Когда товарищей «Согласию» нет

Партия «Согласие», возглавляемая мэром Риги Нилом Ушаковым, заняла первое место на парламентских выборах в Латвии, набрав почти 20% голосов. Партия выступает за улучшение отношений с Россией. Ушаков рассчитывает что ей дадут возможность формировать новое правительство, отмечает газета «Ведомости». 

Выборы в латвийский парламент состоялись в субботу, 6 октября. В них участвовали 16 партий; по информации латвийского ЦИК, явка составила 54,6%. После окончания подсчета бюллетеней ЦИК сообщил, что «Согласие» получила 19,88% голосов избирателей, второе место заняла партия KPV.LV с 14,25% голосов, третье – Новая консервативная партия (13,59%), а на четвертой позиции оказалось «Движение За!» (за него проголосовали 12,04% пришедших на выборы).

Напомним: на выборах 2014 года социал-демократическая партия «Согласие» также победила, набрала 23,26% голосов и заняв первое место. Однако тогда ей не удалось принять участие в формировании правительства: ее противники объединились в коалицию и вопросом занималась уже коалиционное большинство.

Кто на этот раз получит право формировать кабмин, станет ясно в течение двух недель, отмечает газета «Коммерсантъ». В то же время, как она указывает, что результаты выборов означают: новый парламент будет довольно разобщенным, и сформировать правящую коалицию окажется нелегко. При этом некоторые партии уже сейчас дали понять, что готовы договариваться «с кем угодно, кроме "Согласия"».

О том, что означает этот результат партии «Согласие» на выборах, и о том, есть ли у нее шансы на участие в формировании правительства, а также о том, может ли эта партия в перспективе улучить свои результаты, с «Полит.ру» поговорил Павел Салин, директор Центра политологических исследований Финансового университета при правительстве РФ.

«На самом деле на парламентских выборах в Латвии не произошло ничего из ряда вон выходящего и даже просто серьезного: выборы по большому счету зафиксировали статус-кво в латвийской политике. Да, результат партии Нила Ушакова снизился по сравнению с ее же результатом на прошлых выборах, но снизился он незначительно, всего лишь на несколько процентов. Это можно объяснить техническими колебаниями настроения электората. По итогам этих выборов зафиксировалась примерно такая же электоральная картина, как и в прошлом цикле. И, скорее всего, дальнейшее развитие ситуации будет таким же, как тогда.

В прошлый раз партия Ушакова так же заняла первое место, причем если сейчас первое и второе место разделяют буквально десятые доли процента, то тогда разрыв был больше. И даже тогда была сформирована коалиция, достаточно устойчивая и не включающая в себя партию Ушакова – та стала просто оппозиционной силой. Почти 24% голосов, как тогда, и почти 20%, как сейчас – это уровень нормальной оппозиционной силы, не более того. Скорее всего, сейчас будет зафиксирована такая же ситуация.

Понятно, что в Прибалтике опасаются «русского фактора», а после 2014 года боятся еще и того, что Прибалтика может стать «новым Крымом». В связи с этим там произошла четкая поляризация как элит, так и, самое главное, населения. И все страты населения по-прежнему боятся России, они устойчивы в своих пристрастиях. Именно этим и объясняется фиксация результатов и пролонгация статус-кво по итогам нынешних выборов. Поэтому я и считаю, что ситуация станет развиваться так же, как развивалась после предыдущих парламентских выборов. Сформируется коалиция – снова достаточно устойчивая, с учетом того, что в нее войдет несколько партий; а партия Ушакова опять уйдет в оппозицию.

И я не вижу предпосылок для того, чтобы «Солидарность» могла принять участие в формировании правительства. Ситуация ровно та же, какая зафиксировалась в 2015 году: отношение к России стало системообразующей точкой политических предпочтений. И пропорции по этому вопросу среди электората, и отношение к нему среди элиты во всех прибалтийских странах, в том числе и Латвии, с тех пор не изменялось. Так что нет предпосылок и для изменений ход политического процесса – с учетом того, что и результаты почти аналогичны в сравнении в прошлыми выборами. По крайней мере, аналогичны с точки зрения пророссийских и антироссийских партий.

Есть ли вообще у партии Ушакова при таком раскладе шансы в обозримом будущем улучшить свой результат на выборах? Сейчас ситуация настолько динамично развивается за пределами России (что оказывает влияние на внешнюю российскую политику) и внутри самой России, что перемены возможны. Не исключено, что именно развитие ситуации внутри самой России простимулирует российские власти проводить более активную внешнюю политику в ближнем зарубежье. Тогда все возможно.

Словом, скорее всего ситуация по границам России будет оставаться динамичной, и, может быть, не сейчас, не через полгода и не через год, но в перспективе нескольких лет могут произойти очень серьезные изменения», – объяснил Павел Салин.