку следствие вполне может базировать на любых показаниях свидетеля, его слов будет вполне достаточно

Для Трампа все это достаточно тревожно, поскольку все следствие ведется с тем прицелом, чтобы в случае чего отправить его в отставку – оно инициировано той частью элит, которые считают, что Трамп стал президентом неправильно. И для России это тоже тревожно, потому что тем самым она становится случайным орудием, которым убирают Трампа, а попутно страдает и российская экономика, и российская внешняя политика. Сейчас мы оказались под прессом всего западного мира: «русские сделали это» стало высказыванием, относящимся к любым неприятностям, и погасить этот тренд будет довольно сложно, если не будет структурных изменений в российском государственном устройстве.

Возвращаясь к Манафорту: что именно он расскажет следствию, можно только догадываться. Скажет ли он, что были какие-то наемные хакеры или же люди, работающие по заказу других лиц, неизвестно. Очевидно, что в России очень много энтузиастов, которые и вне ведения государства пытаются влиять на международную политику в разных странах, и не всегда они в итоге действуют на пользу самой России. Словом, что вскроется по результатам бесед Манафорта и прокурора, мы узнаем позже.

Но, как мне кажется, в целом тренд у этой истории не такой, чтобы сразу сломать Россию через колено – это и раньше можно было бы сделать в том контексте, в котором работает Запад. Можно было бы предъявить самые жесткие обвинения, ввести самые суровые санкции. Но мы видим все-таки политику постепенного нагнетания давления и силового воздействия. Поэтому я думаю, что и в этом случае информация будет сбрасываться потихоньку: давление, с одной стороны, будет нарастать, но, с другой стороны, США будут давать России какой-то шанс выйти из ситуации. Так что полагаю, что первые результаты беседы Манафорта с прокурором будут не столь уж серьезны», – сказал Илья Гращенков.

По последним данным, Манафорт согласился признать вину в заговоре против США и заговоре с целью препятствия правосудию, сообщает информационное агентство Bloomberg, ссылаясь на поступившие в суд документы.