Дипломы пилотов, окончивших Южно-Уральский государственный университет, оказались недействительными. ВУЗ не имел сертификата авиационного учебного центра и утвержденной Росавиацией программы подготовки. Это выяснили в ходе прокурорской проверки после катастрофы Ан-148 в Подмосковье, в которой погиб один из выпускников ЮУрГУ.
Об этом пишет «КоммерсантЪ». Росавиация аннулировала свидетельства 65 пилотов, окончивших челябинский университет. Второй пилот Ан-148 Сергей Гамбарян, погибший при крушении, именно там получил свидетельство коммерческого пилота.
Напомним, пассажирский самолет Ан-148 потерпел крушение 11 февраля 2018 года. Самолет разбился через несколько минут после взлета из аэропорта Домодедово, он следовал из Москвы в Орск. По данным СКР, командир воздушного судна сознательно ввел его в пике, ориентируясь при этом на неправильные показания скоростемера, так как пилоты не включили обогрев датчиков скорости и во время набора высоты произошло их обледенение. На борту самолета находился 71 человек – шесть членов экипажа и 65 пассажиров, среди которых трое детей. Никто из них не выжил.
После трагедии Росавиация решила отозвать сертификат эксплуатанта «Саратовских авиалиний», что привело к закрытию авиакомпании. В ходе проверки сотрудники Генпрокуратуры РФ установили еще 64 пилотов, которые окончили ЮУрГУ. Материалы в их отношении направили в Росавиацию, которая и стала аннулировать свидетельства коммерческих и линейных пилотов. Летчики стали обращаться в суды. В исках они указывали, что предоставляли достоверные сведения - учились в ЮУрГУ и летали на тренажерах и воздушных судах «ЧелАвиа» и ЧЛУГА. Иски пилотов отклонили, объясняя это тем, что у всех перечисленных структур не было действующих сертификатов и лицензий на право осуществления образовательной деятельности в области авиации
Обучение проходило на аэрокосмическом факультете университета с тренировками в частном учреждении «Челябинское летное училище гражданской авиации» (ЧЛУГА) с 2011 года. Но уже в 2017 году их работа стала вызывать вопросы правоохранителей. В общей сложности, как сообщил депутатам Госдумы РФ генпрокурор Юрий Чайка, всего с 2017 года от полетов были отстранены 550 пилотов, прекращена работы двух авиационных учебных центров и аннулировано 160 летных свидетельств. Выступая в конце мая, он заявил, что катастрофа со сгоревшим 5 мая в аэропорту Шереметьево лайнером Sukhoi Superjet-100 «Аэрофлота» вновь «обозначила серьезные проблемы в авиационной отрасли».
По данным «Коммерсанта», сейчас в Центральном районном суде Челябинска рассматривается два иска челябинского транспортного прокурора к ЮУрГУ. По одному из них ведомство требует признать незаконной деятельность вуза по обучению на пилотов. Второй иск — о признании недействительными дипломов по специальности «летная эксплуатация летательных аппаратов» с присвоением квалификации «пилот». По этим искам дипломов могут лишиться 103 выпускника ЮУрГУ, пишет издание. С 2017 года ЧЛУГА и, соответственно, ЮУрГУ не занимаются обучением пилотов. 32 выпускника 2017 года так и не получили дипломы.