Интернет в своем нынешнем виде нуждается в децентрализации, поскольку вся его мощь фактически сосредоточена в руках ряда крупных компаний, которые имеют возможность использовать персональные данные пользователей в собственных интересах. Такое мнение высказывает ряд специалистов, в числе которых и создатели Сети.
Создатели интернета все чаще говорят о том, что людям нужна другая, альтернативная Сеть. Как пишет журнал «Огонек» в номере 39 от 15 октября 2019 года, сторонники этой идеи организовали уже два саммита (в 2016 и 2018 годах), в которых приняли участие известные программисты Кремниевой долины. В числе участников оказались Винтон Серф, разработчик ключевых интернет-протоколов, и сэр Тим Бернерс-Ли, создатель интернета, ныне глава Консорциума интернета.
По мнению сторонников идеи децентрализации, централизация не только дает крупным компаниям возможность пользоваться персональными данными, но и сама по себе сдерживает развитие Сети, так как стартапы опасаются, что централизованные платформы заберут себе их аудиторию и прибыль. Уже это заставляет креативные группы отказаться от многих проектов, отчего в целом интернет делается менее динамичным, считают сторонники альтернативной Сети.
О принципах организации интернета и о том, существует ли единое и быстрое решение для возникших в этой области проблем, с «Полит.ру» поговорил Иван Бегтин, директор АНО «Информационная культура», член Комитета гражданских инициатив.
«Особенность создания интернета и особенность того, как все развивалось, связана с тем, что интернет – это изначально крайне сложная и непростым образом переплетенная структура владение серверами, сервисами и многим другим.
Поскольку она первоначально создавалась в Соединенных Штатах, именно Соединенные Штаты управляли и корневыми доменными серверами, и всем прочим (это если говорить про контроль на уровне страны). А по мере эволюции, развития системы крупнейшие провайдеры (сейчас это – крупнейшие поставщики разного рода сервисов, такие, как Amazon, Google, CloudFlare и еще несколько довольно крупных компаний, которые напрямую либо через посреднические компании, принадлежащие им) стали контролировать значительную часть инфраструктуры.
Например, компания Amazon сейчас контролирует примерно 36% всех «облачных» сервисов. Это очень много; компания умудрилась обогнать Google, Microsoft и всех остальных. Сейчас им на пятки наступает Alibaba – эта компания развивается быстро, но с довольно низкого старта. Аналогично обстоят дела с компанией CloudFlare – это крупнейший CDN (Content Delivery Network, или Content Distribution Network, – сеть доставки и дистрибуции содержимого, инфраструктура, позволяющая оптимизировать доставку содержимого конечным пользователям сети интернет – прим.ред.), и в случае ее проблем миллионы сайтов моментально могут оказаться неработоспособными.
Таких примеров довольно много. Что делать с подобной фрагментацией и что делать с сохранением сетевой нейтральности (потому что у крупных игроков есть много способов воздействовать на других, причем способов как прямых, так и кулуарных), это большой вопрос. Он стоит на повестке так же остро, как и вопрос по децентрализации управления интернетом.
Что же касается последнего, то сейчас многие страны недовольны тем, что США фактически контролируют не только управление корневыми доменными серверами, но и многое иное, и немало ключевых решений принимается именно в США. Но скажу честно: универсального выхода из этой ситуации нет.
Некоторые страны стоят на позиции защиты прав потребителя, то есть являются сторонниками сетевой нейтральности; некоторые страны (как, например, те же США при президенте Трампе) отошли от этого принципа. Многие просто не знают, что с этим делать, потому что, по сути, не имеют собственной инфраструктуры и абсолютно зависимы от других. Некоторые страны (как Россия, к примеру) пытаются строить иную инфраструктуру. Но после десятилетий того, как мы строили интегрированный интернет, а теперь пытаются строить разрозненный, получается у них очень плохо.
Так что это не та проблема, у которой есть простое решение; не уверен также, что у нее есть быстрое решение. Что с этим делать? Принимать антимонопольные меры, разделять крупные компании? США не принимаю таких антимонопольных мер против Amazon, CloudFlare или Google. По той причине, что они оставляют добавленную стоимость в самих Соединенных Штатах, и менять ситуацию США крайне невыгодно.
Ограничения, которые против крупнейших корпораций вводят другие страны, тоже помогают относительно. Китай пока наиболее эффективно умудряется с этим бороться (пусть и не побеждать) – за счет огромного размера своего рынка и национальных чемпионов. А у других стран это пока что выходит довольно сомнительно, результат гораздо хуже. Но при этом Евросоюз пытается вводить ограничения через очень крупные штрафы. Работает это посредственно. По моим ощущением, это понуждает к соблюдению некоторых требований, но не дает какого-то фундаментального изменения, не дает возможности на деле влиять на процесс.
Насколько широко известна эта проблема? Достаточно широко – для массовых пользователей не очень известна, но для тех, кто занимается вопросом, вполне», – сказал Иван Бегтин.