Ожидается, что Государственная Дума рассмотрит проект бюджета на 2019-2021 гг. в первом чтении уже 23-24 октября. Второе чтение, по плану, может состояться 14 ноября, третье — 20 ноября. Это означает, что документ уже в целом готов, вносить в него серьезные правки просто нет времени. Тем интереснее заключение Счетной палаты на проект бюджета, которое опубликовано в понедельник — СП относится к бюджету достаточно критично.
Чрезвычайно подробное заключение, отмечает «Коммерсантъ», выглядит менее убедительно как макроэкономическая критика бюджета и более убедительно с точки зрения заявленной системной цели СП — стратегического аудита: выводы команды Алексея Кудрина о нацпроектах в бюджете отмечались уже при работе над ним летом 2018 года, а доработка нацпроектов будет продолжаться и в 2019 году.
Новый глава Счетной палаты, Алексей Кудрин, ранее говорил, что его ведомство будет контролировать исполнение правительством целей майского указа президента Владимира Путина и нацпроектов.
Так, например, по оценке Счетной палаты, прогнозируемые темпы роста ВВП не позволят России войти в топ-5 крупнейших экономик мира к 2024 году — а это одна из задач, которую установил Владимир Путин. Как пишет Счетная палата, Минэкономразвития использует прогнозные оценки МВФ по ВВП по паритету покупательной способности (ППС) России и Германии, однако они отличаются от фактических данных, опубликованных Всемирным банком. «Кроме того, использовался расчетный курс рубля и евро к доллару по ППС, что увеличивает неточность получаемых оценок», — подчеркивается в заключении.
По последним оценкам МВФ, ВВП по ППС России составляет в 4,016 трлн долларов, а Германии — 4,199 трлн. Но, по данным Всемирного банка, в 2017 году ВВП по ППС у России был 3,817 трлн долларов, а у Германии — 4,188 трлн. То есть, по версии Всемирного банка у России позиция куда хуже (отставание от Германии на 4,4% и 8,9% соответственно).
Также Счетная палата сомневается в верности составления нацпроектов к майскому указу: «В случаях, когда результаты характеризуются числовыми значениями, сведения об организации статистического наблюдения отсутствуют. Низкое качество определения результатов и показателей создает риски принятия неадекватных или несвоевременных решений по ходу реализации национальных проектов». Алексей Кудрин ранее заявил, что 65% показателей из паспортов нацпроектов «статистически ненаблюдаемы».
Одна из главных претензий Счетной палаты, о которой говорится в заключении, — механизм бюджетного правила. По мнению аудиторов закупки, которые Минфин проводил в периоды ослабления рубля, усиливали валютную нестабильность, так как дополнительно увеличивали спрос на иностранную валюту.
Также интересно, что Счетная палата ожидает новую волну роста цен на бензин из-за повышения акцизов. «Увеличение акциза в 1,5 раза с 1 января 2019 года может вновь привести к резкому росту цен на бензин и потребовать принятия дополнительных компенсационных и сдерживающих мер. При негативном сценарии придется принимать «дополнительные компенсационные и сдерживающие меры», — уверены в Счетной палате.
Ранее, напомним, Кудрин говорил, что расширение антироссийских санкций может затормозить развитие экономики страны, а значит и исполнение майского указа. «Мы должны четко осознать, что если санкции будут наращиваться, то эти цели, которые поставил президент, практически недостижимы по многим показателям, в том числе по технологическому и социальному развитию», — подчеркнул он на заседании правления РСПП 10 октября.
В этой связи, по мнению Кудрина, внешняя политика России должна быть направлена на уменьшение напряженности в отношениях с зарубежными партнерами или хотя бы на сохранение текущего положения. «Сегодня я измерял бы эффективность нашей внешней политики по этим показателям. Нам нужно понять, что эта составляющая является уже, наверное, ключевой для выполнения целей, которые поставил президент», — заявил Кудрин.