Мордовия на грани

Аналитическое кредитное рейтинговое агентство (АКРА) резко понизило рейтинг Мордовии до уровня B. По рейтинговой шкале агентства это означает, что в регионе низкий уровень кредитоспособности. Он может исполнять долговые обязательства, но «присутствует высокая уязвимость при наличии неблагоприятных коммерческих, финансовых и экономических условий в Российской Федерации».

Рейтинг, что важно, понижен сразу на четыре ступени, в мае он был установлен на уровне BB+ («умеренно низкий уровень»: в краткосрочной перспективе кредитоспособность устойчива, но «присутствует высокая чувствительность к воздействию неблагоприятных перемен в коммерческих, финансовых и экономических условиях»). Столь резкое снижение рейтинга означает, что, либо, произошло какое-то важное событие, либо аналитики агентства не учитывали факторы, которые вскрылись недавно.

В сообщении АКРА указывается, что Мордовия допустила нарушение условий программы реструктуризации бюджетных кредитов, о которой Минфин объявил в конце 2017 года. Федеральное казначейство должно было в течение года «бесспорно взыскать с республики бюджетные кредиты на 20,48 млрд рублей (88% собственных доходов республики в 2018 году, по оценке АКРА), исполнив таким образом бюджетную меру принуждения». Но федеральное Министерство финансов частично реструктурировало график списания, что позволило Мордовии избежать возврата 1 декабря средств, эквивалентных 15% ее собственных доходов.

По оценке АКРА уже с 1 февраля объем списания составит 81% доходов бюджета Мордовии. «Если данные средства будут списаны, то республика будет неспособна исполнять свои обязательства по обслуживанию рыночного долга», — говорится в заявлении агентства. Более того, проведение этих выплат приведет к тому, что правительство Мордовии будет не в состоянии исполнять свои социальные и прочие финансовые обязательства. Так что если не будет предпринято срочных мер, Мордовия физически не сможет погасить часть долга по облигациям общим объемом 2,4 млрд рублей. «По мнению АКРА, единственный способ избежать подобного развития событий — к 1 февраля 2019 года продлить срок исполнения бюджетной меры принуждения», — указывают аналитики.

Еще один фактор снижения рейтинга — кризис ликвидности. С сентября этого года Мордовия «объявила 83 закупки кредитных средств на общую сумму 16,5 млрд рублей (уменьшая срок кредита с трех лет до одного года), но не смогла привлечь кредитные средства по причине отсутствия участников отбора».

Также аналитики указывают на то, что в Мордовии отсутствуют перспективы снижения долговой нагрузки: «По итогам 2018 года долг региона может вырасти на 9%, и в 2019-м проект бюджета не предполагает его ощутимого уменьшения». В 2020 году власти республики собираются снизить долговую нагрузку за счет приватизации, но в прошлые годы такие планы не выполнялись.

Единственный, по мнению аналитиков, вариант спасения Мордовии от дефолта — реструктуризация платежей по бюджетным кредитам федеральным Минфином. Кроме того, республика может привлечь кредитные средства, чтобы преодолеть кризис ликвидности, допускают аналитики.

Отметим, что долговая нагрузка на бюджет Мордовии одна из самых высоких в стране. Также сложная обстановка в Костромской области, Карелии, Кабардино-Балкарии и Хакасии, где вовсе введено внешнее бюджетное управление: практически никакие траты местной администрации не могут быть совершены без согласования с федеральным Минфином. Ситуация в Хакасии еще интересна с политической точки зрения: в результате выборов, которые прошли осенью, республику возглавил кандидат от оппозиции, лидер местного отделения КПРФ Константин Коновалов. Пока не очень понятно, какие у него есть рычаги для вывода республики из кризиса.