Выборы в США. О шансах Трампа на переизбрание

Рейтинг президента США Дональда Трампа падает, утверждают СМИ на основе данных опроса, который проводила социологическая служба Gallup. В то же время Трамп достаточно оптимистично отзывается о возможности состязаться с гипотетическими конкурентами на следующих президентских выборах.

По информации социологов, опросивших 1,5 тысячи американцев старше 18 лет из всех штатов страны, с 22 по 28 октября доля одобряющих деятельность президента сократилась до 40%, а доля не одобряющих достигла 54%. Между тем в середине октября две недели рейтинг американского лидера держался на уровне 44%, что близко к максимальному для Трампа значению. Выше (45%) рейтинг у него был в начале срока и в июне 2018 года.

Однако в интервью телеканалу Fox News Трам заявил, что ему нравятся все, кто заявлял о намерении баллотироваться в президенты в 2020 году, соперничая с ним. 

О том, есть ли у американских элит ожидания или опасения, что Трамп может быть переизбран, и о том, что могло бы сыграть в его пользу на выборах, с «Полит.ру» поговорил Алексей Макаркин, ведущий эксперт Центра политических технологий.

«Есть ли опасения, что Трамп может быть переизбран? Есть, да; у кого-то есть такие опасения, у кого-то – надежды. Только что вышла статья о том, что Трамп – самый большой бездельник в Белом доме. Что он занимается своими личными делами, тратит много времени на вопросы, не связанные с политикой, играет гольф и, в отличие от других трудолюбивых американских президентов, манкирует своими обязанностями.

Однако в то же время в Америке наблюдается очень высокий экономический рост. По итогам года он будет в районе 3%. Причем этот рост является беспрецедентным за долгое время. И, к примеру, администрация Обамы на такой годовой рост выйти не могла. После кризиса, который был еще при республиканцах, при Джордже Буше-младшем, Америка на такой рост не выходила. Это рост, напоминающий о периоде экономического благополучия до финансового кризиса.

А что нужно обычному американцу? Нужен ли ему трудолюбивый президент, работающий 24 часа в сутки, при котором роста экономики нет, или ему нужен президент, который манкирует своими обязанностями, но при котором рост есть? при котором создаются новые рабочие места и все в этом духе? Понятно, что ему нужен второй вариант.

Это во-первых. Во-вторых, относительно элит: они ведь разные! Есть элиты демократической партии, элиты, связанные со СМИ, для которых второй срок Трампа – страх и ужас. Есть элиты Республиканской партии. С ними уже сложнее – там многие Трампа не любят. Но, между прочим, высказываются о нелюбви к Трампу из республиканцев только те, кто уходит, кто не баллотируется на очередной срок. Они Трампа критикуют. Остальные Трампа критиковать не могут, потому что он помогает им претендовать на переизбрание или избрание.

Никто же не будет раскалывать собственный электорат. А избиратель ведь внимательно следит за позицией политиков, и если кто-то из республиканцев критикует Трампа, для избирателя это уже подозрительная фигура. Поэтому республиканцы сейчас в высокой степени консолидированы. Можно рассуждать о том, с какими эмоциями они консолидированы, нравится им Трамп или нет, но для политики это имеет второстепенное значение.

Тут можно привести яркий пример: если помните, когда на съезде республиканцев в 2016 году выдвигали Трампа, сенатор Круз от Техаса подверг Трампа как кандидата резкой критике. Что вообще крайне редко случалось в современной американской истории – обычно съезд проходит при полной консолидации. Так вот, сейчас сенатору Крузу надо идти на новый срок – он будет баллотироваться в ноябре. И теперь он полностью поддерживает президента Трампа. Ему нужны все голоса республиканцев (кампания в Техаса сложна, у Круза там очень активный демократический конкурент), и ему нужен Трамп. Так что независимо от того, как он к Трампу относится, сейчас Круг – верный сторонник президента.

В-третьих, Трамп воспринимается как президент, который выполняет свои обещания, насколько это возможно. Обещал снизить налоги, провести налоговую реформу – провел. Обещал перезаключить соглашения с Канадой и Мексикой на более выгодных для Америки условиях – перезаключил. Обещал сделать так, чтобы американские союзники по НАТО больше тратили на оборону, чтобы Америка за всех не отдувалась. И вот союзники повышают свои оборонные расходы – уже заявлено, что они доведут их уровень до 2% ВВП, как они ранее обещали раньше, но не выполняли.

Теперь уже они должны достигнуть уровня расходов в 2% ВВП. А Трамп говорит, что этого мало, надо больше.

Что еще? Трамп обещал бороться с миграцией? Борется. Более того, его последний вариант антимиграционного закона, ограничивающего въезд из США людей из разных стран, был признан Верховным судом соответствующим Конституции страны. Вот сейчас на Америку идет караван мигрантов из Гондураса, и Трамп говорит, что не пустит их. И не пустит, надо думать. Пускать их он совершенно не собирается.

