29 марта 2024, пятница, 16:40
TelegramVK.comTwitterYouTubeЯндекс.ДзенОдноклассники

НОВОСТИ

СТАТЬИ

PRO SCIENCE

МЕДЛЕННОЕ ЧТЕНИЕ

ЛЕКЦИИ

АВТОРЫ

03 сентября 2020, 17:21

Средний класс в России: критерии, количество, кризис

og.ru

Надежды на социально-экономическое развитие принято связывать со средним классом. Тем не менее доходы среднего класса падают с 2014 года, а для того, чтобы оказаться на его периферии, зачастую достаточно просто обзавестись детьми, выяснили ученые НИУ ВШЭ. Что определяет сегодня принадлежность к среднему классу, почему его легко покинуть и как сказывается текущий кризис на его представителях? 

Кто принадлежит к среднему классу?

«Попытки точно определить средний класс весьма условны, ни в российской, ни в западной практике нет универсальной методики», — рассказала Полит.ру заведующая Центром стратификационных исследований НИУ ВШЭ Светлана Мареева.

«Многое определяют исторический контекст и социально-экономические условия, в которых живет конкретное общество. Можно выделять средний класс "экономическим" способом, то есть в зависимости от уровня жизни и потребления. Можно — по субъективной принадлежности к нему, то есть по самооценке самих людей. Но в России наиболее распространен "социологический" подход — в его рамках для того, чтобы быть отнесенным к среднему классу, индивиду необходимо соответствовать одновременно целому ряду критериев, чаще всего это социально-профессиональный статус (обычно нефизический характер труда, за исключением рутинных работников сферы обслуживания) и образование (обычно высшее). Так можно выделить ту часть населения, которая получает доход на накопленные знания, навыки, квалификацию, а не простую способность к труду, что отличает их от класса рабочих», — рассказывает эксперт. 

Светлана Мареева добавляет, что средний класс отличает позитивное отношение к инновациям и использование их в повседневной жизни, наличие активистских норм и ценностей, но при этом слабая активность в политической жизни.

Исследователи Центра анализа доходов и уровня жизни НИУ ВШЭ в качестве ключевой особенности среднего класса выделяют активность в сфере платных услуг. По их мнению, его представители много инвестируют в свое обучение и образование детей, медобслуживание, в страхование, банковские продукты, отдых и досуг. 

Портрет российского среднего класса составила профессор НИУ ВШЭ Наталья Тихонова в докладе «Российский средний класс в фокусе разных теоретических подходов: границы, состав и специфика». По ее данным, средний класс в России насчитывает 38,2 % населения, однако его состав неоднороден и всем его характеристикам соответствуют только 7 % населения. К ядру среднего класса профессор причислила людей, у которых есть подчиненные на работе, загородный дом или крупные сбережения. 

По мнению Натальи Тихоновой, 80 % среднего класса — это люди, имеющие доходы более 1,25 медианы среднедушевых доходов в домохозяйствах из их типов поселений. Сейчас это около 18,8 тыс. рублей в месяц. Всего 47,1 % из них имеют высшее образование. Почти три четверти (72,1 %) работают. В основном, средний класс сконцентрирован в средних и крупных городах: 54,4 % живут в городах с численностью населения от 100 тыс. человек, и еще 2,6 % — в их пригородах. При этом каждый десятый представитель среднего класса живет в Москве. 

Сколько нужно зарабатывать, чтобы считаться в России средним классом, — вопрос для дискуссии. 

Эксперты Аналитического кредитного рейтингового агентства (АКРА) в исследовании «Основные мАКРАтренды: рост региональной дифференциации в России» подсчитали, что в Москве необходимо получать от 121 тыс. рублей. Для регионов минимальная зарплата для причисления к среднему классу составляет 60 тыс. рублей.

Президент России Владимир Путин в интервью ИТАР-ТАСС рассказал, что средний класс — люди, которые получают примерно 17 тыс. рублей, пояснив, что исходит из методики Всемирного банка. К среднему классу Всемирный банк причисляет людей, чей доход в полтора раза больше минимального размера оплаты труда. Таким образом, по словам президента, к среднему классу у нас принадлежит 70 % населения.

