Историк Илья Будрайтскис пишет:
«Альбер Камю начинает свой знаменитый текст против смертной казни с истории отца. Этот человек мечтал увидеть своими глазами публичную казнь страшного преступника, но в итоге вместо радости и морального удовлетворения его просто стошнило. Призывы к смертной казни, считал Камю, это всегда лишь риторика, напыщенные слова, максимально далекие от реального опыта столкновения со смертью другого.
Сегодня возвращение смертной казни в России относится именно к категории опыта, и рассматривается властью как важное средство “сплочения общества”. Подразумевается, что при виде отрезанных ушей нормальный гражданин не должен отворачиваться, но наоборот, испытывать прилив гордости и достоинства. Общество необходимо вовлечь в это переживание, сделать коллективным соучастником насилия. Важно, что ни о каком запросе снизу на возвращение смертной казни речь не идет — наоборот, это еще один серьезный шаг к фашизации населения сверху».