В конце 2020 года британское внешнеполитическое ведомство объявило, что его информационная система была взломана хакерами – таким образом дипломаты фактически признали, что распространенная накануне служебная информация МИДа о развязывании им комплексной кампании по свержению режима Башара Асада в Сирии является правдивой. Причем частью той кампании также было использование английских медиа как метода давления.
Директор Института проблем глобализации Михаил Делягин уверен: новый пакет внутренних документов английского МИДа, который стал достоянием гласности недавно, доказывает, что английские же СМИ централизовано используются для давления на Россию и фактически это – «неприкрытая агрессия против Москвы».
С этим согласен доцент департамента политологии Финансового университета при Правительстве РФ Леонид Крутаков. «Документы дают полное представление о методах и способах этой войны: закрытые тендеры, конфиденциальные контракты, фейковые аккуанты в соцсетях, финансирование российских ютуберов, создание новых "независимых" СМИ в России, Прибалтике, Грузии, Белоруссии и на Украине. Средства на войну идут через теневое подразделение FCO, известное как Counter Disinformation & Media Development (CDMD)», – указывает он.
Леонида Крутакова заинтересовал тот факт, что «в списках получателей средств на ведение подрывной информационной деятельности против России фигурируют Reuters и ВВС». «Понятное дело, в документах про информационные диверсии и подрыв государственного строя России никто не пишет. В документах все чинно и благородно», – указывает он. Но в официальном тендере некоммерческого подразделения Reuters Thomson Reuters Foundation, задание сформулировано как «заключение контракта с государственным секретарем по иностранным делам в лице посольства Великобритании в Москве» на реализацию проекта «Повышение потенциала в российских СМИ». «Свои предложения по освоению средств "британского Госдепа" Reuters мотивирует тем, что ими создана глобальная сеть из 15 000 журналистов и блоггеров посредством «мероприятий по наращиванию потенциала», – замечает Крутаков.
В свою очередь, генеральный директор Центра политической информации Алексей Мухин поразился тем, что Reuters и BBC «еще и инициативничали», то есть сами запрашивали многомиллионные контракты на работу среди журналистского сообщества в России, «тем самым фактически коррумпируя это сообщество с помощью "туров" и "тренингов", финансируемых британским МИДом». «А Reuters вообще похвастались в обнародованной переписке, что уже имеет глобальную сеть влияния из 15 тысяч журналистов и сотрудников, из которых 4 сотни работают непосредственно в России», – пишет Мухин.
Для Делягина очевидно, что сейчас в информационной войне против России используются российские же медиа, журналисты и блогеры. Они, пишет Делягин, «стойко и изобретательно сражаются в войне и против ключевых российских (особенно государственных) корпораций, – вероятно, и как элементов устойчивости российского общества, и как конкурентов глобальных корпораций».
Мухин обращает внимание на то, что совсем недавно пытались поссорить даже таких устойчивых партнеров, как «Роснефть» и bp – в медиасфере оказывалось давление на руководство американо-британской компании, с целью отказаться от выгодного для неё сотрудничества с россиянами, которые «не соответствуют западным ценностным ориентирам».
«При этом, инициаторами такого давления полностью игнорировался фактический ряд: а именно высокие показатели "Роснефти" в тех же западных рейтингах, признание, которое получила компания на мировом уровне как раз за свою работу в направлении развития «зеленой экономики» и прочее», – обратил внимание эксперт.
«Бьют по компаниям и отдельным бизнесменам, по ключевым сделкам. Работа идет системно. Схема простая и эффективная: информация легализуется через российские "независимые" медиа, потом её подхватывают на Западе и находят дополнительную (офшорную) фактуру», – пишет Крутаков. В итоге Россия получает очередную порцию санкций.
«Все это, разумеется, не значит, что в российском бизнесе и политике царят безупречные правила. Речь идет не об их исправлении, а о смене режима. Здесь тоже ничего нового нет. Культурные матрицы всегда находятся в состоянии идеологической конкуренции. А ключевым инструментом этой конкуренции является свобода распространения информации, которую мы ошибочно принимаем за свободу слова», – подводит итог Леонид Крутаков.