Раскрепощение тарифов

Стоимость полиса ОСАГО теперь будет рассчитываться по новой схеме. Сегодня вступило в силу опубликованное ещё в декабре указание Центробанка о новых тарифах и коэффициентах. По задумке авторов документа, изменения позволят более справедливо определять стоимость полисов благодаря тому, что тариф для каждого водителя будет рассчитываться индивидуально. Это старт большой многоэтапной реформы, о необходимости которой говорят уже несколько лет.

«Сегодняшняя система тарифов ОСАГО является несправедливой и уравнительной», — заявил в интервью «Российской газете» начальник Управления надзора за деятельностью субъектов страхового рынка Главного управления Банка России по Центральному федеральному округу Кирилл Табаков. Чиновник подчеркнул, что сейчас добросовестный водитель, соблюдающий правила дорожного движения или редко пользующийся автомобилем, по факту платит за тех, кто лихачит и наносит урон гражданам.

Новые, призванные быть более справедливыми правила, в частности, предполагают расширение тарифного коридора на 20% в обе стороны, более гибкую систему коэффициента «возраст-стаж» (КВС) и пересмотренный порядок определения коэффициента за аварийную езду «бонус-малус» (КБМ).  

Нижняя граница тарифа для легкового автомобиля опустилась до 2 746 рублей, а верхняя поднялась до 4 942 рублей. Раньше диапазон базовых ставок на «автогражданку» был 3 432 — 4 118 рублей, как сообщает «Интерфакс».  Для мотоциклов и мотороллеров, а также машин юридических лиц  верхнюю границу подняли не так значительно: на 10,9  и на 5,7% соответственно.

Если раньше водителей делили на четыре категории в зависимости от возраста и стажа, то новые правила предлагают уже 58 ступеней градации. Получается, что для опытных водителей старшего возраста КВС будет снижен, а для неопытных и молодых повышен. Поэтому автомобилисты из наименее рискованной группы будут платить значительно меньше.

Коэффициент за аварийную езду теперь будет назначаться водителю только раз в год. До этого их могло быть сразу несколько, из-за чего часто возникала путаница. Кроме того, страховая история не будет обнуляться при перерыве в вождении, а все накопленные скидки будут сохраняться.

Все эти изменения — только первый этап большой реформы, направленной  на либерализацию системы обязательного страхования автогражданской ответственности. В рамках второго этапа планируется отказаться от двух неэффективных коэффициентов: территориального, который обещают отменить в следующем году, и коэффициента мощности, от него планируют избавиться в 2021-м.

Дальнейший ход реформы должен идти параллельно с законодательными изменениями. В Минфине уже подготовили ряд поправок, их обсуждают в правительстве и администрации президента. Пока неясно, как будут сочетаться добровольное увеличение страховых сумм и доплата к тарифу с обязательными статьями закона об «автогражданке». Но все стороны обсуждения однозначно высказываются в пользу более гибкого ценообразования и последовательного воплощения индивидуального подхода в жизнь.

Все это должно привести к тому, что через несколько лет страховые компании смогут устанавливать свободный тариф и варьировать стоимость полиса в зависимости от поведения конкретного водителя. Но это произойдет только после того, как Банк России оценит последствия реализации первых двух этапов.

Пока же Центробанк, соглашаясь на расширение тарифной свободы для страховщиков, инициирует поправки в законодательство, которые позволят контролировать обоснованность используемых тарифов. А автовладельцы беспокоятся, что по факту им придется платить больше. По оценкам зампреда Банка России Владимира Чистюхина средняя цена полиса ОСАГО в 2019-м году, действительно может вырасти, но не более чем на 1,5%. А по мнению большинства экспертов, те, кто не попадает в аварии, всё равно выиграют.

«По нашим подсчетам получается, что 80% водителей, которые ездят аккуратно и по правилам, не почувствуют финансовой нагрузки, — утверждает в беседе с  Национальной службой новостей Игорь Юргенс, президент Всероссийского союза автостраховщиков (РСА). — Приблизительно 20% водителей, управляющих автомобилем агрессивно и с нарушениями правил дорожного движения, ощутят финансовое бремя после изменений в ОСАГО».

Тем не менее, опасения, что в краткосрочный период подорожания неизбежны, продолжают высказываться: ведь страховым компаниям нужно как-то компенсировать убытки, накопленные за время существования системы.