29 марта 2024, пятница, 18:18
TelegramVK.comTwitterYouTubeЯндекс.ДзенОдноклассники

НОВОСТИ

СТАТЬИ

PRO SCIENCE

МЕДЛЕННОЕ ЧТЕНИЕ

ЛЕКЦИИ

АВТОРЫ

20 апреля 2004, 17:06

Чечня, весна-2004: подробности “нормализации”

Во вторник 20 апреля 2004 года в 11:00 в Москве в Независимом пресс-центре (Тверской бульвар, д. 20) прошла организованная Правозащитным центром “Мемориал” пресс-конференция на тему “Чечня, Ингушетия: безопасность населения, положение вынужденных мигрантов”. В пресс-конференции участвовали Светлана Ганнушкина (член Комиссии по правам человека при Президенте РФ), недавно вернувшаяся из Чеченской Республики, и Александр Черкасов (“Мемориал”).

С.Ганнушкина рассказала о положении вынужденных мигрантов в Ингушетии, о принуждении обитателей лагерей к возвращению в Чечню, где для этого отсутствуют минимальные условия: места, безопасность, какое-либо разумное планирование процесса их возвращения и расселения, и т. п.

Ниже мы публикуем тезисы выступления Александра Черкасова.

Пять лет назад Россия и Чечня медленно, но неумолимо сползали к войне.

Что с тех пор изменилось?

Что теперь происходит в Чеченской Республике и сопредельных регионах?

Накануне войны нам говорили как о главной причине о террористах - тех, кто организует взрывы и похищает людей.

Проступал также и другой, основной мотив федерального центра - борьба с сепаратизмом, желание вернуть "мятежную провинцию" в лоно федерации. А конкретно - восстановить контроль над нефтяным транзитом.

Политическое решение, переговоры с сепаратистами представлялись как неприемлемые - поскольку если даже Масхадов и не организует похищения и взрывы, он не может их остановить.

Что изменилось?

Взрывы в Чечне и рядом по-прежнему гремят, последний - в Ингушетии 6 апреля.

И людей по-прежнему похищают.

Вот человека вывозят из Ингушетии, и спустя три дня он обнаруживается в чеченских горах, у Ибрагима Хултыгова. Лет пять-шесть назад Хултыгов был начальником Национальной службы безопасности Ичкерии, а теперь он командует комендантской ротой, подконтрольной федеральным властям.

Или берут в заложники десятки родственников Магомета Хамбиева - чтобы принудить последнего к сдаче. И делают это также подконтрольные федеральным властям отряды Кадырова и Ямадаева. До войны они были сепаратистами, один - муфтием, другой - "полевым командиром", теперь - на службе у федерации.

Говорят, что амнистируют и вовлекают в "новые чеченские структуры" только тех, кто непричастен к похищению людей, к убийству пленных и заложников, к терактам в Буденновске и Кизляре, к походу на Дагестан.

Однако накануне войны в СМИ были сообщения о причастности Ямадаевых к захвату заложников - и никто их не опроверг. Того из братьев Ямадаевых, что сегодня находится в руководстве чеченского отделения "Единой России", охраняет Абу Арсанукаев - лет десять назад он был начальником охраны Джохара Дудаева. Он амнистирован. Интересно, расследована ли его причастность к расстрелам российских пленных, в частности, лейтенанта Мочалина 31 декабря 1994 года? К убийству американца Фреда Кьюни, его переводчицы Галины Алейник и двух сотрудников Российского Красного Креста в начале 1995-го? К похищению в январе 1996-го священников Сергия Жигулина и Анатолия Чистоусова - отец Анатолий после этого погиб? Так или иначе, Арсанукаев сегодня тоже на федеральной службе...

Или Адам Бейбулатов по прозвищу Пират, тоже освобождаемый от ответственности. Как с его участием в буденновском теракте? После первой чеченской он удерживал заложников - что с этим? Тогда же Бейбалатов участвовал в дележе нефтепромыслов...

А теперь и Ахмад Кадыров говорит о контроле над нефтяным комплексом, о возможности перекрытия транзитных трубопроводов.

Так что же произошло за пять лет? Как получилось, что тогда со всеми этими людьми ни в коем случае нельзя было договариваться, а теперь они все - лояльные россияне? И была ли для этого необходима война?

И главное - что изменилось? И чем сегодняшние похищения людей и взрывы лучше тех, пятилетней давности?

*****

Впрочем, сравнивать можно и не с событиями пятилетней давности, а с тем, что было два-три-четыре года назад. В самом деле – война началась, идет, и повернуть время назад никому не под силу. Но, господа, война-то идет на спад! “Кадыровцы", говорите? Так ведь это означает, что “значительные полномочия передаются новой администрации”, что федеральные силы больше не воюют. Или почти не воюют… Тем более - не используется тяжелое вооружение. Не говоря уже об авиации…

“Права человека", говорите? Так ведь там теперь туземцы с туземцами воюют, Кадыров за Басаевым гоняется, с нас-то какой спрос? Сосредотачиваясь на “кадыровцах”, можно невольно подыграть этой линии. Между тем, все далеко на так просто.

Всю эту весну из Чеченской Республики поступают многочисленные сообщения об успешной борьбе с сепаратистами и террористами. О, так сказать, “издержках” этой борьбы – о гибели и “исчезновениях” жителей Чечни - предпочитают умалчивать. Когда же подобные сведения становятся достоянием гласности, официальные представители федеральных силовых структур пытаются их тем или иным способом дезавуировать. На прошлой неделе они дважды комментировали сюжеты, о которых ранее сообщал Правозащитный центр "Мемориал".

