«Полит.ру» совместно с «Общество.ру» продолжают опрос умных людей на тему «Великая и невеликая литература».
...Чем мы тут все занимаемся? Меня жена каждый день давит, ты что - все лето так проведешь? Сидишь на даче с компьютером, а я не железная! Раньше хоть что-то свое писал, понятно за что терпеть – а теперь только чужое перечитываешь. А дети? А яблоню отпилить? А крыльцо?
И то… Вот уже четыре недели, как я ничего особенного не делаю, но почему-то полная уверенность – происходит что-то важное. Вот уже четыре недели вертится внутри: «великое - невеликое» – казалось бы, совершенно отвлеченные вещи! Но от того, что люди (авторы) живо, по-честному думают, все сразу становится серьезно, и почему-то очень радостно. Жизнь – настоящая – продолжается.
Константин Сутягин
Уже ответили
Часть 1: Дмитрий Александрович Пригов, Валентин Курбатов, Юля Фридман, Виталий Лейбин, Юлия Идлис, Всеволод Емелин, Хашимов Зафар, Андрей Левкин
Часть 2: Игорь Губерман, Дмитрий Ицкович, Татьяна Щербина, Валерий Воскобойников, Елена Свердлова, Сергей Синяков, Вадим Гасанов, Алексей Куприянов, Олег Попов
Часть 3: Сергей Прокофьев, Александр Котляров, Эдуард Успенский, Илья Китуп, Михаил Арсенин, Наталья Пахсарьян, Владислав Онуфриенко, Олег Зайончковский, Алексей Песков, Владимир Белобров, Михаил Осокин
Согласны ли вы с утверждением, что "есть великая литература и есть невеликая литература"? Почему вы согласны или не согласны с этим утверждением?
Согласен - потому что они есть.
Существует такое мнение, что "великая литература" создается писателем сразу как "великая", а "не великая" сразу создается писателями как "не великая". Почему вы согласны или не согласны с этим мнением?
Такого мнения не существует. Разве что в шутку – "напишу-ка я песнь о любви, чтоб всю жизнь получать гонорар".
Существует также мнение, что "великой" или "не великой" литература становится после создания, в тот момент, когда можно оценить её значение. Почему вы согласны или не согласны с этим мнением?
Такое мнение существует. Оно называется "рецептивной эстетикой" - произведению искусства не имманентны какие бы то ни было качества (включая красоту или безобразие), произведение приобретает их в процессе восприятия, то бишь "рецепции". Согласиться с этим можно - особенно, если не веришь в Бога. Должен же быть критерий, позволяющий определить, где верх, где низ, где добро, где зло - ну так пусть будет им будет "социально-историческая практика", ага. Если же допустить, что верх и низ существуют независимо от восприятия и называния их человеком (скажем, если бы на Земле вовсе не было бы людей, яблоки с веток всё равно падали бы "вниз"), то всё становится не так просто. Может быть и "качества" произведению искусства не человек назначает. Даже не автор - не говоря уж о публике.
Можете ли вы назвать примеры великой или невеликой литературы? Могут ли у одного писателя быть образцы "великой" или "не великой" литературы. Например?
Великая литература получается, когда рукой водит Бог. Если нет – может получиться незаурядная, неординарная, но не великая - потому что невеличественная. Примеры приводить не хочу. Это развлеченье для идиотов.
Согласны ли вы с утверждением, что "есть великая литература и есть невеликая литература"? Почему вы согласны или не согласны с этим утверждением?
Думаю, что понятие «великой литературы» актуально лишь в рамках конкретной культуры. Некоторые опусы трактуются в ней как «великие», т.е. достойные подражания и обязательного, хотя бы поверхностного знакомства для неучей. Цитация сюжетов, имен, метафор и т.д. из произведения великой литературы служит знаком, маркирующим грамотность говорящего и принадлежность его к высокому (не высшему) социальному слою. Можно даже говорить о «высокой» литературе для «высоких» людей. Судя по вовлеченности в культурную парадигму, «великая литература» должна обладать не только и не столько захватывающим читателя сюжетом, но скорее должна манифестировать определенные моральные и этические положения. «Невеликая литература» - есть, любое словотворчество, а тем более зафиксированный на бумаге длинный связный текст является литературой. Общемировой великой литературы не было и быть не может, пока существуют различные этносы, языки и культуры.
