Минуя «городок» — на улицы города

ГИБДД представила изменённый проект правил сдачи экзаменов на права. Главное новшество — внедрение единого испытания по вождению вместо привычных «города» и «площадки» —  ведомство сохранило. Напомним, что первоначальная версия документа вызвала бурные дискуссии в профессиональном сообществе, его переписывали уже несколько раз. Но, невзирая на все доработки, новая редакция по-прежнему подвергается критике со стороны не только Минтранса и представителей автошкол России, но даже некоторых региональных подразделений Госавтоинспекции.

По действующим правилам будущим водителям приходится сдавать три экзамена: теория, навыки управления на закрытой площадке или автодроме и умение управлять в городе в потоке машин. Согласно новому проекту, навыки управления предполагается проверять прямо перед выездом на дорогу, это и вызывает споры.

Обновленный текст проекта постановления правительства «О допуске к управлению транспортными средствами» опубликован на сайте правовой информации. Он доработан с учётом 110 предложений, поступивших от автошкол ранее, и подробно описывает схему будущего экзамена.

Как и прежде, все начинается с проверки первоначальных навыков вождения на «закрытых площадках и автодромах, территориях с твердым покрытием и ограниченных для движения пешеходов, участках дорог с малоинтенсивным движением, тупиковых участках дорог, преимущественно за пределами жилой застройки». После этого кандидата в водители допускают в условия городского движения для выполнения упражнений, как обязательных (левый и правый поворот, проезд нерегулируемых перекрестков неравнозначных дорог, пешеходных переходов, обгон других участников движения, парковка параллельно тротуару, остановка и начало движения на подъеме и спуске), так и факультативных (проезд регулируемого перекрестка, железнодорожного переезда и перестроение на многополосном участке дороги).

Проверка навыка «обгон или опережение» стала обязательной, что многие эксперты оценивают положительно. Также в документе появились четкие основания для отмены результатов экзаменов: удовлетворённая жалоба кандидата либо признание поддельными предоставленных им документов. Запрет на раскрытие экзаменационных маршрутов движения в проект так и не внесли. А вот представитель автошколы-владельца экзаменационной машины больше не сможет находиться в автомобиле при испытании.

В Минтрансе считают, что высказанные в августе прошлого года замечания учтены не в полной мере, новая редакция проекта по-прежнему сомнительна с точки зрения безопасности. «Вызывают опасения последствия, которые могут возникнуть при проверке отдельных навыков управления грузовыми автомобилями в условиях дорожного движения, — отмечает пресс-служба ведомства в беседе с "Коммерсантом". — Кроме того, предполагается, что отдельные элементы практического экзамена могут проверяться на закрытых площадках или участках с малоинтенсивным движением. Вместе с тем требования к таким площадкам не определены».

Похожие опасения высказывают и представители автошкол. «Требования к площадкам останутся только при сдаче мотоциклетных категорий, у соискателей остальных категорий, включая автобусы и грузовики, экзамены принимать можно, где хочешь, хоть на льду и в темноте», - заявила президент межрегиональной ассоциации автошкол Татьяна Шутылева. Она видит в этом потенциал для коррупционной составляющей.

Кроме того, по новым правилам при ошибке кандидату каждый раз придется проходить тестирование целиком. Сейчас практический экзамен поделен на 2 этапа — площадка и город — и, сдав площадку, кандидат в водители досдает только город. Получается, что даже если у человека отлично получается выполнять некоторые элементы, он при пересдаче снова и снова будет вынужден демонстрировать эти навыки. А это приведёт и к увеличению времени работы экзаменатора.

Но у новой системы существуют и сторонники. «Нужно вводить в действие предложенный МВД вариант, потому что весь мир идет по пути усложнения именно городского экзамена. «Основные недочеты документа уже исправлены, а лучшее – враг хорошего», — комментирует президент Союза автошкол Санкт-Петербурга и Ленинградской области Андрей Сальников.

Изменения могут вступить в силу уже в этом году. Общественное обсуждение проекта постановления закончилось 22 августа 2018-го. Теперь его судьба зависит от позиции Минэкономики: в ближайшее время оценку регулирующего воздействия проекта проведут уже там.