*****

Речь идет о двух трагических событиях.

8 апреля 2004 года в высокогорном селении Ригахой Веденского района от удара с воздуха погибли Майдат Дамаева и пять ее детей, четырех, трех, двух лет и близнецы девяти месяцев. Командование ВВС отрицало факт бомбардировки этого села, а со ссылкой на прокуратуру сообщалось, что эта семья погибла от взрыва фугаса. То есть ответственность за трагедию косвенно перекладывалась на самих погибших, якобы связанных с вооруженными формированиями сепаратистов.

9 апреля 2004 года в окрестностях села Сержень-Юрт Веденского района были обнаружены девять тел со следами пыток и признаками насильственной смерти. Восемь из них были уведены из села Дуба-Юрт в ночь на 27 марта, причем обстоятельства указывали на причастность к этому федеральных сил - об этом на пресс-конференции 8 апреля говорили представители Human Rights Watch (HRW) и "Мемориала". Однако представители Регионального оперативного штаба (РОШ) по проведению контртеррористической операции на Северном Кавказе обвинило в похищении и последующем убийстве опять-таки сепаратистов: якобы случившееся - месть жителям Дуба-Юрта, отказавшимся поставлять боевикам продовольствие.

Впрочем, сообщения пресс-служб ВВС и РОШ нельзя даже назвать опровержениями: это отрицание, толком не подкрепленное - в обоих случаях заявления официальных лиц лишены даже признаков правдоподобия.

*****

В первых сообщениях о трагедии в селе Ригахой она была ошибочно датирована 9 апреля, и представитель командования ВВС "честно" утверждал: в этот день полетов не было. Ту же ошибку в дате, кстати, допустили и представители чеченской администрации. Кроме того, в тех первых сообщениях "Мемориала" не раз повторялось: информация - сугубо предварительная, возможны неточности, которые, впрочем, тут же будут исправлены. Но даже когда "Мемориал" эту ошибку исправил, а так же поправившиеся с датой представители администрации Кадырова заговорили о трагедии Ригахоя во весь голос, пресс-служба ВВС продолжала крутить все ту же пластинку: "9 апреля не летали".

Представители прокуратуры, озвучившие версию о гибели женщины и детей от взрыва "фугаса", нимало не смущались тем, что взрыв произошел не в доме, а снаружи. Женщину и детей завалило обломками, осколочных ранений и минно-взрывных травм не видно. Кроме того, в стороне от дома есть и воронка от второго боеприпаса, это хорошо видно на видеозаписи - что же, там взорвался второй "фугас"?

На сохранившихся фрагментах убившего семью Дамаевых боеприпаса видна маркировка, и для следствия не должно было составить проблему установить его тип и номер, боевую машину, на которую он был подвешен, и летчика, ее пилотировавшего.

*****

Столь же несостоятельны и заявления о похищении жителей Дуба-Юрта боевиками.

Во-первых, в задержании в ночь на 27 марта были задействованы два бронетранспортера - у боевиков же БТРы отсутствуют.

Во-вторых, жители села проследили путь колонны с задержанными - те проследовали по трассе Шатой-Грозный мимо села Старые Атаги, в направлении Ханкалы.

В-третьих, в последующие дни сельчанам удалось выяснить, что задержанные находятся на Ханкале. В распоряжении HRW даже оказалась ксерокопия записи о прокурорской проверке, в ходе которой все задержанные были обнаружены именно там, на главной базе федеральных сил в Чечне.

Наконец, девятое тело из числа найденных в окрестностях Сержень-Юрта принадлежит человеку, происходившему из Дуба-Юрта, но жившему в Грозном и задержанному представителями федеральных силовых структур в ночь на 2 апреля в Октябрьском районе г. Грозный.

То есть, "чеченские боевики" могли быть замешаны в преступлении и Сержень-Юрта только в том случае, если они имеют на вооружении бронетехнику, свободно проезжают через блок-посты, базируются на Ханкале. И, кроме того, задерживают и собирают в одном месте уроженцев одного населенного пункта. Или же представители РОШ всерьез утверждают, что "боевики", не получившие провиант в Дуба-Юрте, неделю спустя наведались в Грозный и похитили там уроженца этого села?

*****

Российские официальные структуры в апреле 2004 года не раз рапортовали о победах в борьбе с террористами. Однако никто, кажется, не отменил еще в Чечне действие российских законов. Никто не вывел официально "контртеррористическую операцию" и ее участников за рамки права, не освободил их от ответственности за преступления против закона. Убийство мирных жителей - женщины и детей - преступно. Равным образом, люди, задержанные в ходе "контртеррористической операции" и находящиеся в руках представителей Российского государства, не должны были подвергаться пыткам и внесудебной казни. Подобные действия не только преступны сами по себе, не только ставят власть на одну доску с бандитами - они создают предпосылки для новой волны террора в России. И ответственность за это ляжет не только на тех, кто убивал и пытал, но и на тех, кто покрывал убийц и палачей.

Редакция

Электронная почта: polit@polit.ru
VK.com Twitter Telegram YouTube Яндекс.Дзен Одноклассники
Свидетельство о регистрации средства массовой информации
Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством
Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и
средств массовой информации. Выходит с 21 февраля 1998 года.
При любом использовании материалов веб-сайта ссылка на Полит.ру обязательна.
При перепечатке в Интернете обязательна гиперссылка polit.ru.
Все права защищены и охраняются законом.
© Полит.ру, 1998–2024.