Существует такое мнение, что "великая литература" создается писателем сразу как "великая", а "невеликая" сразу создается писателями как "невеликая". Почему вы согласны или не согласны с этим мнением?
Исходя из задачи манифестации в конкретной культуре, новое «великое произведение» создается с установкой и надеждой, что вот именно его будут помнить в веках и обязательно оценят. «Невеликая литература» создается или как «чтиво» на продажу, или как попытка самовыражения либо графоманства. Изначально она не претендует на звание великой, и, соответственно, не получает такой оценки. Выбор жанра басни, стихотворения, пьесы уже, как правило, ставит крест, и такое произведение навсегда останется невеликим, хотя и популярным. А роман в стихах или элегическая поэма выстраиваются в очередь за званием «великих». Великие поэты и драматурги скорее славятся не великим конкретным произведением, а наличием многочисленных опусов в своем жанре, которые сделаны на довольно высоком уровне, т.е. здесь количественная составляющая разных текстов. В нормальной «великой литературе» также присутствует количественная составляющая, но она характеризует длину замкнутого конкретного произведения.
Существует также мнение, что "великой" или "невеликой" литература становится после создания, в тот момент, когда можно оценить её значение. Почему вы согласны или не согласны с этим мнением?
После драки кулаками не машут. Если произведение создавалось без тайной мании величия, оно никогда «великим» не станет. Здесь путаются понятия двух значений. Одно из них - то, что манифестировал писатель, а второе – то, как это было понято и усвоено в рамках культуры. Если понято (даже по своему) и усвоено, то однозначно «великое». Автор может доказывать, что писал не о том, но меру «величия» отражает то, что как раз было освоено, хотя и превратно.
Можете ли вы назвать примеры великой или невеликой литературы? Может ли у одного писателя быть образцы "великой" или "невеликой" литературы. Например?
В рамках разных культур они разные. Где утверждается, что великое произведение создает один писатель? «Великое произведение» - это оценочный культурный маркер. Обычно гуляет связка «тот-то, автор великого произведения такого-то», если автор есть. «Автор великих произведений» не звучит, опять же придется при перечислении их ранжировать по порядку, а это предмет ожесточенных споров для критиков. И в этом порядке первым будет действительно великое, а остальные – написанные великим автором великого произведения.
Согласны ли вы с утверждением, что "есть великая литература и есть не великая литература"? Почему вы согласны или не согласны с этим утверждением?
Согласен, потому что для каждой культуры / субкультуры существует исторический, а для некоторых – еще и современный, канон – та самая «великая литература» в понимании этой культуры / субкультуры (ее культурный социолект). Согласен, потому что у меня (как и, думаю, у большинства задумывающихся над этим) присутствует интуитивное представление о литературно значимом и незначим (что-то вроде культурного идиолекта), могущее в каких-то случаях быть рационализировано. Но эта рационализация заведомо вторична. Причем, это представление заведомо сложно соотносится с представлением об индивидуально значимом («моем» / «не моем») в литературе.
Не согласен, потому что даже представления о том, что является, а что не является литературой, достаточно подвижны. И уж тем более подвижны представления о том, что является литературой «великой» и «невеликой». Каждое новое культурное направление создает себе два вида классиков – тех, которых сбрасывает с корабля современности, и тех, которых на него поднимает. Оно же определяет зону «болота» - того, что не заслуживает ни одной из этих двух процедур.
Существует такое мнение, что "великая литература" создается писателем сразу как "великая", а "не великая" сразу создается писателями как "не великая". Почему вы согласны или не согласны с этим мнением?
Согласен, потому что установки на создание «великой» и «невеликой» литературы вполне существуют.
Не согласен, потому что литератор вряд ли должен быть идиотом, не умеющим различить примерный уровень собственных способностей создавать то, что в рамках его культуры считается литературой, но текст, воспринимаемый за пределами биографического круга автора как «великий», по-моему, может получиться, только если установки на «сваять глыбу» не было.
