16 ноября совет директоров «Роснефти» одобрил продажу 10% акций проекта «Восток Ойл» сингапурской компании Trafigura. Напомним, подтвержденная ресурсная база проекта по жидким углеводородам составляет 6 млрд тонн (44 млрд баррелей).
Эксперты уже оценили значимость достижения соглашения. «Участие в проекте одного из крупнейших мировых трейдеров — компании Trafigura — свидетельствует о том, что "Восток-Ойл" с его колоссальной ресурсной базой и очевидными логистическими преимуществами — это будущее мировой энергетики, — отмечает старший аналитик WMT Consult Валерий Андрианов. — Возможность поставок по Северному морскому пути на европейские и азиатские рынки является важным конкурентным преимуществом, которое вызывает повышенный интерес у инвесторов. Реализация проекта может стать настоящей революцией на глобальном рынке углеводородов».
Проект «Восток ойл» включает в себя Ванкорский кластер (15 месторождений, крупнейшие из которых — Сузунское, Тагульское, Лодочное и Ванкорское месторождения), Западно-Иркинский участок, Пайяхскую группу месторождений и месторождения Восточно-Таймырского кластера.
Инвестиционные банки хорошо оценивают перспективы проекта. В отчете Merrill Lynch говорится, что «Восток ойл» — это один из ключевых факторов развития «Роснефти». В J.P.Morgan считают, что «Создание новой нефтегазовой провинции на Таймыре обещает стать флагманским проектом не только для Роснефти, но и для мировой нефтяной отрасли».
Потенциал поставок нефти на сырьевые рынки оценивается в 2024 году в 30 миллионов тонн, а к 2030 году — до 100 миллионов тонн. Для организации вывоза продукции с проекта «Восток Ойл» на судостроительной верфи «Звезда» размещен заказ на серию из 10 танкеров высокого ледового класса дедвейтом 120 тыс. т, адаптированных для работы на Северном морском пути. В целом в интересах проекта планируется построить 50 судов различных классов.
«Следует понимать, что близость таймырских месторождений к северным морям и строительство магистрального трубопровода до бухты Север — полностью ориентирует проект на транспортировку сырья по Северному морскому пути, — отмечает заместитель директора Центра анализа стратегий и технологий Константин Макиенко. — Этот вариант транспортировки, очевидно, дешевле и, во многом, надежнее, чем транспортировка по железной дороге или по системе магистральных трубопроводов Транснефти через весь континент».
«Роснефть приступает к полномасштабному освоению месторождений на Таймыре, — отмечает инвестиционный стратег УК "Арикапитал" Сергей Суверов. — Это будет иметь значительный мультипликативный эффект для национальной экономики. По оценкам компании KPMG, эффект от "арктических" инвестиций превысит 30 трлн рублей до 2038 года. Реализация проекта даст импульс для развития смежных отраслей экономики, таких как машиностроение, металлургия, электроэнергетика, дорожное строительство, судостроение».
«Восток-Ойл — это таймырские месторождения с прямым каналом сбыта по северному морскому пути и колоссальной ресурсной базой, — говорит директор Центра политической информации Алексей Мухин. — Добыча в рамках Восток Ойл — это не только буровые установки и промысловые объекты, это — морские терминалы, резервуарные парки, аэродромы, автодороги, ледоколы, нефтетанкеры и газовозы ледового класса — сложная высокотехнологичная инфраструктура. Инфраструктура, которая создаётся с нуля и обеспечит крупными заказами российскую промышленность. И все заказы для проекта выполнять будут именно российские производители».
Еще одна особенности освоения Таймыра — возможность использования ветрогенерации для обеспечения производства электроэнергией. По словам Сергея Суверова, «север Красноярского края — это уникальное место с точки зрения перспектив развития ветрогенерации в РФ. Он сопоставим с такими регионами как север Англии или север Дании. Использование ветрогенерации может быть экономически эффективно, следовательно — это одно из основных направлений энергоснабжения проекта».
Также, по словам директора ИнфоТЭК Терминал Рустама Танкаева, реализация проекта поддержит рынок трубной продукции. «Реализация проекта предусматривает создание свыше 770 км магистральных и 7000 км внутрипромысловых трубопроводов. Это позволит серьезно изменить ситуацию на рынке трубной продукции. В настоящее время спрос на трубы существенно снизился, однако Восток-Ойл вновь обеспечит загрузку мощностей российских производителей», — указал он.
Как отмечает Рустам Танкаев, «месторождения Восток-Ойл схожи по геологическим характеристикам с уже изученными месторождениями Ванкорского кластера. Это облегчает задачу их освоения, позволяет сократить расходы. Безусловно, сокращение капитальных затрат будет связано также с использованием новейших технологий бурения: горизонтальных скважин с многостадийным разрывом пласта. Месторождения будут разрабатываться с помощью станков большой грузоподъемности, предназначенных для бурения скважин сложных профилей. Такие технологии позволят оптимизировать количество кустовых площадок, сократить капитальные затраты».
Как утверждает старший аналитик WMT-Consult Валерий Андрианов, «с экологической точки зрения Восток-Ойл станет проектом нового поколения. Новейшее буровое оборудование позволит минимизировать воздействие на окружающую среду. В проекте будут учтены самые жесткие экологические требования. Главным приоритетом реализации «Восток Ойла» является сохранение хрупкой природы региона. В общей сложности, удельная интенсивность выбросов в период работы «Восток Ойл» составит порядка 12 кг СО2 на баррель добычи. Это — очень хороший показатель, ведь, по данным WoodMackenzie, данный показатель по новым месторождениям составляет порядка 50 кг».
«Напомним, — отмечает Константин Макиенко — что в свое время, когда в Западной Сибири начиналась разработка гигантских нефтегазовых месторождений, этот регион считался крайне сложным, потребовал серьезных инвестиций, но, тем не менее, был освоен. И, откровенно говоря, страна до сих пор живет на тех самых инвестициях, которые были сделаны в шестидесятые-семидесятые годы во время освоения Западной Сибири. Точно таким же образом, сейчас инвестируя в таймырские месторождения мы обеспечиваем будущее страны, может быть, на пятьдесят-шестьдесят, а то и сто лет вперед. Потому что это — достояние, которое будет востребовано не только в России, но и во всем мире. Потому что, на самом деле, запасы углеводородов истощаются, при этом несмотря на развитие «зеленой энергетики» и возобновляемых источников вся мировая экономика ещё долго будет нуждаться в углеводородном сырье. Так что проект Восток-Ойл необычайно важен с этой точки зрения».
«Сейчас есть понимание того, что это — ресурс глобальной конкурентоспособности страны на будущее, — отмечает директор ИМЭМО РАН Фёдор Войтоловский. — Причем, есть понимание на уровне руководства страны. Реализация проекта Восток Ойл позволит России занять лидирующие позиции в технологической области, получить выгоды, не только связанные с развитием нефтегазовой отрасли, но и системные выгоды на уровне страны».