Еще важный момент в вопросе об исполненных обещаниях. Для американцев, голосующих за Республиканскую партию, было очень важно, чтобы в Верховном суде большинство было у консерваторов. Это было одним из ключевых моментов кампании 2016 года. Почему республиканцы, живущие в провинции, регулярно ходящие в церковь, богобоязненные и консервативные люди, проголосовали за Трампа, который по своему образу мало соответствует их представлению об идеальном президенте? Это была такая консервативная реакция на политику Обамы, в том числе продвигаемую через Верховный суд.

Самый яркий пример, который известен в России, – это легализация однополых браков по всей Америке. Для такого электората это было шоком. И все это было достигнуто при администрации Обамы, когда в Верховном суде было, по сути, равновесие: четыре либерала, четыре консерватора и один умеренный консерватор, который в данном случае проголосовал вместе с либералами. Когда еще при Обаме в суде образовалась вакансия – умер один из твердых консерваторов – конечно же, Обама попытался заместить эту вакансию своим сторонником. Но сенат, в котором уже тогда у республиканцев было большинство, этому воспрепятствовал, и консервативный избиратель с ужасом стал ожидать, что будет дальше.

Он стал бояться, что Обама может все-таки провести своего человека и что Верховный суд станет совсем уж либеральным. Поэтому эти испуганные избиратели, уже не обращая внимания на репутацию Трампа, пошли за него голосовать. В результате за время пребывания у власти Трамп назначил двух верховных судей – одного на ту самую вакансию, и назначил, конечно, опять твердого консерватора; и второго твердого консерватора он назначил после ухода в отставку того умеренного консерватора, который с точки зрения республиканского избирателя оказался ненастоящим консерватором. И так в Верховный суд был назначен судья Бретт Кавано, который является представителем консерваторов.

Назначение это сопровождалось, пожалуй, самым грандиозным скандалом из всех, которые были в таких случаях. Его обвинили не только в харассменте, но и в попытке изнасилования. Америка по этому поводу раскололась. Для демократического избирателя Кавано – крайне одиозная фигура, подтверждение их худших подозрений, для них он не только консерватор, но еще и почти насильник. Для республиканского же избирателя, во всяком случае для абсолютного большинства таких избирателей, это клевета. Это интриги демократов, чтобы не допустить преобладания консерваторов в Верховном суде.

И что мы видим? За Кавано голосовали перед выборами, так что наглядно, что Трампу удалось уже добиться высокой консолидации республиканских сенаторов. Практически все они (за одним исключением) проголосовали за Кавано. За Кавано проголосовал и один демократ, представлявший консервативный республиканский штат и сам являющийся достаточно консервативным человеком.

Таким образом Кавано прошел. ФБР проводило расследование на его счет, но ничего не могло накопать. Поэтому для республиканского избирателя это была победа консерватизма над демократами. Если посмотреть по американским демократическим СМИ, то назначение Кавано представляется почти катастрофой для Америки. А если мы посмотрим на мнение республиканских избирателей, которые придут и проголосую, то они довольны случившимся. Теперь ведь соотношение в Верховном суде изменилось на 5:4 в пользу твердых консерваторов. Причем республиканцы на всякий случай присматриваются, что будет дальше, и не исключают дальнейшего усиления позиций консерваторов либо, как минимум, сохранения нынешних позиций в случае переизбрания Трампа.

Так что Трамп вполне выполняет предвыборные обещания. Что-то из них он не выполнил, конечно, но, во-первых, процент невыполненного невелик. А во-вторых, зачастую не его в этом считают виновным. Главное его невыполненное обещание – это то, что он не отменил реформу здравоохранения, которая была проведена при Обаме. Но здесь Трамп может отговориться тем (и вполне успешно), что сделал все, что мог, а виноваты республиканцы, которые смогли договориться друг с другом. И тем, что в Сенате реформу сорвал ныне покойный сенатор Маккейн, проголосовавший вместе с демократами.

Кстати, когда хоронили Маккейна, Трамп демонстрировал крайне прохладное отношение к покойному. И вроде бы это должно было быть ему в минус, особенно если учесть, что Маккейн – национальный герой. Однако на деле для того самого республиканского избирателя, который голосует на выборах, главными были не военные заслуги Маккейна, не его пребывание в плену, а тот факт, что он голосовал против отмены обамовской реформы.

Маккейн тогда уже, видимо, понимал, что это его последний сенаторский срок и он больше не станет переизбираться, поэтому просто выразил свою принципиальную позицию. Но для республиканского избирателя, для которого реформа здравоохранения от Обамы было чем-то дьявольским, совершенно неприемлемым, голосование Маккейна было изменой делу Республиканской партии. Так что в том, что с этой реформой справиться не получилось, виноват не Трамп, а Маккейн. И позиция Трампа по поводу Маккейна большинством республиканских избирателей была поддержана.

Они, конечно, не кричали об этом на каждом углу, но, в общем, от Трампа они не отвернулись. Значит, внутренне, в душе они его позицию разделяли. И наоборот: если говорить о том, кто тогда Маккейну демонстративно симпатизировал, то среди этих людей было очень много демократов. Здесь для избирателя Трампа ситуация тоже вполне понятна. Вот я и перечислил плюсы, которые есть у Трампа с точки зрения республиканского избирателя», – сказал Алексей Макаркин.