Намерения написать новую «энциклопедию русской жизни» или стать «зеркалом» новой «русской революции», во-первых, не свидетельствуют о человеческой вменяемости автора, во-вторых, редко способствует сохранению текста в литературе – хоть великой, хоть не великой.
Желание же написать «мелочь», «пустячок» иногда приводит к чему-то очень симпатичному. К тому, что в рамках его, а чаще - другой культуры будет воспринято как часть канона. К тем же результатам может приводить написание текстов из-под палки редактора или кредитора. Но может и не приводить.
Впрочем, основная часть литературы создается все-таки без установки на «величие» или «невеличие». Скорее – с осторожной, робкой (для начинающего), нервной (для продолжающего) надеждой на то, что текст пойдет.
Существует также мнение, что "великой" или "не великой" литература становится после создания, в тот момент, когда можно оценить её значение. Почему вы согласны или не согласны с этим мнением?
Попробуем классифицировать типы факторов, которые могут влиять на «величие» литературы. На первом уровне это текст и контекст. Если текст может быть назван великим без какого либо контекста, то возникает вопрос: кто же его таковым назовет и по каким критериям. Предположение о значимости исключительно контекста вне зависимости от текста ставит под вопрос отнесенность оценки к данному тексту. Отсюда есть смысл рассматривать текст в соотношении с контекстом, а точнее, с контекстами.
Контекст эстетический нас отсылает к соотношению текста с изменчивой эстетической нормой, контекст этический – с изменчивой этической, контекст политический – с политической, экономический – с экономической (в части, например, прибыли от издания) и т.д. А есть еще и разного рода треугольники, например: текст – биография автора – биографический канон.
Эта постоянная необходимость выхода за пределы текста заставляет отчасти согласиться с предложенным тезисом. Однако не всегда верно «после». Порой репутация текста появляется еще до или в процессе его создания, а умирает существенно позже гибели текста и всех тех, кто читал сам текст, его пересказы и переложения. Иногда она рождается даже вместо текста (который в таком случае присутствует в качестве нулевого знака).
Вообще же оценить какое-нибудь значение текста можно когда угодно. Другой вопрос, что пока текст жив (пусть даже смутным упоминанием), никакое его значение не будет последним. Хотя и не всегда возможно говорить о каждом из них. Так, тяжело было оценить значение «Илиады» для русской литературы до появления этой литературы.
Можете ли вы назвать примеры великой или невеликой литературы? Могут ли у одного писателя быть образцы "великой" или "не великой" литературы. Например?
Полагаю, что каждый человек, сколько-нибудь рефлексирующий свой культурный идиолект, может назвать примеры того, что является в его понимании «великой» литературой, а что ею не является. Предъявлять эти «списки» можно, правда, они всегда окажутся представленными в случайном порядке.
В рамках моих представлений «великой» литературой являются, например, «Египетские ночи» Пушкина, «Русский роман» Меира Шалева, многие рассказы Пу Сунлина («Ляо Чжай чжи и», если приводить заголовок по последнему, сводному изданию переводов В.М. Алексеева – «Странные истории из кабинета неудачника»). Примеры заведомо «невеликой» для меня литературы: произвольный текст П. Коэльо, Э. Лу, К. Бальмонта…
Среди текстов одного и того же «великого» автора практически не могут не присутствовать образцы как «великой», так и «не великой» литературы. Гарантированным исключением может быть автор, от которого сохранилось (не важно физически или в культурной памяти) не более одного текста. Еще одним исключением может являться ситуация, когда основанием для оценки стал треугольник, где главная грань внетекстовая (например, упоминавшееся соотношение биографии с биографическим каноном). Текстоориентированная же оценка у разных текстов будет заведомо разной. Что, впрочем, не гарантирует ее выхода за пределы каноничности для данной культуры.
Примеры? Набоков значительной части рассказов, относимых мною к «великой» литературе, и Набоков стихов, находящийся далеко за ее пределами; Блок достаточно слабых ранних стихотворений, еще далеко не «великий», и Блок «Незнакомки», «Соловьиного сада»; Пастернак очень цельных ранних прозаических текстов и Пастернак достаточно неровного, дерганного «Доктора Живаго».
