19 марта 2024, вторник, 07:20
TelegramVK.comTwitterYouTubeЯндекс.ДзенОдноклассники

НОВОСТИ

СТАТЬИ

PRO SCIENCE

МЕДЛЕННОЕ ЧТЕНИЕ

ЛЕКЦИИ

АВТОРЫ

Интерпол. Борьба за председательство

Офис Интерпола
Офис Интерпола
/ flickr.com

На пост главы Интерпола претендует представитель России Александр Прокопчук. В США его кандидатуру воспринимают резко негативно и стремятся заблокировать его назначение. 

Напомним, вопрос о смене руководства Интерпола стал после того, как в Китае был задержан по подозрению во взяточничестве глава организации Мэн Хунвэй. Он уже подал в отставку; в Интерполе заявили, что она принята. После этого организацию временно возглавил ее вице-президент, представитель Южной Кореи Ким Чон Ян. Новый глава Интерпола должен быть избран на 87-й его Генеральной ассамблее в Дубае, которая завершится 21 ноября.

 
Александр Прокопчук, вице-президент Интерпола / klops.ru

Как пишет информационное агентство РБК, ссылаясь на открытое письмо, опубликованное на сайте американского сенатора Роджера Уютерра, группа представителей Сената от обеих партий призвала администрацию президента Трампа и членов Генассамблеи Интерпола выступить против  Прокопчука. По их словам, избрать его «все равно что поставить лису во главе курятника», поскольку, по их мнению, Россия регулярно «злоупотребляет Интерполом» с целью «преследования политических оппонентов, диссидентов и журналистов».

Более того, сенаторы утверждают, что и сам Прокопчук был «лично вовлечен в эту стратегию запугивания». Сенаторы полагают также, что в случае избрания россиянина Москва получит «потенциальный доступ к чувствительным данным правоохранительных органов, укрепит свою способность преследовать критиков, живущих за пределами России, и будет помогать другим авторитарным режимам, стремящимся делать то же самое».

 
Выступление В.Путина на съезде Интерпола 2008 г / flickr.com

О том, что России дало бы председательство в Интерполе, если бы организацию возглавил россиянин, и о шансах российского кандидата занять этот пост, с «Полит.ру» поговорил Павел Салин, директор Центра политологических исследований Финансового университета при правительстве РФ.

 
Павел Салин

«Эта история, как и любая история вокруг международных структур в последние несколько лет — то есть история, которая затрагивает как международные структуры, так и возможные изменения статуса или участия в них России, — носит ярковыраженный политический характер. Понятно, что назначение кого-либо на пост главы Интерпола станет инструментом жесткого политического противостояния — с учетом эрозии международных структур, их неформального статуса в последние годы, когда, фактически, тала распадаться система международных отношений, возникшая во времена Холодной войны и после нее.

С точки зрения фактической значимость и влияние международных институтов существенно снижается, хотя де-юре ситуация вроде бы остается прежней. Мы видим, что все страны, в том числе и Соединенные Штаты, проводят "национализацию" своей внешней политики, все меньше оглядываясь на мнение и позиции международных институтов и все больше глядя на собственные национальные интересы. Но позиции в международных структурах по-прежнему остаются важны с точки зрения пиара.

Те страны, которые проводят активную политику на международной арене (а Россия к ним относится), хотят иметь какое-то фактическое, юридическое обоснование своих действий. Такое фактическое и юридическое обоснование дает влияние на деятельность международных структур, в том числе и на деятельность Интерпола. Грубо говоря, если Россия увеличит свое влияние на Интерпол, это не расширит ее юридический инструментарий для того, чтобы где-то за пределами страны она смогла арестовать и доставить в Россию (или хотя бы просто арестовать) тех лиц, которые интересуют. Национальное законодательство позволяет странам отказываться от действий по поручению Интерпола, если они считают преследование политическим. Но, в любом случае, создать какой-то информационный повод возросшее влияние на Интерпол позволило бы.

 
Сотрудник Интерпола / flickr.com

Поэтому мы и наблюдаем такое резкое противодействие со стороны Соединенных Штатов, которые мобилизует свою аппаратный ресурс, чтобы противостоять кандидату-россиянину. И шансы заблокировать его назначение у США весьма и весьма высоки.

Мы видим, что Россия часто пытается по линии Интерпола объявить в розыск и даже добиться экстрадиции тех или иных персон. Эти попытки, как правило, заканчиваются неудачей, но Создать необходимые медийные эффекты даже попортить кровь нежелательным с российской очки зрения персонам Москве вполне удается. Достаточно вспомнить недавнее задержание господина Браудера по делу Магнитского в Европе: его задержали, потом быстренько, прямо в этот же день отпустили. Но определенные неприятности это ему причинило и создало благоприятный для российских СМИ информационный повод, который они смогли отыграть на Западе.

Так что с точки зрения медийных ресурсов этот пост привлекателен. Именно поэтому Соединенные Штаты вместе со своими союзниками делают все возможное, чтобы заблокировать кандидата-россиянина. 

 
Д.Трамп, А.Меркель и Э.Макрон / flickr.com

Да, если представитель России пост не получит, для нас, скорее всего, ничего не изменится. Правда, кое-что зависит от того, кто именно получит этот пост.

Помимо россиянина, основным претендентом является именно представитель Южной Кореи, который имеет куда больше шансов. Что прежний глава Интерпола, представитель Китая, что представитель Южной Кореи в принципе склонны проводить одну и ту же политику, рваную скорее на мнение коллективного Запада. Так что неполучение Россией этого поста с точки зрения глобальных политических раскладов для самой России ничего не меняет. Но если все же удастся получить этот пост (что не очень вероятно), то у России расшириться инструментарий не столько юридический, сколько инструментарий для создания информационных поводов, которые будут интересны международным СМИ», — сказал Павел Салин.

Редакция

Электронная почта: polit@polit.ru
VK.com Twitter Telegram YouTube Яндекс.Дзен Одноклассники
Свидетельство о регистрации средства массовой информации
Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством
Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и
средств массовой информации. Выходит с 21 февраля 1998 года.
При любом использовании материалов веб-сайта ссылка на Полит.ру обязательна.
При перепечатке в Интернете обязательна гиперссылка polit.ru.
Все права защищены и охраняются законом.
© Полит.ру, 1998–2024.