Руководитель Центра социального анализа Института глобализации и социальных движений Анна Очкина в разговоре с Полит.ру отметила, что в России методика Всемирного банка не работает. 

«У нас заниженные заработные платы по сравнению с ценами. На зарплату в семнадцать тысяч, которая, если пользоваться методикой Всемирного банка, говорит о принадлежности к среднему классу, нельзя выдержать тот уровень потребления, который предлагается среднему классу, а это, в том числе, поездки за границу и наличие хотя бы одного автомобиля на семью. В России треть населения имеет иномарку и от 11 до 29 % ездят за границу — вот в этих пределах мы можем найти средний класс», — добавила эксперт. 

Коронакризис ударил по среднему классу 

Зарплата половины представителей среднего класса с учетом ее реальной покупательной способности уменьшилась за последние пять лет, говорится в исследовании НИУ ВШЭ. Причем для того, чтобы покинуть средний класс, достаточно выйти на пенсию. Или завести ребенка. Если у человека детей два и более, то шансы войти в ядро среднего класса  «при прочих равных» падают почти в четыре раза. Это говорит о том, что зарплаты представителей российского среднего класса не предусматривают даже простого демографического воспроизводства, «выбрасывая» при рождении ребенка на его периферию или за пределы этого класса многих его потенциальных представителей, отмечает профессор Наталья Тихонова. 

На фоне распространения коронавируса индекс потребительской уверенности россиян во втором квартале 2020 года опустился до отметки в 30 %. И больше всех пострадали люди 30–49 лет, а это самая производительная часть населения, в которой и сосредоточен средний класс, говорится в индексе потребительских настроений Центра конъюнктурных исследований Института статистических исследований и экономики знаний НИУ ВШЭ. 

По словам руководителя Центра социального анализа Института глобализации и социальных движений Анны Очкиной, при любом кризисе средний класс, как правило, попадает под удар первым.

«Кризис в первую очередь бьет по людям, которые заняты в малом и среднем бизнесе, у которого небольшие обороты и финансовая подушка безопасности, сильная зависимость от спроса. И потом, средний класс всегда чувствует себя напряженно и пребывает в состоянии фрустрации — в любой стране. У него завышенные ожидания по отношению к детям, к перспективам. Эта гонка выматывает, а кризис подрывает перспективы», — рассказала эксперт. 

Директор Центра конъюнктурных исследований НИУ ВШЭ Георгий Остапкович называет текущее ухудшение состояния среднего класса плохой тенденцией, поскольку именно он значительно влияет на потребительский спрос. Помимо прочего, представители среднего класса больше всего склонны к предпринимательским рискам, без которых невозможен экономический рост. Также они материально поддерживают младшее и старшее поколение своих семей. «Поэтому любая уязвимость и негативная турбулентность людей, относящихся в своем большинстве к среднему классу, способна увеличить экономические, финансовые, социальные и политические расхождения», — подчеркнул эксперт.

«Нынешний кризис безусловно сказывается на среднем классе — и на его численности, и на уровне и качестве жизни, — отметила в комментарии для Полит.ру Светлана Мареева, заведующая Центром стратификационных исследований НИУ ВШЭ. — Пока сложно давать точные оценки: нет достоверных данных для анализа. Но в ходе прошлого кризиса у среднего класса снизилась социальная защищенность, сместился баланс переговорной силы в сторону работодателей, выросла доля "выпадающих" из зоны действия трудового законодательства». 

По словам эксперта, последствия этих процессов очень важны, особенно если учитывать, что именно со средним классом и его «качеством» обычно связывается новый вектор развития страны, основанный на человеческом капитале как основном факторе экономического роста. 

Редакция

Электронная почта: polit@polit.ru
VK.com Twitter Telegram YouTube Яндекс.Дзен Одноклассники
Свидетельство о регистрации средства массовой информации
Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством
Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и
средств массовой информации. Выходит с 21 февраля 1998 года.
При любом использовании материалов веб-сайта ссылка на Полит.ру обязательна.
При перепечатке в Интернете обязательна гиперссылка polit.ru.
Все права защищены и охраняются законом.
© Полит.ру, 1998–2024.