Вообще же культура не может не быть отчасти иерархичной, (начиная с противостояния натуре), а потому насколько бы ни казалась идиотичной каждая конкретная затея выстраивания табели о литературных рангах, - их совокупность, вероятно, - необходимый элемент существования литературы.
Согласны ли вы с утверждением, что "есть великая литература и есть невеликая литература"? Почему вы согласны или не согласны с этим утверждением?
Согласен. Потому что это всеобщий закон - не только в литературе, но и в человеческой жизни и даже в природе. Например, есть философы, и есть Сократ, Платон, Аристотель... В спорте - есть боксеры, которым нет числа, и есть великие боксеры (Али, Тайсон, Фрезер, Цзю), есть прыгуны с шестом и есть Бубка и т.д. В природе – есть горы, и есть Джомолунгма, Пик коммунизма, есть впадины и есть Марианская, равнины и Великая Русская и т.д. Есть просто мифы и есть великие мифы типа Атлантиды. В литературе, например, начала 17 века - есть "Хитроумный идальго Дон Кихот Ламанчский" и тьмы тем рыцарский романов, которые сгинули (доставив, кстати говоря, возможно, приличный доход авторам в свое время) и о которых никто бы и не знал сегодня, если бы не Мигель де Сервантес Сааведра, великий литератор, умерший в нищете, опять же кстати говоря.
Существует тако мнение, что "великая литература" создается писателем сразу как "великая", а "невеликая" сразу создается писателями как "невеликая". Почему вы согласны или не согласны с этим мнением?
Не могу согласиться с этим мнением и не могу с ним не согласиться, потому что мнение это, на мой взгляд, сильно упрощает суть дела. Я думаю, если бы любой представитель когорты великих каждую минуту в процессе создания ощущал собственное величие и величие создаваемого им, и постоянно корректировал бы свой курс в сторону именно величия своего творения, он не создал бы ничего великого. Но вместе с тем, я думаю, что все великие литераторы без исключения ощущали (-ют) и сознавали (-ют) свою силу и величие. При всей присущей им порой человеческой скромности. И по факту создания вещи они знали (-ют), что сделанное ими – великое произведение. У них могли быть серьезные сомнения насчет того - увидит ли свет их создание, но силу и величие созданного они осознавали. Другое дело, что наиболее распространенный случай, когда литератор думает, что создает что-то великое, а на самом деле...) Такое бывает гораздо чаще. Про литераторов-халтурщиков-борзописцев я вообще не говорю.
Существует также мнение, что "великой" или "невеликой" литература становится после создания, в тот момент, когда можно оценить её значение. Почему вы согласны или не согласны с этим мнением?
Вопрос величия с точки зрения автора текста - см. предыдущий ответ. Насчет величия по факту... а когда вообще можно оценить значение? на следующий день? Через десять лет? Или все-таки через сто? И кто будет оценивать - литературный критики? читатели?
Вот в чем вопрос скажу банальность - все-таки высшую оценку поставит только его величество Время. С точки зрения проверки Временем, возможно, стоит ввести разные градации величия:
1. библия/коран и ... 2. (условно) Сервантес, Шекспир, Толстой и ... 3. что-то еще 4. ну и еще там что-то... ... n. ...
Можете ли вы назвать примеры великой или невеликой литературы? Может ли у одного писателя быть образцы "великой" или "невеликой" литературы. Например?
Примеры великой общеизвестны, их много - Слово о полку Игореве, Хитроумный Идальго.., Война и Мир, Идиот, Гамлет, Евгений Онегин, Мертвые души, Герой нашего времени, Вишневый сад, Белая гвардия, Театральный роман и много-много еще. Примеры невеликой литературы у великих мне неизвестны. Возможно, "Мертвые души-2" или, к примеру, роман, над которым работал и по каким-то причинам оставил это занятие Антон Павлович Чехов, но так это или нет - уже никто никогда не узнает.
Согласны ли вы с утверждением, что "есть великая литература и есть невеликая литература"? Почему вы согласны или не согласны с этим утверждением?
Несомненно, есть. Есть древние греки, которые собственно изобрели саму идею великой литературы вместе с самой литературой и навязали её всему Средиземноморью на несколько тысячелетий, есть Шекспир, который распространился по всему миру как сопутствующий товар к английской технике, и французские романы, шедшие по миру в комплекте с французской бижутерией.
Отдельно взятый туземный веник может быть сам по себе прекрасен, но он никак не отменяет величия пылесоса. Волошина есть стих, в котором все собственно про это сказано:
Я мысленно вхожу в Ваш кабинет,
Здесь те, кто был, и те, кого уж нет,
Тот, чья для нас не умерла химера,
И бьется сердце, взятое в их плен.
Бодлера лик, нормандский ус Флобера,
Скептичный Франс, святой сатир Вeрлен.
Кузнец Бальзак, чеканщики Гонкуры...
Их лица терпкие и четкие фигуры
Глядят со стен и спят в сафьянах книг…
В этом смысле борода нашего Льва Толстого – это черноземный вариант норманнского уса Флобера.
Существует такое мнение, что "великая литература" создается писателем сразу как "великая", а "не великая" сразу создается писателями как "не великая". Почему вы согласны или не согласны с этим мнением?
Не согласен. Если бы это было так, никакой литературы не было бы. Есть множество произведений, написанных по случаю или под какую-то конъюнктуру и которые вопреки мнению экспертов, обречены на бессмертие: «Рассказы о Шерлоке Холмсе» Кон-Дойла, «Унесенные ветром» Митчелл, «Мюнхгаузен» Распе, Ильф-Петров. Список можно продолжить. И есть множество «нетленок», репутация которых поддерживается только усилиями экспертного сообщества.
Литературный успех на 90% зависит не от рекламы, пиара или маркетинга, и даже не от таланта автора, а, так сказать, от энергии подлинности, которая содержится (или не содержится) в тексте. Читатель ее, как правило, улавливает.
Это особенно хорошо видно в массовых жанрах. Почему из всех авторов детективов наиболее популярна Маринина? Потому что она пишет как Лев Толстой, с полной самоотдачей и о том, что её саму занимает. Или тот же Акунин – пока ему было интересно сочинять истории про сыщика Фандорина, ему неизменно сопутствовал читательский успех, а потом начались унылые «проекты»…
Существует также мнение, что "великой" или "не великой" литература становится после создания, в тот момент, когда можно оценить её значение. Почему вы согласны или не согласны с этим мнением?
Мнения, может быть, и существует, но существует печальный и страшный прецедент - советская литература, которая планировалась и создавалась как великая под ключ, советские писатели сочиняли романы, которые критики провозглашали этапными, умилялись рождающейся на глазах классикой и т.п. Примерно то же происходило в зеркальном мире, где ваяли нетленку антисоветские писатели. И все это и перестало существовать вдруг, в одночасье, (анти)советская литература умерла неприлично скоропостижно.
Можете ли вы назвать примеры великой или невеликой литературы? Могут ли у одного писателя быть образцы "великой" или "не великой" литературы. Например?
Примеры того и другого – см. выше.
Согласны ли вы с утверждением, что "есть великая литература и есть невеликая литература"? Почему вы согласны или не согласны с этим утверждением?
Нету. Нет великой и невеликой (маленькой) литературы. Буквы есть, имеются предложения. Тексты есть, орфография.
Наверное, это литературные мерзавцы 19-га века придумали делить литературу на великую и всю остальную. По мне: или книга, или так себе текст. Книга - это то, что захотелось бы переписать для себя, на коленке. А остальное - гиль, дичь и подмётный рекламный листок.
В силу дремучей провинциальности, мне в детстве не пришлось увидеть списка великой литературы. Или это был учебник русской литературы? С Писаревым и как-его-чёрт-там-называют Тургеневым. И уже тем более не видел проскрипций с невеликими литературными произведениями. Великая, не великая литература… Печаль моя в том, что произошла инфляция слов, и самоназвание ПОЭТ носят чуть не миллион россиян, и на одной Прозе.ру поэтов чуть не сто тысяч. Поэты, бляха. Счетоводы и конторщики, лавочники и колбасники. И университетов в стране чуть не полтыщи. И прочая, прочая, прочая.
Существует такое мнение, что "великая литература" создается писателем сразу как "великая", а "невеликая" сразу создается писателями как "невеликая". Почему вы согласны или не согласны с этим мнением?
Сервантес в тюрьме получил хлеб и воду, досуг, чернила и бумагу. Хорошо распорядился своим временем. Что он думал по поводу своих черновиков? Как мироточило его перо? Загадка. Чтобы получилось дивное произведение искусства, необходимо присутствие ангела, а он вольный. Хочет прилетает, не хочет - нет.
А вот когда пишут рОман для издательства, чтобы быстро, плохо и дешево, я знаю о чем думают: о деньгах, денюжках и деньжищах. Какое уж тут величие! Сидит такой крендель, в носу ковыряя, счас, напишу великое произведение, а фигли меня журнал печатал, дважды. Клиника. Просто нашествие инопланетян. Гуся от гусыни отличить не умеют, а туда же сценарии писать, книги.
Пороть писателей ремнем по мягкому, седельному месту, надобно. Больно и долго, и обязательно с нравоучениями. И в чёрные работы списывать. А издателей пороть после каждой выпущенной книги. И книгопродавцев такоже. И корректоров и верстальщиков, что они не видят, какое паскудство читают? Может тогда книг в магазинах будет меньше, да лучше.
Существует также мнение, что "великой" или "невеликой" литература становится после создания, в тот момент, когда можно оценить её значение. Почему вы согласны или не согласны с этим мнением?
Мавр сделал свое дело, мавр может уходить. Кто глаза видит - тот сразу и поймет. Шедевр перед очами или противная вторичная тягомотина со слюнтяйством, соплизмом, педерастией и другой непотребной здоровому на голову человеку топографией. А ежели для опознания шедевра нужна специально обученная собака (литературный критик или филолог или просто авторитетный товарищ) тогда,, братцы, дело худо.
Можете ли вы назвать примеры великой или невеликой литературы? Может ли у одного писателя быть образцы "великой" или "невеликой" литературы. Например?
Например, например. Сомерсет Моэм - вот рассказы его обожаю, «Подводя итоги», а пьесы некоторые ммм, эээ. Да уж. Николай Васильевич Гоголь «Мёртвые души», настоятельно рекомендую перечесть, и любую вещь у Гоголя легко сам перечитаю. Маркес - «Сто лет одиночества».
А вот примерчик - доктор Чехов, Антон Павлович, писал пьесы! Замечательные пиесы, умные, живые. А всякое Чехонте из собрания сочинений…
Согласны ли вы с утверждением, что "есть великая литература и есть невеликая литература"? Почему вы согласны или не согласны с этим утверждением?
Насколько я понимаю, вопрос не столько о «больше-меньше», не о «в 1-й десятке – во 2-й». Вопрос не о «рейтинге». Не о положении на шкале «икс». Во всяком случае, величие или, чтобы без ненужного здесь пафоса, «великость» определяется не этими «больше - меньше».
Величие или «великость» зависит не столько от того, что о т к р ы в а е т пишущий, сколько от того, что ему о т к р ы в а е т с я (никак не отрицается при этом встречное, синэргическое движение - дерзновение, настойчивость, терпение, смирение и пр. и пр., условия этого самого о т к р о в е н и я. Но - условия только необходимые. Не достаточные).
Наконец, это – не данность, но заданность. От того, какие цели ставит, или видит, или провидит пишущий, каким богам служит, во что метит, зависит и «величина - великость» воплощения. И - настолько автор попадает в цель, насколько цель попадёт в него.
Так понятно это «Ай да Пушкин!». В «ума холодные размышленья и сердца горестные заметы», в душевное, в человеческое - в субъективное «воодушенО» - вдохновлено нечто, чего автор мог ждать, мог предвидеть, мог вызвать. Но чего не мог - сам. Это «не я», слышится в этом с виду «ай-да-Я» восклицании.
Необходимым условием «великости» является выход (пусть и невольный) из субъективного. Выход из субъективного может означать выход из профанного. Вот ещё оппозиция: «сакральное – профанное».
Где-то рядом и ещё одна: «высокое и низкое».
Итак, есть ВЕЛИКАЯ литература. Если удаётся «схватить» сколько-то из перечисленных и (неперечисленных) составляющих, получается «великое». Не удаётся – получается «малое». Если «книга – не поступок», получается вообще п у с т о е.
Ответом на 4-й вопрос можно пытаться вышесказанное проиллюстрировать. Здесь мы вступаем, однако, в область вкусов, пристрастий, м.б., и заблуждений… Приходится просить возможных собеседников-оппонентов «взирать не на лица».
Вот… ну, пусть… «Старосветские помещики» - великая литература. А Юрий Казаков – нет, не великая. Почему? Загадка. Вроде бы тоже «попало». Но как-то случайно… Солженицынский «Иван Денисович» - великая литература. А шаламовские рассказы? Как ни крути - загадка.
А вот ещё противоположение: крупная и малая формы. Трудно как-то рассказ, стихотворение, строку мыслить «великим». Разве что, если заранее договориться о масштабах: «у такого-то есть великие строки» (среди строк, его стихов, в его творчестве).
Значит, всё-таки и «большое – маленькое»?
«Каждый художник имеет свой предел выбора в пределах самого искусства. Подлинность художника заключается лишь в неоспоримости его индивидуальных пределов выбора и в его непосягательстве на чужие или чуждые ему пределы.
Бетховен бесконечно больше Грига (а Гоголь – Казакова) в смысле пределов выбора. Больше – означает, разумеется, и глубже, и шире, и выше, ибо пределы выбора имеют и свою глубину, и свою ширину, свою высоту.
Но подлинность Грига столь же несомненна, как и Бетховена… Примитивность его формы так же священна и примерна по своей художественной подлинности, как небывалые гигантские построения Бетховена.
…точное выполнение главной задачи каждого творчества: согласование индивидуальности автора с данными ему пределами выбора в искусстве. Согласование это бесконечно сложно и т а и н с т в е н н о и потому, как достижение, представляет собою большую редкость и ценность».
Это из дневников Н.К.Метнера, композитора, которому, «имеющие уши» согласятся, было знакомо подлинное вдохновение.
«Подлинное – мнимое» - противопоставление того же ряда.
Вот, пожалуй, и добрались до главного, корневого: подлинность. Бах велик, прежде всего, потому что подлинен.
Душа читателя, слушателя, зрителя «стесняется лирическим волненьем» не потому, что великое, но – от подлинности…
Но это, как говорится, уже другая история.
Существует такое мнение, что "великая литература" создается писателем сразу как "великая", а "не великая" сразу создается писателями как "не великая". Почему вы согласны или не согласны с этим мнением?
Литература вообще НЕ «создаётся». И музыка… И… Это - как песня, как птица поёт… Выговорился «Годунов» - «ай да Пушкин!»…
И ещё. Писание (музыки, текста, изображения) сродни молитве. И в простом смысле «прошения», «испрашивания», и в более глубоком смысле контакта, общения, связи (religo – связывать, скреплять) с т(Т)ем, к(К)- (ч)то вдохновляет (нужное подчеркнуть).
Существует также мнение, что "великой" или "невеликой" литература становится после создания, в тот момент, когда можно оценить её значение. Почему вы согласны или не согласны с этим мнением?
Значение Баха «оценили» (слово-то какое! не-од-но-знач-но-е) через 100 лет после создания.
А что, в момент, скажем, первого исполнения музыка эта была «меньше»? А в момент создания?
Что же, п е с н я от «оценки» зависит? С точки зрения рынка, «значимости», «шумиха-успех-быть притчей на устах у всех» - да. Но сколь ненадёжны эти критерии, сколь переменчивы - «рынок, рейтинг». И сколь ничтожно это всё в сравнении с тем материалом, сопротивление которого преодолевается в творчестве; с самым преодолением…
Потому и не согласен.
Что-то здесь напоминает старинный спор об универсалиях. Что реально: вещь или идея вещи? В нашем (вульгарном) случае: само т в о р е н и е или его проекции: в восприятии «публики», «интеллектуалов»; во времени? По мне, так – само…
Согласны ли вы с утверждением, что "есть великая литература и есть невеликая литература"? Почему вы согласны или не согласны с этим утверждением?
Если иметь в виду массовую культуру или, вернее, шаблоны, в ней существующие, то с утверждением именно в такой формулировке можно согласиться.
Мне представляется, что данное сопоставление - это пережиток еще 19 века. И в "невеликой", небольшой форме можно сделать очень актуальное высказывание.
Существует такое мнение, что "великая литература" создается писателем сразу как "великая", а "невеликая" сразу создается писателями как "невеликая". Почему вы согласны или не согласны с этим мнением?
Вполне возможно, что и так, но мне представляется это некоторым заблуждением, которое нам вдалбливали еще со школьной скамьи - есть классики и все остальные. Вечные, масштабные темы и графомания.
Занимаясь издательской деятельностью, я обнаружил, что личные истории и поиски своего адекватного художественного языка - очень интересный процесс. И вот здесь вдруг отчетливо становится видна граница между отдельными талантливыми находками и целостным литературным высказыванием.
Существует также мнение, что "великой" или "невеликой" литература становится после создания, в тот момент, когда можно оценить её значение. Почему вы согласны или не согласны с этим мнением?
В массовом сознании - это так. Нужно время. А для создателя произведения и нескольких экспертов в данной области - все уже чувствуется в ходе самого процесса. Иначе многие объемные произведения не были бы завершены.
Можете ли вы назвать примеры великой или невеликой литературы? Может ли у одного писателя быть образцы "великой" или "невеликой" литературы. Например?
Мне бы хотелось только отметить, что точнее лучше говорить о самих личностях писателей, их масштабности и значимости для своего времени. Тогда его произведения можно воспринимать в некоторой совокупности, как процесс, с его вершинами и низинами.
Согласны ли вы с утверждением, что "есть великая литература и есть невеликая литература"? Почему вы согласны или не согласны с этим утверждением?
Да, согласен. И есть большое кино и прочее большое искусство.
Великая литература – это гранд-новация, в которой ухвачен дух времени в его развитии. При этом виньетки тоже могут быть очень хороши, и даже более аппетитны. Но даже изготовленные в большом количестве они не набирают нужной для величия величины.
Существует такое мнение, что "великая литература" создается писателем сразу как "великая", а "не великая" сразу создается писателями как "не великая". Почему вы согласны или не согласны с этим мнением?
Если таланта нет – нечему проявиться. А вот если он имеется – то может раскрыться в конкретной творческой попытке, а может – нет. Это происходит или нет, смотря по жизненным обстоятельствам. Но главным образом – в зависимости от установки, от амбиции, от готовности творца идти на штурм, на личный рекорд. Замысел, инсайт требуют того, чтобы их дотягивали до немыслимого предела. Это требует самоотречения, звериного упорства, стойкости к соблазнам светскости, психической выносливости и всяческого напряжения сил. Тут очень важен бойцовский дух, настрой на строку в истории.
Нельзя, но очень хочется по чуть-чуть стравливать духовное напряжение. В этом смысле великое может родиться не иначе как попытка великого. Впрочем, такое внутренне решение может прийти к автору не сразу, а по ходу дела.
Существует также мнение, что "великой" или "не великой" литература становится после создания, в тот момент, когда можно оценить её значение. Почему вы согласны или не согласны с этим мнением?
Если произведение действительно великое, то обладает этим качеством, начиная с момента, когда в нем поставлена точка. Возможно не сразу, но довольно скоро калибр содеянного осознает сам автор. Аудитория постигает это с некоторой, иногда прискорбно большой задержкой - но раньше или позже этот момент непременно наступает. Великое произведение прокладывает фарватер, а по нему следует караван истории. Возможно, некоторые фарватеры остаются незамеченными и не используются по назначению. В отсутствие общественного признания и восхищения не может идти речь о величии.
Можете ли вы назвать примеры великой или невеликой литературы? Могут ли у одного писателя быть образцы "великой" или "не великой" литературы. Например?
Из современных авторов – затрудняюсь назвать такого, кто отличился бы сразу в обоих регистрах.
[в оформлении использован фрагмент картины Константина Сутягина]